Курс: Философия. Ее предмет и роль в жизни человека и общества. Основные этапы развития мировой философской мысли. Познание и наука - Средневековая философия

Средневековая философия

Основу европейской средневековой философии (V-XV в.) составляло христианство. Оно возникло уже на закате эллинизма как специфическая форма отражения сложных процессов социально-экономического, политического, духовного порядка, в частности, в виде простых этико-практических норм поведения, где: 1) любовь человека к человеку была основным принципом взаимоотношений между людьми; 2) человек - высшая ценность в созданном Богом мире, Бог приносит себя в жертву ради его спасения; 3) все люди равны независимо от происхождения или социального положения; 4) человек может спастись верой в Бога, его страдания будут вознаграждены в потустороннем мире и т.д.

По мере дальнейшего усложнения (для простого человека ухудшения) жизни в эпоху Римской империи популярность христианства росла. Тем не менее, в Библии отсутствовало завершенное представление о картине строения Вселенной. Требовали решения вопросы: как Бог из ничего создал бесформенную материю, а из нее Вселенную; как устроена Вселенная, что в ней есть еще, кроме Бога; как понимать идею многократного божественного управления у христиан; как понимать идею триединства Бога; как совместить идею совершенства Бога с несовершенством продуктов его творения и т.д. Потребовалось привлечение многих положений античной философии и науки, их категориального аппарата с целью решения данных вопросов. Кроме того, возникли и новые вопросы, в частности, в каком соотношении должны находиться философские знания и религиозные догматы, основанные на вере.

Разработкой этих вопросов во II-IV веках занялись отцы церкви, теософы, люди с одной стороны, верующие, с другой, просвещенные, знакомые с античным философским наследием. Совокупность первых учений отцов христианской церкви - патристика - исходила из авторитета Писания, неизмеримо превосходящего значимость любого философского текста.
Патристика (
II–VIII вв.) - совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей (отцов церкви). Писание было источником истины, конечной объяснительной инстанцией. А понятийный язык греческой философии был вспомогательным, внешним средством для построения христианской системы догм (догматики). Философия стала "служанкой богословия". Эта формула  существовала на всем протяжении средневековой эпохи.

Патристика  была  переходом  от  античной  к  средневековой философии,   где   на   первых   порах   ближе   всего   христианскому богословию оказались идеи Платона и неоплатоников. Позднее имело место  стремление   синтезировать   аристотелизм   и   христианство, возникла схоластика. Схоластика (средневековая западноевропейская) - религиозная философия; характеризуется приматом теологии, соединением догматических предпосылок с рационалистической, формально-логической методикой. Несмотря на осознание необходимости построения стройной божественной (теологической) картины мира, вопрос о том, способствует ли рациональное познание (философия и наука) продвижению христианина по пути богопознания, оставался на протяжении, пожалуй, всего средневековья открытым.

Уже на этапе патристики Климент Александрийский (умер ок. 215), Ориген (160-253), будучи знатоками греческой философии, признавали за ней право называться мудростью, хотя и низшего рода по сравнению с божественным откровением. Тертуллиан (160-220) считал, что христианская вера уже содержит в себе всю полноту истины, поэтому нет необходимости в философии.

Разрешение этих вопросов, формирование христианской картины мира началось уже у Филона Александрийского (I в. до н.э. - I в. н.э.), который, опираясь на идеалистические идеи греческой философии, вводит в христианство понятие "логос", отождествляя его с сыном Божьим (Христом), посредником между Богом и миром. Ориген приблизил понятие Бога к неоплатонистскому понятию "абсолют" (единое). Христос, логос у него есть первое порождение Бога-отца, и он соответствует первой эманации единого. Святой Дух стоит за Сыном-логосом в иерархии Божественных ипостасей. Акт творения - вне времени, а порожденный тварный мир существует во времени.



Индекс материала
Курс: Философия. Ее предмет и роль в жизни человека и общества. Основные этапы развития мировой философской мысли. Познание и наука
Дидактический план
ВВЕДЕНИЕ
Миф и религия как истоки философии
Возникновение философии
Основные проблемы философии и их природа. Специфика философского знания
Функции философии. Философия и мировоззрение
Основной вопрос философии
Разделы философского знания. Философия и наука
Древнекитайская философия
Конфуцианство
Даосизм
Веды. Упанишады
Буддизм
Античная философия
Софисты и Сократ
Киники
Платон
Аристотель
Стоицизм
Эпикур
Средневековая философия
Аврелий Августин
Фома Аквинский
Основные черты эпохи Возрождения
Основные черты и идеи философии эпохи Возрождения
Философия Нового времени
Ф. Бэкон
Р. Декарт
Г. Лейбниц
Философия эпохи Просвещения
Социально-философские взгляды французских просветителей
Учение о природе французских просветителей
Немецкая классическая философия
И. Кант
Г. Гегель
Марксистская философия
Европейские философские течения XIX-XX веков
Позитивизм и его разновидности
Философия «жизни»
Экзистенциализм
Русская философия XIX - начала XX веков
Славянофилы и западники
Н.А. Бердяев
Марксизм в России
Русский космизм
Деятельность, сознание, познание
Познание и мышление
Познавательные способности человека
Внерациональные (иррациональные) формы познания
Наука как вид духовного производства и особая сфера культуры
Наука и рост научного знания. Наука как особая сфера культуры
Методы научного познания
Формы научного познания
Учение об истине
Аксиологические проблемы современной науки
Все страницы