Курс: Оперативно-розыскные мероприятия - Дело оперативного учета в оперативно-розыскном процессе

Дело оперативного учета в оперативно-розыскном процессе

Назначение документирования

Документирование составляет информационную основу ОРД, обеспечивает достижение ее задач.

Документирование носит правовой характер и регулируется нормами различных законов и ведомственных нормативных правовых актов.

Теория документирования занимается изучением норм права, регулирующих порядок документирования, применением этих норм на практике, правоотношениями между участниками документирования.

Под документированием обычно понимается:

– процесс познания, т.е. выявления, собирания, изучения, проверки, оценки и фиксации в документах фактических данных об обстоятельствах совершенного преступления;

– деятельность, обеспечивающая возможность использования данных, полученных оперативно-розыскным путем в уголовном судопроизводстве.

Процесс познания осуществляется на основе любых фактических данных, полученных из различных источников: свидетельств потерпевших и очевидцев, заключения специалистов, докуметов, предметов, запечатлевших следы преступления, фото-, видео- и звукозаписи и других материальных носителей.

К основным объектам познания при документировании относятся события, лица и обстоятельства, устанавливаемые в соответствии с УПК в связи с совершением преступления.
В уголовном судопроизводстве это любые фактические данные, отраженные в документах и вещественных доказательствах. Осуществляемое в рамках ОРД документирование выполняет функцию, способствующую достижению целей уголовного судопроизводства. Полученные в процессе ОРД фактические данные, зафиксированные в соответствующих документах, могут служить поводом и основанием возбуждения уголовного дела, использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями УПК, регламентирующего порядок собирания, проверки, оценки и использования доказательств.

Документирование осуществляется в связи с недопущением преступления, в связи с выявлением или расследованием преступления, розыском без вести пропавших, добыванием информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности.

Документирование в ОРД предназначено для фиксирования и сохранения сведений, полученных в результате проведения ОРМ, – это процесс сбора документированной информации, ее проверки, оценки и использования для решения задач ОРД, а в уголовном процессе регламентируется УПК и способствует решению целей судопроизводства.

Документирование осуществляется при выполнении поисковой работы, проверке первичных сообщений о преступлениях; исполнении поручений следователя, прокурора и суда; при исполнении запросов других правоохранительных органов о проведении ОРМ; при проведении ОРМ по горячим следам, в целях выявления очевидцев преступления и установления иных обстоятельств, связанных с возбуждением уголовного дела, а также в связи с добыванием информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.

Порядок документирования регулируется юридическими нормами законов и ведомственными нормативными правовыми актами.

Документирование в оперативно-розыскной деятельности осуществляется при выполнении поисковой работы, когда еще не выявлены признаки общественно опасного деяния и лица, его совершившего; при проверке первичных сообщений о преступлениях, осуществлении негласного контроля за отдельными лицами, частными детективами и охранными организациями, предупреж-дении преступлений; исполнении поручений следователя, прокурора и суда; при исполнении запросов других правоохранительных органов о проведении ОРМ; при проведении ОРМ по горя-чим следам, в целях выявления очевидцев преступления и установления иных обстоятельств, свя-занных с возбуждением уголовного дела, а также в связи с добыванием информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ, и решении других задач ОРД.

Целями документирования является получение фактических данных о том, имело ли место событие преступления, об обстоятельствах его совершения (месте, времени, способе), о лицах, совершивших общественно опасное деяние.

Цели документирования – фиксирование в документах и сохранение фактических данных, их использование при осуществлении поисковой работы, оперативной проверки первичной инфор-мации о преступлениях, проведении оперативно-розыскных мероприятий, а также использование в уголовном судопроизводстве фактических данных, зафиксированных в документах.

Задачи документирования:

– выявление преступлений и лиц, их совершивших;

– предупреждение преступлений;

– контроль за частной детективной и охранной деятельностью организаций и предприятий.

Документирование обеспечивает изучение фактов, которые могут произойти в будущем, происходят в настоящее время, а также произошли в прошлом, при этом документирование обеспечивает познание изучаемого события благодаря фиксированию фактических данных, сохранившихся в памяти потерпевших, очевидцев, оставленных на предметах следов. При этом лица, являвшиеся участниками подготавливаемых или происходящих событий, должны сами непосредственно наблюдать факт преступления, становясь его очевидцами. Именно непосредственное наблюдение события позволяет стать участником документирования.
А изучение задокументированных фактов исследуемого события становится способом познания объективной действительности.

При выявлении преступления и лица, его совершившего, ОРО обязаны принять меры по пресечению общественно опасных действий.

Документирование является информационной основой ОРД и обеспечивает выполнение задач ОРД.

Предметом документирования являются все обстоятельства, подлежащие установлению при решении задач ОРД.

Документирование как процесс сбора, проверки, оценки и использования фактических данных осуществляется при получении информации, необходимой для выполнения задач ОРД, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в связи с возбуждением уголовного дела.

Документирование, осуществляемое при проведении оперативно-розыскных мероприятий, в связи с возбуждением уголовного дела, подчинено целям уголовного судопроизводства и выполняет функцию, способствующую достижению его целей и регламентируется УПК. Документирование как средство получения документированной информации составляет основу доказывания в уголовном судопроизводстве. В соответствии со ст. 85 УПК доказывание – это процесс сбора, проверки и оценки доказательств, т.е. фактических данных, зафиксированных в документах и материальных носителях. При доказывании документирование выполняет функцию фиксирования в документах сведений полученных процессуальным путем, которые используются при доказывании по уголовному делу.

Фактические обстоятельства, составляющие предмет документирования, в разных случаях неодинаковы. В зависимости от конкретных обстоятельств изучаемого события предмет документирования устанавливается должностным лицом ОРО в соответствии с задачами ОРД, которые решаются в этом случае. Однако есть вопросы, исследование которых обязательно при документировании. Эти вопросы связаны с выявлением любых преступлений и лиц, их совершивших, и определяются целями доказывания и обстоятельствами, подлежащими доказыванию в уголовном процессе.

Перечень этих вопросов предусмотрен ст. 73 УПК РФ:

– событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления);

– виновность лица в совершении преступления, форма его вины и мотивы;

– обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого;

– характер и размер вреда, причиненного преступлением;

– обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния;

– обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание;

– обстоятельства, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания;

– обстоятельства, способствовавшие совершению преступления.

Основой документирования в процессе ОРД являются правила документирования информации и ее защиты, установленные в ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», ФЗ об ОРД, УПК РФ.

Так, перечисленная в ст. 73 УПК РФ документированная информация, в соответствии с которой устанавливается наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу, а также иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела, становится доказательством.

Статьи 86-88 УПК устанавливают порядок сбора, проверки и оценки документированной информации в уголовном судопроизводстве.

Документирование, осуществляемое оперативно-розыскными органами при решении задач ОРД, представляет собой процесс сбора информации, проверки и оценки результатов ОРД, принятие соответствующих решений на основе зафиксированных результатов ОРД.

Ст. 10 ФЗ об ОРД регламентирует порядок документирования по ДОУ, осуществляемое в целях собирания и систематизации сведений, проверки и оценки результатов ОРД, а также принятия на их основе соответствующих решений.

Основой ОРД является документирование фактических данных, полученных в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности и зафиксированных в соответствующих документах, которое обеспечивает сохранение добываемой информации.

После подписания документа должностным лицом, в порядке, установленном органом, осуществляемом ОРД, документированная информация приобретает юридическую силу.

В соответствии со ст. 2 ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» понятие документированная информация» раскрывается как документ, в котором зафиксированы сведения с реквизитами, позволяющими их идентифицировать.

Ст. 5 ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» устанавливает, что документирование информации является обязательным условием включения информации в информационные ресурсы, под которыми понимаются не только отдельные документы, но и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах.

Включение полученной информации в информационные ресурсы происходит после ее документирования. Документированная информация, включаемая в информационные ресурсы, является средством ее последующего отыскания в информационных системах, анализа и использования в ОРД.

В соответствии с п. 1 ст. 10 ФЗ об ОРД органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, для решения задач ОРД могут создавать и использовать информационные системы, а также заводить дела оперативного учета.

Дело оперативного учета является способом обобщения сведений, полученных в ходе оперативно-розыскных мероприятий.

Дело оперативного учета – это форма концентрации материалов оперативно-служебного документирования в целях собирания, накопления, систематизации и анализа фактических данных (информации, сыскных доказательств), проверки и оценки итогов ОРМ, а также принятия на их основе соответствующего решения должностными лицами ОРО.

Заведение ДОУ является реализованным решением руководителя оперативно-розыскного подразделения начать производство того или иного ДОУ.

Заведение дела оперативного учета свидетельствует о начале оперативно-розыскного процесса, о переходе рассмотрения оперативной информации из одной стадии процесса в другую. Так, заведение ДОУ означает начало оперативно-розыскного процесса и его первой стадии – оператив-ной проверки, а затем перехода в другую стадию процесса – дело оперативной разработки.

Перечень дел оперативного учета и порядок их ведения определяется нормативными актами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (ч. 5 ст. 10 ФЗ об ОРД).

Перечень ДОУ формируют в зависимости от стадии уголовно-розыскного процесса. В связи с этим различают:

– дело оперативной проверки (предварительной оперативной проверки);

– дело оперативной разработки;

– дело оперативного контроля (надзора);

– дело оперативного розыска.

В органах внутренних дел ведут ДОУ:

– предварительной оперативной проверки;

– оперативное;

– оперативно-поисковое;

– розыскное.

Дела оперативного учета заводятся органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в целях собирания и систематизации сведений, проверки и оценки результатов оперативно-розыскной деятельности и принятия на их основе соответствующих решений, только при наличии оснований, предусмотренных пунктами 1-6 части первой статьи 7 ФЗ об ОРД (ч. 2 ст. 10 ФЗ об ОРД ).

Основаниями для заведения ДОУ являются:

1) наличие возбужденного уголовного дела;

2) ставшие известными оперативно-розыскным органам сведения:

– о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, лицах его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

– о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности;

– о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

– о лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов;

3) поручения следователя, органа дознания, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве;

4) запросы других оперативно-розыскных органов по основаниям, указанным в ст. 7 ФЗ об ОРД;

5) постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном российским законодательством;

6) запросы международных правоохранительных организаций и органов иностранных государств в соответствии с международными договорами России.

Цели заведения дела оперативного учета указаны в ч. 2 ст. 10 ФЗ об ОРД:

1) собирание и систематизация сведений;

2) проверка и оценка результатов оперативно-розыскной деятельности;

3) принятие на их основе соответствующих решений органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Дела оперативного учета заводятся органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в целях собирания и систематизации сведений, проверки и оценки результатов оперативно-розыскной деятельности и принятия на их основе соответствующих решений, при наличии оснований, предусмотренных пунктами 1-6 части первой статьи 7 ФЗ об ОРД. (ч. 2 ст. 10 ФЗ об ОРД).

Исходя из специфики деятельности и оперативно-розыскной подведомственности ОРО может самостоятельно устанавливать правила производства по ДОУ, однако имеются и общие требования.

Решения, принимаемые по материалам ДОУ оформляются в виде постановлений:

– постановления о заведении ДОУ;

– продлении ДОУ;

– прекращении ДОУ.

Дело оперативного учета может быть заведено на основании постановления, принятого соответствующим должностным лицом, после его утверждения руководителем оперативно-розыскного органа.

Работа по делам оперативного учета строится по специальному плану организационных и оперативно-розыскных мероприятий.

Все оперативно-служебные документы (постановления, планы, сводки, рапорты, справки
и др.), полученные по ДОУ, а также письменные поручения следователя, указания прокурора о проведении в рамках дела оперативного учета оперативно-розыскных мероприятий приобщают к делу, систематизируют, подшивают и вносят во внутреннюю опись.

Производство по ДОУ осуществляется оперативниками под контролем руководителя оперативно-розыскного органа, который выражается в различных формах:

– путем утверждения постановления и планов;

– заслушивания исполнителей;

– проверки содержания оперативно-служебных документов;

– дачи указаний о направлении производства дела оперативного учета.

Прекращение дела оперативного учета – это решение соответствующего руководителя ОРО прекратить его производство в связи с возникновением одного из предусмотренных для этого ФЗ об ОРД оснований.

Дело оперативного учета может быть прекращено в случае решения конкретных задач ОРД, а также установления обстоятельств, свидетельствующих о невозможности их решения. (ч. 4 ст. 10 ФЗ об ОРД).

1. ДОУ прекращается при решении конкретных задач оперативно-розыскной деятельности в случае:

– предупреждения совершения конкретного преступления;

– выявления, пресечения или раскрытия определенного преступления;

– выявления и установления лица, подготавливающего, совершающего или совершившего преступление, и прекращение его преступной деятельности;

– установления места нахождения лица, скрывающегося от органов дознания, следствия и суда или уклоняющегося от уголовного наказания;

– розыска без вести пропавшего

2. ДОУ прекращается при установлении обстоятельств, свидетельствующих о невозможности решения задач оперативно-розыскной деятельности в случае получения достоверной информации:

– о неподтверждении сведений, на основании которых было заведено ДОУ;

– о декриминализации общественно опасного деяния, в связи с вероятным совершением которого было заведено ДОУ;

– об акте амнистии, если он устраняет применение наказания за преступление, совершенное лицом, в отношении которого было заведено ДОУ;

– об истечении срока давности привлечения к уголовной ответственности;

– о постоянном или длительном нахождении лица, объекта оперативной заинтересованности, в состоянии или условиях, исключающих возможность совершения преступления, например, арест, тяжелая болезнь, психическое заболевание;

– смерти проверяемого лица.

Принятие решения о прекращении ДОУ по любому из предусмотренных нормативными актами оснований оформляется вынесением постановления, утвержденного руководителем.

Информацию, собираемую по ДОУ, можно подразделить на следующие категории в зависимости от направлений ее использования:

– информация, которая может быть использована в уголовном процессе в качестве доказательств по уголовному делу;

– информация, имеющая тактическое значение для обеспечения процесса доказывания;

– информация, имеющая значение для организации и тактики осуществления ОРМ на разных стадиях ОРП;

– информация, имеющая значение для общей и индивидуальной профилактики правонарушений и решения аналитических задач.

Информация, которая может быть использована в уголовном процессе в качестве доказательств по уголовному делу, – это сведения, полученные в соответствии с требованиями УПК, предъявляемым к доказательствам.

Эта информация может быть установлена до начала оперативной разработки, в ходе ее и при реализации материалов разработки. Она включает в себя факты, предметы, документы и следы, которые устанавливаются оперативно-розыскным путем и свидетельствуют о преступной деятельности разрабатываемых.

В связи с тем, что в процессе доказывания оказывается активное противодействие (лжесвидетельство, сокрытие обстоятельств), важным фактором в доказывании по уголовным делам становится оперативно-розыскная информация, полученная в непосредственной форме, полученная путем негласного проникновения оперативного работника или агента в преступную среду. Оперативно-розыскная информация включает знания о явлениях, свидетельствующих о преступной деятельности конкретных лиц, являясь реальным отражением события преступления, она сохраняет познавательное значение в процессе уголовно-процессуального доказывания.

Информация, имеющая тактическое значение для обеспечения процесса доказывания, включает в себя знания о личности разрабатываемых, их прошлого, психологических особенностях личности, опыта преступной деятельности, осведомленности о методах ОРД и следственной работы, уровне правовых знаний, взаимоотношениях с лицами, которые могут быть свидетелями по уголовному делу, получение характеристик на будущих свидетелей. Эта информация облегчит выбор последовательности допросов, поможет избрать эффективную тактику их проведения, определить очередность использования доказательств, избежать ошибок при проведении следственных действий.

Выделяют три вида информационного обеспечения тактических действий:

1) получение информации для диагностики ситуаций, которая включает в себя получение сведений о взаимоотношениях изучаемых лиц, установления слабых мест в случаях сговора заинтересованных лиц, знание возможных реакций на проведение гласных ОРМ и следственных действий;

2) выработку (подбор) информации для определения объема и содержания тактических действий, состоящую из подготовки и оценки информации, подготовки сил и средств, выборе наиболее эффективных тактических действий;

3) выработку инструктивной информации для определения функций исполнителей, участвующих в реализации тактического замысла, заключающаяся  в оценке тактических возможностей исполнителей, условий выполнения тактических действий, опыта и численности сотрудников.

Информация, имеющая значение для общей и индивидуальной профилактики правонарушений и решения аналитических задач.

По всем ДОУ получают информацию:

– о действующих преступниках;

– об очагах активного действия преступности, интенсивности их проявлений в различных населенных пунктах: городах, районах, микрорайонах, поселках, селах;

– о различных притонах, о возникновении групп на основе общих антиобщественных взглядов;

– о ранее судимых, рецидивистах, местах их проживания и степени криминальной активности;

– о группах несовершеннолетних правонарушителей, их направленности, составе, лидерах;

– о лицах, в отношении которых необходимо применять профилактические меры;

– об эффективности профилактических мер;

– о правильности критериев оценки степени опасности лиц, к которым применяют меры индивидуальной профилактики.

Основные научно обоснованные требования к информации по ДОУ.

1. Эффективность использования всей собранной информации.

2. Интенсивность использования информации.

3. Обеспечение длительного использования информации.

4. Активность использования информации.

5. Обеспечение конспирации, зашифровки источников информации.

Эффективность использования всей собранной информации.

Для эффективного использования информации она должна обладать определенной значимостью для решения конкретных задач:

– изобличения лиц, занимающихся преступной деятельностью;

– предупреждения преступлений других фигурантов оперативной разработки;

– устранения условий, способствующих совершению преступлений;

– привлечения лиц, имеющих связи в преступной среде к конфиденциальному сотруд-ничеству;

– устранения разобщенности в работе и других тактических и организационных ошибок в деятельности различных подразделений;

– постановки на оперативно-розыскной учет иных лиц, выявленных в ходе оперативной разработки;

– информирования вышестоящих ОРО о фактах, событиях и обстоятельствах, представляющих оперативный интерес.

Интенсивность использования информации – это частота обращения к информации и высокая плотность информационного потока, необходимого для обеспечения оперативно-розыскных и профилактических мер, использование ее на разных уровнях ОРО, с целью обеспечения доступа к сведениям всех заинтересованных работников.

Обеспечение длительного использования информации.

Реализация этого требования возможна при условии, что сведения по оперативной разработке, поступившие для общего пользования, будут содержать в себе любые факты, представляющие оперативный интерес, например:

– информация о ранее неизвестных способах совершения преступлений, приспособлении преступников к новым условиям и тактике ОРД;

– данные о местных, межрайонных, межобластных, межреспубликанских и международных связях лиц, совместно отбывавших наказание;

– сведения о времени и маршрутах перемещения, местах временного пребывания преступников-гастролеров и лиц, скрывающихся от следствия и суда, и объектах совершения преступных посягательств;

– сведения о поручениях данных освобождаемым лицам лицами, совместно содержащимися с ними, задержанными по подозрению в совершении преступлений, из которых можно получить информацию о местах концентрации преступников и лицах, связанных с ними, а также местах нахождения и сбыта имущества, полученного преступным путем;

– данные о местах нахождения притонов и наркопритонов;

– сведения о способах, местах изготовления и сбыта наркотиков, способах и маршрутах их перевозки;

– данные о связях воров с наводчиками на объекты, где хранятся ценности.

Активность использования информации предполагает незамедлительное принятие решений на основе поступающих сведений на каждом этапе оперативной разработки, когда промедление с использованием поступившей информации может причинить существенный вред целям оперативной разработки. Так, получение информации о преступном намерении, может быть использовано для предотвращения преступления, или задержания виновных с поличным в момент покушения на совершение преступления.

Обеспечение конспирации, зашифровки источников информации. Выполнение этого требования позволяет использовать важную информацию в ходе проверки и разработки. Обеспечение конспирации, зашифровки источников информации осуществляется посредством применения оперативной тактики и специальной техники для документирования разговоров, встреч, снятия копий различных документов. При зашифровке истинных источников информации важную роль играет использование материалов архивных уголовных дел, личных дел осужденных. Важно использовать конкретную ситуацию, чтобы предлог для запроса был реальным и правдоподобным.

 



Индекс материала
Курс: Оперативно-розыскные мероприятия
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий
Оперативно-розыскные мероприятия, основанные на криминалистических методах
Оперативно-розыскные мероприятия – разведывательные методы
Понятие оперативно-розыскного процесса и его характеристика
Сыскная квалификация деяния в оперативно-розыскном процессе
Дело оперативного учета в оперативно-розыскном процессе
Лица и группы лиц, изучаемые в оперативно-розыскной деятельности
Лица, защищаемые в оперативно-розыскной деятельности
Использование результатов оперативно-розыскных мероприятий в доказывании по уголовным делам
Организация оперативно-розыскной деятельности в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков
Судебный контроль за оперативно-розыскной деятельностью
Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью
Все страницы