Курс: Философия. Ее предмет и роль в жизни человека и общества. Основные этапы развития мировой философской мысли. Познание и наука - Возникновение философии

Возникновение философии

Становление философии из мифологии и преднаучного знания произошло в VII-VI веках до н.э. одновременно в трех древнейших центрах цивилизации - Греции, Индии, Китае. Особенно явственно процесс перехода от мифа к рациональности просматривался в античном мире, где к этому времени сформировалась культура соответствующего качества, в частности, определенный уровень социально-экономического развития.

Так, в Греции в период становления философии и науки дворцовая система сменяется мелкими частными хозяйствами, исчезает институт унаследования профессий, гомеровский грек становится "универсалом", его ремесленно-торговый способ жизнедеятельности пронизан духом постоянного обновления, инициативы, соперничества. Этому способствовало и утверждение городов-государств (полисов), маленьких по размерам, исключавших потребность в громоздкой административной структуре. Существовавшая там выборность государственных и жреческих должностей, отсутствие сословных различий приводили к равноправию свободных греков перед законом, участию каждого в выполнении общественных функций.

Необходимость выступать в народных собраниях, убедительно, логически доказывать правоту своей точки зрения способствовала усовершенствованию искусства устной аргументации, приемов логического доказательства, развития критичности мышления. На формирование нового способа мышления оказало влияние и то, что религия была чисто гражданским установлением, не накладывающим ограничений на убеждения свободных греков.

Нельзя не учитывать благоприятного географического положения Греции в плане торгово-информационного обмена с другими цивилизациями, имевшего место в связи с развитием мореплавания. Наконец, живость ума, любознательность, свободомыслие, веротерпимость, связанная, отчасти, с наличием смешанного этнического состава греков, также способствовало занятию науками, не регламентировавшимися религиозными и государственными институтами. Это было частным делом свободных граждан.

В результате сформировались греческая философия и наука, для которых было характерно:

1) появление людей (ученых), деятельностью которых было только производство новых знаний;

2) существование познания ради познания, своеобразного принципа теоретичности, появившегося в: а) попытках логического обоснования знания; б) формировании общенаучных, философских категорий; в) дедуктивности познания: стремлении составить общее представление о мире и  осуществлять дальнейшие исследования в разных сферах знания, основываясь на этих представлениях.

Если в Греции становление философии осуществлялось одновременно с наукой в
VII-VI веках до н.э., то в других центрах древней цивилизации - Индии и Китае - возникновение философии происходило в это же время, но имело свою специфику, в частности, не было так тесно увязано с развитием научных знаний.

Собственно философия как любовь к мудрости и предполагала прежде всего рациональное, немистическое объяснение мира. Так, первые европейские философы и ученые - Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит, опираясь на факты и логику, впервые мыслили вещи не фантастически, а стремились к естественнонаучному, безличному, целостному описанию природы, космоса, мира: они первыми стали рассматривать природу как независимый от богов саморегулирующийся процесс возникновения и гибели вещей. Такой подход получил название натурфилософского - философия природы, учение о природе.

Осуществляя многочисленные наблюдения за поведением планет, Солнца, природных и общественных явлений, используя также и мифологические воззрения (от них полностью не удалось устраниться), первые натурфилософы пытались найти как общие законы изменения мира, так и частные его характеристики. Можно сказать, что европейская философия и наука зародились тогда, когда Фалес попытался все многообразие видимых явлений объяснить из единого начала, свободного от мистики. Начинают складываться первые наивные, но не мифологические системы взглядов на уровне житейских мудростей, прежде всего касающиеся человека: "Говори к месту", ''Знай своё время", "Не позволяй своему языку опережать разум", "Ничего сверх меры" и т.д.

Первые европейские ученые-мудрецы были и естествоиспытателями. Известно, что Фалес проводил астрономические наблюдения, позволившие ему предсказать солнечное затмение. В области математики он положил начало преобразованию греческой и вавилонской математики в дедуктивную науку: доказал равенство углов треугольников, деление круга диаметром на две равные части и т.д. Анаксимен и Анаксимандр, пытаясь рационально описать природу, вели наблюдения с помощью созданных ими приспособлений. В частности, Анаксимандр сконструировал солнечные часы, прибор для наблюдения за положением небесных светил, начертил географическую карту местности.

Накопленные частные естественнонаучные знания, рационализация мифологических воззрений (в частности, представлений о богах), аналогии, почерпнутые из политической жизни (природа-мир-космос соответствовали городу-полису), а также из области искусства (идея гармонии и согласованности частей) наталкивали первых натурфилософов на общие рассуждения. Появляются обобщения типа: "быстрее всех ум, потому что он все обегает", "мудрее всех время, потому что оно все открывает", "больше всего пространство, потому что оно все в себе содержит" (Фалес). Появляются также вопросы, ответы на которые были очень важны для развития античной философии и науки: из чего устроен мир, как он движется? Так, у Фалеса мир возник из воды и в нее же потом превращался. У Анаксимена все возникает из воздуха, а затем превращается опять в воздух.

Если греческая (европейская) философия с самого начала своего возникновения была слита с наукой и в большей степени направлена на изучение природного мира (макрокосма), то древневосточная философия (индийская, китайская) сделали акцент на изучении внутреннего мира человека (микрокосма). Это сказалось и на развитии культуры в целом, на ее экстравертивной - (направленной вовне - Запад) и интровертивной - (направленной на внутренний мир - Восток)  разновидности. Поэтому направленность на изучение человека и общества, поиски путей разумной и правильной жизни, акцент на человеческом и вселенском разуме как "управляющем всем при помощи всего" также был присущ философскому пониманию мира.



Индекс материала
Курс: Философия. Ее предмет и роль в жизни человека и общества. Основные этапы развития мировой философской мысли. Познание и наука
Дидактический план
ВВЕДЕНИЕ
Миф и религия как истоки философии
Возникновение философии
Основные проблемы философии и их природа. Специфика философского знания
Функции философии. Философия и мировоззрение
Основной вопрос философии
Разделы философского знания. Философия и наука
Древнекитайская философия
Конфуцианство
Даосизм
Веды. Упанишады
Буддизм
Античная философия
Софисты и Сократ
Киники
Платон
Аристотель
Стоицизм
Эпикур
Средневековая философия
Аврелий Августин
Фома Аквинский
Основные черты эпохи Возрождения
Основные черты и идеи философии эпохи Возрождения
Философия Нового времени
Ф. Бэкон
Р. Декарт
Г. Лейбниц
Философия эпохи Просвещения
Социально-философские взгляды французских просветителей
Учение о природе французских просветителей
Немецкая классическая философия
И. Кант
Г. Гегель
Марксистская философия
Европейские философские течения XIX-XX веков
Позитивизм и его разновидности
Философия «жизни»
Экзистенциализм
Русская философия XIX - начала XX веков
Славянофилы и западники
Н.А. Бердяев
Марксизм в России
Русский космизм
Деятельность, сознание, познание
Познание и мышление
Познавательные способности человека
Внерациональные (иррациональные) формы познания
Наука как вид духовного производства и особая сфера культуры
Наука и рост научного знания. Наука как особая сфера культуры
Методы научного познания
Формы научного познания
Учение об истине
Аксиологические проблемы современной науки
Все страницы