Курс: Философия. Ее предмет и роль в жизни человека и общества. Основные этапы развития мировой философской мысли. Познание и наука - ВВЕДЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Во все времена человек стремился к достойной счастливой жизни. В осуществлении этой цели он всегда опирался на знания. Какую роль при этом играли и играют философские знания? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо поставить и дать ответ на следующий вопрос: какие знания вообще существуют, и как с ними соотносится философия?

Первоначально все существующие знания можно условно разделить на два большие блока: обыденные и необыденные (специализированные). Обыденные знания отличаются от специализированных тем, что приемы познания здесь не осознаются, знания поверхностны, не систематизированы, необоснованны, понятия не имеют четких определений и не взаимосвязаны, поэтому одни и те же явления и предметы могут быть выражены разными словами.

С древних времен сложились три необыденные формы познания мира: религиозная, художественная, научная. Применяя к ним вышеназванный критерий - 1) обоснованность, аргументированность знаний, обозначим другой полюс шкалы данного критерия – фантазия, воображение, присутствующие в них. Добавив еще два важных показателя: 2) динамичность знания, а также 3) широта и глубина знания, попытаемся теперь сравнить три вышеназванные формы познания мира.

На сегодняшний день религиозные знания отличаются от двух других, во-первых, очень  большой степенью фантазии, меньшей динамичностью, глубиной, если иметь в виду весь комплекс знаний о мире, поскольку по части изучения человека религиозные откровения, касающиеся этических аспектов поведения, сейчас и особенно в прошлом занимали передовые рубежи, в связи с чем вызывали и вызывают интерес.

Художественным знаниям в меньшей степени по сравнению с религией и в большей степени по сравнению с наукой присуще воображение, фантазия, соответственно больше и меньше обоснованности, аргументированности знания.

Научные знания отличаются от вышеназванных следующими признаками: логичностью, непротиворечивостью, информативностью, объективностью (истинностью), простотой, предсказательностью, проверяемостью. Несмотря на приведенные отличия, все указанные знания объединяет одно - стремление познать мир. В образовавшемся информационном поле, которое все стремительнее разрастается, существуют своего рода "нервные узлы" - фундаментальные вопросы, о началах и важнейших свойствах внешнего и внутреннего мира, присутствующих явно или не явно во всех перечисленных знаниях. Это вопросы следующего характера.

1) Как возник мир?

2) Как он устроен - из чего состоит?

3) Как существует мир: в статике или динамике?

4) Какова причина всех и отдельных явлений?

5) Какова роль человека в мире?

6) Как можно познать мир?

7) Каковы основные проблемы современного мира?

Первый ответ на многие из этих вопросов можно встретить уже в мифолого-религиозном знании. В мифах различных цивилизаций было множество версий истолкования вышеприведенных вопросов, но объединяло их одно: очень большая доля мистики, нерасчлененностъ живого, неживого и человеческого начал, познание мира с помощью неосознанных зрительно-пластичных, звукоритмических образов.

В косвенной форме (через наскальные рисунки, затем росписи на посуде, деревянную скульптуру), ответы на эти вопросы имелись отчасти уже  в первобытном искусстве.

Наконец, в VII-VIII вв. до н.э. в связи с появлением философии (в Европе философия и науки на первых порах были не расчленены) возникает первая попытка дать ответы на вышеперечисленные вопросы рационально, то есть с установкой на объективность, с применением строгих, четких (по сравнению с мифологическими) понятий, характеризующих свойства предметов.

Собственно, философия как любовь к мудрости (впервые такое определение дал Пифагор) и предполагала наряду с необходимостью познания общих основ устройства мира, рациональное, свободное от мистики понимание этих основ.



Индекс материала
Курс: Философия. Ее предмет и роль в жизни человека и общества. Основные этапы развития мировой философской мысли. Познание и наука
Дидактический план
ВВЕДЕНИЕ
Миф и религия как истоки философии
Возникновение философии
Основные проблемы философии и их природа. Специфика философского знания
Функции философии. Философия и мировоззрение
Основной вопрос философии
Разделы философского знания. Философия и наука
Древнекитайская философия
Конфуцианство
Даосизм
Веды. Упанишады
Буддизм
Античная философия
Софисты и Сократ
Киники
Платон
Аристотель
Стоицизм
Эпикур
Средневековая философия
Аврелий Августин
Фома Аквинский
Основные черты эпохи Возрождения
Основные черты и идеи философии эпохи Возрождения
Философия Нового времени
Ф. Бэкон
Р. Декарт
Г. Лейбниц
Философия эпохи Просвещения
Социально-философские взгляды французских просветителей
Учение о природе французских просветителей
Немецкая классическая философия
И. Кант
Г. Гегель
Марксистская философия
Европейские философские течения XIX-XX веков
Позитивизм и его разновидности
Философия «жизни»
Экзистенциализм
Русская философия XIX - начала XX веков
Славянофилы и западники
Н.А. Бердяев
Марксизм в России
Русский космизм
Деятельность, сознание, познание
Познание и мышление
Познавательные способности человека
Внерациональные (иррациональные) формы познания
Наука как вид духовного производства и особая сфера культуры
Наука и рост научного знания. Наука как особая сфера культуры
Методы научного познания
Формы научного познания
Учение об истине
Аксиологические проблемы современной науки
Все страницы