Курс: Философия. Ее предмет и роль в жизни человека и общества. Основные этапы развития мировой философской мысли. Познание и наука - Софисты и Сократ

Софисты и Сократ

Прежде всего, софисты (Протагор, Горгий, Гиппий, Продик и др.) развивают данные положения, отталкиваясь от идеи о стимулирующей роли противоречий в поисках истины. Софисты (V-IV вв. до н.э.) - условное обозначение древнегреческих мыслителей, авторитетных во всевозможных знаниях и красноречии; платные учителя мудрости.

По мнению Протагора, чувства и разум непостоянны и зависят от сиюминутного состояния человека, отсюда «человек - мера всех вещей», «какие люди - такие и вещи» (Продик). В поисках доказательности, убедительности аргументов спорящих и попытках выдвижения контраргументов софисты шлифовали риторические процедуры: были введены и канонизированы некоторые приемы словесного искусства - строгий, гладкий, средний стиль (за что софистов называют родоначальниками науки лингвистики). Стараниями софистов были предложены логически связанные объяснения таким важным аспектам общественной жизни, как возникновение государства, положение человека в обществе, намечены основы  теории естественного права.

Софисты стремились сделать философские знания всеобщим достоянием. Однако, уповая на искусственность и эфемерность человеческих установлений, довели до крайности идею относительности (непостоянства) человеческих знаний. В их приемах появляется субъективизм, изощренность использования формально риторических способов не соответствующих этическим нормам: говорили то медленно, то быстро, то тихо, то громко, расслаблялись смехом и переходили на серьезный лад. Если учесть, что софисты выступали против богов, то в результате термин «софист» приобрел нарицательный оттенок - болтун, словесный жонглер, несерьезный человек

В связи с этим уже внутри самой софистики, в лице Сократа были подвержены критике многие положения этой школы: спор нужен не ради спора, а ради достижения истины; понятия, являющиеся главными компонентами знания не должны быть противоречивыми и т.д.
Сократ (470–399 до н.э.)
- жил в Афинах; народный мудрец, был казнен за «введение новых божеств и развращение юношества». Философия, по Сократу, - это, прежде всего, знание жизни, но этому должен предшествовать вопрос о сущности знания. А знание  - это отыскание общего в единичном ряде явлений, в основном – социального порядка.

Обсуждению подвергались такие понятия, как справедливость, красота, мужество, добро и др. Сократ окончательно свел пестроту жизненных впечатлений к логическим философским понятиям. Его метод отыскания общего в единичном напоминал зеноновский: после ответа на поставленный вопрос, задавался дополнительный с целью отыскания логического противоречия, затем вносилась поправка, и это противоречие снималось, и так до полного выяснения сущности понятия. При этом говорящий с Сократом вдруг обнаруживал, что он сам себе противоречит, что он мало знает (что было расценено некоторыми как насмешка Сократа по отношению к окружающим).

Идеи и образ жизни Сократа были продолжены его учениками - сократиками, где выделялись две школы - киренаики (Аристипп, Феодор, Гегесий и др.) и киники (Антисфен, Диоген Синопский).



Индекс материала
Курс: Философия. Ее предмет и роль в жизни человека и общества. Основные этапы развития мировой философской мысли. Познание и наука
Дидактический план
ВВЕДЕНИЕ
Миф и религия как истоки философии
Возникновение философии
Основные проблемы философии и их природа. Специфика философского знания
Функции философии. Философия и мировоззрение
Основной вопрос философии
Разделы философского знания. Философия и наука
Древнекитайская философия
Конфуцианство
Даосизм
Веды. Упанишады
Буддизм
Античная философия
Софисты и Сократ
Киники
Платон
Аристотель
Стоицизм
Эпикур
Средневековая философия
Аврелий Августин
Фома Аквинский
Основные черты эпохи Возрождения
Основные черты и идеи философии эпохи Возрождения
Философия Нового времени
Ф. Бэкон
Р. Декарт
Г. Лейбниц
Философия эпохи Просвещения
Социально-философские взгляды французских просветителей
Учение о природе французских просветителей
Немецкая классическая философия
И. Кант
Г. Гегель
Марксистская философия
Европейские философские течения XIX-XX веков
Позитивизм и его разновидности
Философия «жизни»
Экзистенциализм
Русская философия XIX - начала XX веков
Славянофилы и западники
Н.А. Бердяев
Марксизм в России
Русский космизм
Деятельность, сознание, познание
Познание и мышление
Познавательные способности человека
Внерациональные (иррациональные) формы познания
Наука как вид духовного производства и особая сфера культуры
Наука и рост научного знания. Наука как особая сфера культуры
Методы научного познания
Формы научного познания
Учение об истине
Аксиологические проблемы современной науки
Все страницы