Курс: Оперативно-розыскные мероприятия - Использование результатов оперативно-розыскных мероприятий в доказывании по уголовным делам

Использование результатов оперативно-розыскных мероприятий в доказывании по уголовным делам

Правовой основой использования результатов ОРД в доказывании по уголовным делам являются Конституция Российской Федерации, уголовно-процессуальное и иное федеральное законодательство, нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, регулирующие отношения в области осуществления оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности.

Порядок представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд регламентирован Инструкцией «О порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд», утвержденной приказом ФСНП России, ФСБ России, МВД России, ФСО России, ФПС России, ГТК России, СВР России от 13 мая 1998 г. № 175/226/336/201/286/410/56, согласованной с Генеральной прокуратурой РФ (далее Инструкция).

Инструкция определяет результаты ОРД – как фактические данные, полученные оперативными подразделениями в установленном ФЗ об ОРД порядке, о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших, а также о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.

Термин «результаты оперативно-розыскной деятельности» несколько позже введен и УПК РФ, и трактует данное понятие, как сведения, полученные в соответствии с федеральным законом об оперативно-розыскной деятельности, о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда.

Исходя из этого, речь идет о получении оперативными подразделениями сведений о фактах, которые предстоит установить. Оперативному подразделению (органу дознания) надлежит собрать оперативную (первичную) информацию которая может содержать необходимые сведения. Однако не следует забывать, что полученные данные непременно должны соответствовать объективной действительности, не вызывая сомнения с точки зрения их достоверности, т.к. информация может быть неконкретной, неполной, ориентирующей, предположительной, а иногда непроверяемой, содержать определенную долю субъективизма, исходящего от предоставившего ее источника. В частности информация, поступающая от конфидента, должна быть подвергнута проверке, т.к. он мог быть специально дезинформирован или сознательно вводить в заблуждение оперативного работника и т.д. Опровержение информации либо ее неподтверждение позволяет сократить круг версий и определить новые направления работы.

В силу специфики оперативно-розыскной деятельности результаты ОРД не всегда могут иметь процессуальное значение и официально использоваться в уголовном судопроизводстве, достаточно часто они выступают лишь в качестве информации, которая может быть легализована в официальных следственных действиях и представлена как их результат (это может быть вызвано причинами, связанными с реализацией оперативно-розыскного принципа конспирации, преимущественно негласных начал этой деятельности).

Результаты ОРД могут быть использованы для проведения ОРМ в качестве оснований для проведения конкретного ОРМ, определения тактики его проведения, такого рода действия (решения) могут основываться на предположениях (версиях), первичных данных, которые лишь предстоит про-верить, после чего сведения при их подтверждении можно будет рассматривать как сведения о фактах.

В частности, результаты проведения одного ОРМ могут являться основаниями для прове-дения другого. Проведению, например, такого ОРМ, как оперативное внедрение, предшествует проведение ряда ОРМ, направленных на подготовку и обеспечение внедрения. На их основе определяется тактика реализации этого мероприятия.

Результаты ОРД используются как обоснование ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, определяют целесообразность и законность их проведения в условиях конкретного места и времени, в отношении конкретного лица и т.д. То, что результаты ОРД (сведения, оперативные данные) не всегда являются фактическими, следует и из такой задачи ОРД, как добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ. Решение этой задачи предполагает прежде всего сбор, а не использование первичной информации, дальнейшее проведение на ее основе разведывательных и контрразведывательных мероприятий. Такая задача характеризует в первую очередь сам процесс сбора информации (сведений о фактах) и лишь в дальнейшем использование его результатов (фактических данных).

Результаты ОРД заключаются в содержании той информации, которая отражена в оперативных документах, но не в самих этих документальных источниках.

При представлении и использовании результатов ОРД в уголовном судопроизводстве речь идет поэтому не столько о документальных носителях информации, сколько об их источниках и (или) фактах, которые могут быть подтверждены процессуально. Оперативно-служебная документация является средством фиксации информации, которое призвано облегчить сбор и проверку доказательств, зафиксировать сведения о признаках общественно опасных деяниях и лицах, их подготавливающих, совершающих или совершивших.

Следует отметить, что одного лишь отражения информации (сведений), даже если она и обладает высокой степенью достоверности (например, видеозапись, которая может фиксировать время, место, обстановку, участников события), недостаточно для признания таких фактических данных результатами ОРД. Подобная информация может рассматриваться как результат ОРД лишь во взаимосвязи с ОРМ, при проведении которых информация была получена и (или) зафиксирована, либо был обнаружен ее материальный носитель. Данное обстоятельство представляется чрезвычайно важным с точки зрения последующего официального использования в уголовном судопроизводстве.

Результаты ОРД могут служить основой для формирования всех видов доказательств, создавать условия и предпосылки для их установления.

В соответствии со ст. 11 ФЗ об ОРД результаты ОРД могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения ОРМ по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших.

Результаты ОРД могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями УПК, регламентирующими сбор, проверку и оценку доказательств.

При подготовке материалов необходимо учитывать, что сведения об используемых или использованных при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий составляют государственную тайну.

Перед представлением материалов эти сведения либо подлежат рассекречиванию на основании мотивированного постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно- розыскную деятельность, либо представляются в соответствии со ст. 16 Закона Российской Федерации «О государственной тайне».

Постановление о рассекречивании утверждается руководителем, имеющим на то соответствующие полномочия.

В соответствии с п. 10 Инструкции представление результатов ОРД включает в себя:

– вынесение руководителем ОРО постановления о представлении результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд;

– вынесение, при необходимости, постановления о рассекречивании отдельных оперативно-служебных документов, содержащих государственную тайну;

– оформление сопроводительных документов и фактическую передачу материалов (пересылка по почте, передача с нарочным и т.п.).

В каждом конкретном случае возможность представления результатов ОРД, содержащих сведения об организации и тактике проведения ОТМ, используемых технических средствах, штатных негласных сотрудниках оперативно-технических и оперативно-поисковых подразделений, должна в обязательном порядке согласовываться с исполнителями соответствующих мероприятий.

Постановление о представлении результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд должно включать в себя его наименование, место, время и основания вынесения, фамилию, имя, отчество, должность и звание (воинское, специальное) руководителя ОРО. Постановление должно конкретизировать вид материалов, а также содержать сведения об ОРМ, в результате которых они получены, когда и кем санкционировалось конкретное ОРМ, наличие судебного решения на его проведение. В нем также подробно должны быть перечислены подлежащие направлению (передаче) конкретные документы.

В случае необходимости одновременно с постановлением готовится план мероприятий по защите сведений об органах, осуществляющих ОРД, и безопасности непосредственных участников ОРМ.

Порядок представления результатов ОРД, полученных при исполнении запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств, определяется отдельными нормативными правовыми актами.

Требования, предъявляемые Инструкцией к результатам ОРД, представляемым органу дознания, следователю, прокурору или в суд, порядку их оформления и представления, являются обязательными для сотрудников оперативных подразделений государственных органов, осуществляющих ОРД в пределах своих полномочий, и подлежат исполнению на всех этапах проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Результаты ОРД, представляемые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, должны содержать достаточные данные, указывающие на признаки преступления: сведения о том, где, когда, какие признаки преступления обнаружены, при каких обстоятельствах имело место обнаружение признаков преступления, сведения о лице, его совершившем (если оно известно), очевидцах преступления (если они известны), о местонахождении следов преступления, докумен-тов и предметов, которые могут стать вещественными доказательствами, о любых других фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Сведения, содержащиеся в представляемых результатах, должны позволять сделать вывод о наличии события и его противоправности.

Представляемые для подготовки и осуществления следственных и судебных действий результаты ОРД должны содержать сведения о лицах, скрывающихся от органов расследования и суда, о возможных источниках доказательств, лицах, которым известны обстоятельства и факты, имеющие значение для уголовного дела, о местонахождении орудий и средств совершения преступления, предметах и документах, связанных с обстоятельствами предмета доказывания, и о других фактах и обстоятельствах, позволяющих определить объем и последовательность проведения следственных действий, выбрать наиболее эффективную тактику их производства, выработать оптимальную методику расследования по конкретному уголовному делу.

Результаты ОРД, представляемые для использования в доказывании по уголовным делам, должны позволять формировать доказательства, удовлетворяющие требованиям уголовно-про-цессуального законодательства, предъявляемым к доказательствам в целом, к соответствующим видам доказательств, и содержать сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, указания на источник получения предполагаемого доказательства или предмета, который может стать доказательством, а также данные, позволяю-щие проверить в условиях судопроизводства доказательства, сформированные на их основе.

Постановление о представлении результатов ОРД подготавливается в одном экземпляре, подписывается руководителем органа и приобщается к материалам дела оперативного учета или соответствующего номенклатурного дела.

Результаты ОРД могут представляться в виде обобщенного официального сообщения (справки – меморандума) или в виде подлинников соответствующих оперативно-служебных документов.

Степень секретности представляемых материалов, виды приложений и способ передачи определяются в соответствии с правилами ведения секретного делопроизводства в каждом конкретном случае отдельно, в том числе в зависимости от существа полученного запроса (поручения) и наличия сведений, подлежащих засекречиванию.

Представляемые материалы должна сопровождать информация о времени, месте и обстоятельствах изъятия в ходе оперативно-розыскной деятельности предметов и документов, получения видео- и аудиозаписей, кино- и фотоматериалов, копий и слепков, должно быть приведено описание индивидуальных признаков указанных предметов и документов.

Правовой основой взаимодействия следователя и органа дознания являются положения УПК РФ, Закона об ОРД, упоминаемая ранее Инструкция «О порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд», утвержденная приказом ФСНП России, ФСБ России, МВД России, ФСО России, ФПС России, ГТК России, СВР России от 13 мая 1998 г. № 175/226/336/201/286/410/56, и др. нормативные акты.

Следователь являясь должностным лицом, уполномоченным в пределах своей компетенции, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, в соответствии с ч. 2 п. 4 ст. 38 УПК РФ наделен правом давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий (производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении).

Поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий носит характер постановки общей задачи по установлению каких-либо обстоятельств по делу. Следователь не вправе указывать средства и методы ОРД, необходимые для исполнения поручения, т.к. это исключительная компетенция оперативных сотрудников. Контроль за качеством и своевременностью выполнения поручений следователя возложен на начальника оперативного подразделения.

Поручения могут быть следующего характера:

Поручения с целью выяснения: связей подозреваемых; сведений о родственниках, знакомых, коллегах по работе с целью выявления фактов, свидетельствующих о возможной причастности (или непричастности) подозреваемого к расследуемому преступлению; роли каждого участника группы; линии поведения и мер противодействия со стороны обвиняемых.

Поручения розыскного характера: розыск и задержание подозреваемых; обыск (выемка) по месту жительства (на даче, в гараже), работы подозреваемого и в иных местах; установление свидетелей преступных действий, например, незаконных операций с наркотиками; проверка по оперативно-справочным и криминалистическим учетам; проверка обстоятельств, опровергающих алиби подозреваемого.

Поручения о проверке учетов: 1) поддельных медицинских рецептов на получение наркотических и сильнодействующих лекарственных средств и образцов почерка лиц, занимающихся их подделкой; 2) коллекций печатей, штампов, подписей врачей медицинских учреждений; 3) преступлений с характерными способами совершения, совершаемых рецидивистами и гастролерами; 4) видеотеки лиц, представляющих оперативный интерес (по признакам внешности); 5) фонотеки голоса и речи лиц, представляющих оперативный интерес.

Для обеспечения результативности работы по реализации оперативных материалов следователь вправе знакомить с материалами уголовного дела сотрудника оперативного подразделения, разрешать ему присутствовать на допросах подследственных, требовать соблю-дения тайны следствия и служебной тайны. Оперативный сотрудник, получивший информацию, относящуюся к расследуемому преступлению, в свою очередь, должен своевременно ознакомить с ней следователя, принимая меры, исключающие разглашение данных ОРД.

Тактическим приемом использования результатов оперативно-розыскных мероприятий является апробированный в оперативно-розыскной практике и соответствующий оперативно-розыскному и уголовно-процессуальному законодательству образ действия (линия поведения) определенного участника ОРД (сотрудника оперативных подразделений государственных органов, осуществляющих ОРД в пределах своих полномочий), позволяющий оптимально решить конкретную задачу ОРД.

При расследовании преступлений разрабатывается определенная система тактики проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Тактика проведения оперативно-розыскных мероприятийэто совокупность специальных приемов (способов), применяемых участниками ОРД в конкретной оперативно-розыскной ситуации для оптимального проведения соответствующего оперативно-розыскного мероприятия, т.е. применительно к определенному ОРМ разрабатывается соответствующая тактика его проведения.

Оперативно-розыскная тактика обеспечивает решение многих задач при расследовании уголовных дел в борьбе с организованной преступностью, например:

– агентурное проникновение в ОПГ, получение сведений об их деятельности, связях, составе преступных группировок, их лидерах, организаторах конкретных преступлений;

– изучение ОПГ путем непосредственных контактов с их представителями и сбора информации – данных о лидерах, их взаимоотношениях;

– установление преступников, находящихся на нелегальном положении, мест укрывательства разыскиваемых лиц;

– обнаружение оружия, предметов, ценностей и денег, добытых преступным путем, и мест их укрытия;

– нарушение преступных планов и намерений, создание препятствий на пути их реализации, содействие распаду ОПГ, компрометации и моральной изоляции их лидеров;

– постоянное поддержание конспиративности, необходимой, в частности, для зашифровки негласно действующих оперативников, а также агентов.

Если материалы ОРД не были реализованы самим органом дознания, то следователь и оперативный работник составляют согласованный план реализации, который включает:

– следственные и розыскные версии;

– обстоятельства, подлежащие установлению;

– следственные действия и ОРМ, сроки исполнения, исполнителей.

План реализации согласовывается с непосредственными начальниками следователя и оперативного работника и утверждается начальником ОВД. По инициативе следователя и оперативника план может изменяться и дополняться. Кроме согласованного плана возможно составление отдельного плана ОРМ. При необходимости задействования большого количества сотрудников разных служб может составляться временный план организационных мероприятий, в котором указываются расчет сил и средств, первоначальные следственные действия и ОРМ.

Контроль за реализацией согласованного плана и помощь в его осуществлении оказывают начальник следственного отдела и начальник СКМ, которые обеспечивают непрерывность планирования и контроля всех проводимых подразделениями мероприятий. Следователь и сотрудник оперативного подразделения отчитываются о результатах своим непосредственным начальникам.

Реализация материалов ОРД в отношении организованных преступных групп должна осуществляться с обязательным участием следователя. На первоначальном этапе расследования по решению начальника СО, а также начальника ОВД может создаваться временная следственно-оперативная группа (далее СОГ), о чем начальник ОВД издает приказ. Руководителем СОГ назначается следователь, принявший дело к производству. Если в СОГ входят несколько оперативных работников – один из них назначается старшим. Изменить ее состав может только начальник ОВД по согласованию с руководителем СОГ. При расследовании дела группой следователей выносится соответствующее постановление.

Руководитель СОГ лично производит следственные действия, определяет направление расследования и составляет согласованный план, распределяет работу между членами СОГ и координирует их действия; осуществляет организационное обеспечение и контроль исполнения; знакомится с относящимися к делу оперативными материалами и лично отвечает за их надлежащую процессуальную реализацию. Все поручения даются руководителем СОГ в устной форме. СОГ расформировывается по предложению ее руководителя начальником ОВД.

Оперативное сопровождение уголовного дела очень важно до его окончания и до судебного рассмотрения.

 



Индекс материала
Курс: Оперативно-розыскные мероприятия
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий
Оперативно-розыскные мероприятия, основанные на криминалистических методах
Оперативно-розыскные мероприятия – разведывательные методы
Понятие оперативно-розыскного процесса и его характеристика
Сыскная квалификация деяния в оперативно-розыскном процессе
Дело оперативного учета в оперативно-розыскном процессе
Лица и группы лиц, изучаемые в оперативно-розыскной деятельности
Лица, защищаемые в оперативно-розыскной деятельности
Использование результатов оперативно-розыскных мероприятий в доказывании по уголовным делам
Организация оперативно-розыскной деятельности в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков
Судебный контроль за оперативно-розыскной деятельностью
Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью
Все страницы