Курс: Философия. Ее предмет и роль в жизни человека и общества. Основные этапы развития мировой философской мысли. Познание и наука - Социально-философские взгляды французских просветителей

Социально-философские взгляды французских просветителей

Наиболее  интересным является французское Просвещение. Конфликты и противоречия общественного развития, имевшие место в этой стране, особенно явственно привели к тому, что проблема сущности человека и устройства общества были здесь наиболее актуальными. Во французском Просвещении был провозглашен основной тезис: человек - "сын природы", который  от рождения наделен разумом, проявляющимся в чувстве равенства, свободы. Поэтому требования справедливости и равенства законны, поскольку соответствуют сущности человека.

Ж.-Ж. Руссо утверждает, что еще раньше разума у человека появляется потребность в самосохранении и благосостоянии, они-то и порождают такое социальное и индивидуальное чувство, как сочувствие, сострадание к другим людям. Поэтому свобода у Руссо есть прежде всего самопознание: нужно вернуться к себе (а не стремиться ориентироваться на «вовне») - «услышать внутренний голос».

П. Ламетри такое нравственное качество, как умение отличать добро от зла, считает врожденным. Поэтому естественным чувством человека является чувство благодарности за испытанные от других людей благодеяния и чувство раскаяния за зло, причиненное в ответ на добро (это золотое правило нравственности). В своей теории «свинского счастья», где якобы нужно стремиться к чувственным удовольствиям («будем наслаждаться настоящим»), Ламетри разрабатывает гражданскую позицию, согласно которой данные качества должны быть осуждены.

К. Гельвеций различал в человеке «естественные» и «искусственные» страсти, эмоции. В частности, к естественным он относил «непрестанное устремление к покою» и наслаждению, желание счастья. Но более сильными мотивами человеческой деятельности являются социальные устремления, например, такое, как желание власти, которое оформляется при монархии в чувство лести, лицемерия, фанатизма, нетерпимости, страха, зависти. При демократической форме правления стремление к власти порождает любовь к добродетели и просвещению, стремление к славе, честолюбие, мужество. В целом, Гельвеций различал три вида интересов: интересы тех или иных социальных групп, интересы общества и интересы индивида. Их сочетанию он придавал очень большое значение.

Ф. Вольтер говорит о зависимости в человеке сознания от его физической организации.   Вольтер утверждает, что человек не всезнающ и не всемогущ, однако потенциал его огромен, границы знаний и умений все время расширяются. К сущности человека, по Вольтеру, относится также его стремление избежать страданий и быть счастливым, отсюда любовь человека к самому себе. Законы должны направлять себялюбие в нужное русло, а религия - совершенствовать. Кроме вышеперечисленных свойств и движущих сил поведения людей, просветители выделяли - эгоизм, личный интерес, стремление к наслаждению и уклонение от страданий. Основой поведения является опыт, поэтому критерием правильности поведения является польза. Вольтер выдвигает принцип активной деятельности человека по улучшению условий его жизни. Только постоянная и напряженная мирская деятельность, освещенная разумными целями и знанием средств их достижения, способна привести к улучшению положения человека, уменьшить физическое и искоренить моральное зло. По мнению Вольтера, нравы и дух народа могут меняться в течение непродолжительного времени.

В целом, во французской философии по проблеме устройства человека и его движущих сил существовала ситуация «двойной детерминации»: с одной стороны, признавалась важность влияния внешней среды, с другой - констатировалась зависимость от телесности, чувственности, физиологии. В основе просветительских проектов устройства и переустройства общества также лежали представления о человеке как природном существе: во всемирной истории действуют постоянные тенденции - 1) стремление людей к счастью, 2) способность человеческого разума вырабатывать истинные идеи.  Поэтому история есть движение от дикости к прогрессу.

В теорию общественного договора, унаследованную от XVII века, в XVIII веке были внесены дополнения: в политическую сферу было включено воспитание как разъяснение природной сущности человека, откуда следовала нежелательность нарушения общественного договора, при котором каждая личность отказывается от некоторой части своих прав в пользу общественного человека, что приводит к объединению людей и предотвращению войн и конфликтов.

Проблема общественного равенства и неравенства волновала французских просветителей. Так, Вольтер понимал равенство, прежде всего, как политическое (юридическое) равенство,     допуская имущественное и социальное неравенство, считая подобное состояние (в частности, существование частной собственности) вполне естественным, способствующим достижению общественного равновесия и морального развития. Руссо различал физическое, политическое и имущественное неравенство. Первое проистекает от природы, и оно неизбежно, второе связано с сословным положением и юридическими привилегиями. Неравенство имущественное связано с политическим.

Руссо предлагает коренные преобразования существующих правовых, экономических и других общественных отношений, в частности, справедливую реорганизацию частной собственности, допуская при этом возможность революции. При этом равенство в обществе Руссо понимает как равенство всех перед законом. Отсутствие такового, по мнению Руссо, порождает отчуждение. Выход из противоречий цивилизации Руссо видел в изменении системы и методов воспитания. Он высказал на этот счет ряд ценных идей: 1) сначала пробудить интерес к науке, а потом учить, 2) идти от наглядности в преподавании, 3) сочетать умственный труд с физическим (до 12 лет не давать читать книг, а уделить внимание общению с природой), 4)  индивидуальный подход в воспитании. При этом Руссо рекомендует три варианта освобождения от отчуждения: революция, общественный договор и бегство в природу.

Проблема оптимального устройства политической власти волновала просветителей не в меньшей степени. Так, Ш. Монтескье констатирует три возможных формы государственного устройства: республика, монархия и деспотия. В деспотии основным принципом является страх, здесь нет твердых законов, их заменяет воля и прихоть тирана. Нет прочных гарантий жизни и элементарных политических прав, люди делаются робкими и трусливыми. Монтескье говорит о возможности восстания против деспота. А причину превращения государственной власти в деспотическую Монтескье видит в ложных взглядах на сущность правительственной власти, когда люди полностью верят и надеются на «просвещенного государя». При монархической форме правления монарх управляет по твердым законам, здесь главный принцип - честь. В республике господствует патриотизм, поэтому демократическая республика с наибольшей полнотой обеспечивает свободу и равноправие большинства нации. Наиболее же реальной формой правления у Монтескье является конституционная монархия (особенно для Франции). Он также говорит о необходимости разделения властей (исполнительной, законодательной и судебной).



Индекс материала
Курс: Философия. Ее предмет и роль в жизни человека и общества. Основные этапы развития мировой философской мысли. Познание и наука
Дидактический план
ВВЕДЕНИЕ
Миф и религия как истоки философии
Возникновение философии
Основные проблемы философии и их природа. Специфика философского знания
Функции философии. Философия и мировоззрение
Основной вопрос философии
Разделы философского знания. Философия и наука
Древнекитайская философия
Конфуцианство
Даосизм
Веды. Упанишады
Буддизм
Античная философия
Софисты и Сократ
Киники
Платон
Аристотель
Стоицизм
Эпикур
Средневековая философия
Аврелий Августин
Фома Аквинский
Основные черты эпохи Возрождения
Основные черты и идеи философии эпохи Возрождения
Философия Нового времени
Ф. Бэкон
Р. Декарт
Г. Лейбниц
Философия эпохи Просвещения
Социально-философские взгляды французских просветителей
Учение о природе французских просветителей
Немецкая классическая философия
И. Кант
Г. Гегель
Марксистская философия
Европейские философские течения XIX-XX веков
Позитивизм и его разновидности
Философия «жизни»
Экзистенциализм
Русская философия XIX - начала XX веков
Славянофилы и западники
Н.А. Бердяев
Марксизм в России
Русский космизм
Деятельность, сознание, познание
Познание и мышление
Познавательные способности человека
Внерациональные (иррациональные) формы познания
Наука как вид духовного производства и особая сфера культуры
Наука и рост научного знания. Наука как особая сфера культуры
Методы научного познания
Формы научного познания
Учение об истине
Аксиологические проблемы современной науки
Все страницы