Курс: Философия. Ее предмет и роль в жизни человека и общества. Основные этапы развития мировой философской мысли. Познание и наука - Стоицизм

Стоицизм

В эллинистический период происходили бурные социально-политические события, оказавшие влияние на дальнейшее развитие философии: в III в. до н.э. в результате завоевательных походов Александра Македонского на Персию, Палестину, Грецию, Египет образуется греко-македоно-персидская держава.

С одной стороны, объединение больших территорий благоприятствовало сближению греческой и восточной культур, их взаимообогащению: военные походы стимулировали рост конкретных знаний и развитие производительных сил. С другой стороны, имело место усиление эксплуатации, обострение социальной борьбы. Положение человека в этом изменчивом мире становится неопределенным, шатким, порождает индивидуализм, агностицизм и скептицизм. В духовной жизни начинается застой: падает интерес к политической жизни, познавательным задачам, теории, рассмотрению мира в целом. Философия от вопросов "что такое жизнь" переходит к вопросам "как надо жить", сузив свои интересы преимущественно до сферы этики. Происходит замена созерцательного теоретизирования выводами, основанными на наличном жизненном опыте. В результате в философии этого периода намечаются следующие тенденции:
I) эклектическое (поверхностное) объединение различных философских и духовных систем: в частности, начинается процесс сближения философии с религиозно-мифологическими традициями Греции и Востока; 2) превращение философа из ученого в мудреца.

Все эти тенденции нашли выражение в трех философских направлениях эллинизма: скептицизме, стоицизме, эпикуреизме.

Стоицизм (III–I вв. до н.э.) - школа древнегреческой философии, основанная Зеноном
(ок. 300 до н.э.); ведущее место в ней занимает этика, идеал которой – мудрец, достигший добродетели и апатии (бесстрастия). Рассматривая проблему устройства и причинности мира, стоики вносят значительную струю идеализма: существует разумная мировая душа (логос, рок) - материя-бог, которая объединяет весь мир и является его перводвигателем. Мировая душа-логос-материя предстает в учении стоиков в виде мирового огня. Саморазвитие мира происходит при этом циклически, начинается цикл с порождения богом-логосом из себя четырех основ - огня, воды, воздуха и земли, а затем происходит превращение просто в огонь. Стоический мировой пожар, осуществляемый циклически, есть возмездие за накопившееся зло.

Человек разумен и добр, но в то же время в нем есть укорененное зло. Зло в человеке - это та часть, которая не следует божеству в себе (разуму). Поэтому достижение счастья есть приведение своего поведения, взглядов и чувств в соответствие с естественным, разумным, божественным порядком. Искусство правильной жизни – это, прежде всего согласованность мыслей друг с другом, согласованность чувствования и хотения, самосохранение.  Природе соответствует также здоровье, сила, красота тела, владение телесными и душевными силами, любовь к себе и людям, мужество, мудрость и др. Источником же пороков являются аффекты: печаль, удовольствие, страх, страстное хотение, подверженность болезням, которые необходимо искоренять.

Поэтому этический идеал стоиков - это мудрец, достигший добродетели и бесстрастия и не зависящий от внешних обстоятельств, т.е. выработавший такую нравственную позицию, при которой в любых условиях (богатство или нищета) сохраняется внутренняя независимость.



Индекс материала
Курс: Философия. Ее предмет и роль в жизни человека и общества. Основные этапы развития мировой философской мысли. Познание и наука
Дидактический план
ВВЕДЕНИЕ
Миф и религия как истоки философии
Возникновение философии
Основные проблемы философии и их природа. Специфика философского знания
Функции философии. Философия и мировоззрение
Основной вопрос философии
Разделы философского знания. Философия и наука
Древнекитайская философия
Конфуцианство
Даосизм
Веды. Упанишады
Буддизм
Античная философия
Софисты и Сократ
Киники
Платон
Аристотель
Стоицизм
Эпикур
Средневековая философия
Аврелий Августин
Фома Аквинский
Основные черты эпохи Возрождения
Основные черты и идеи философии эпохи Возрождения
Философия Нового времени
Ф. Бэкон
Р. Декарт
Г. Лейбниц
Философия эпохи Просвещения
Социально-философские взгляды французских просветителей
Учение о природе французских просветителей
Немецкая классическая философия
И. Кант
Г. Гегель
Марксистская философия
Европейские философские течения XIX-XX веков
Позитивизм и его разновидности
Философия «жизни»
Экзистенциализм
Русская философия XIX - начала XX веков
Славянофилы и западники
Н.А. Бердяев
Марксизм в России
Русский космизм
Деятельность, сознание, познание
Познание и мышление
Познавательные способности человека
Внерациональные (иррациональные) формы познания
Наука как вид духовного производства и особая сфера культуры
Наука и рост научного знания. Наука как особая сфера культуры
Методы научного познания
Формы научного познания
Учение об истине
Аксиологические проблемы современной науки
Все страницы