Курс: Философия. Ее предмет и роль в жизни человека и общества. Основные этапы развития мировой философской мысли. Познание и наука - Разделы философского знания. Философия и наука

Разделы философского знания. Философия и наука

Философия включает в себя следующие разделы:  онтологию - учение о бытии, гносеологию - учение о познании,  этику - учение о морали, эстетику - учение о прекрасном, методологию – учение о методе, историю философии. В целом весь комплекс философских представлений о человеке и обществе получил название социальной философии. Существуют ещё прикладные аспекты философского знания: философия техники, философия культуры, философия истории, философия религии, философия науки.

Философия, возникнув как наука, сохраняет и поныне черты научности. По мере отпочкования, дифференциации и развития таких  наук,  как астрономия, математика, химия, биология, техническое конструирования и другие, необходимость синтеза суммарного и наиболее ценного опыта все время возрастает. Обобщение данного опыта, осуществляемое философией, положительно сказывается и на развитии самих этих наук.

Так, например, физик Эрстед, получивший первоначально философское образование и твердо уяснивший для себя принцип взаимосвязи всех явлений (под влиянием немецкого философа Шеллинга), высказал предположение, что электрические и магнитные явления имеют одинаковую природу, хотя до 1820 г. считалось, что эти явления разнокачественны. А затем, увлекшись экспериментальной физикой, дал опытные подтверждения своему предположению. Галилей при создании динамики опирался на идею о том, что противоположности могут находиться в единстве, высказанную средневековым философом Н. Кузанским. Если до Галилея считалось, что покой и движение - это совершенно разные характеристики предмета, то он показал, что покой - это тоже движение, но с очень малой скоростью, тем самым построив на этом свою механику.

"Сотрудничество" философии с конкретными науками позволило, в частности, выделить в истории науки наиболее крупные периоды с доминированием общего научного умонастроения, мировосприятия, названного историками науки "господствующий стиль мышления" и "общенаучная картина мира". В связи с этим не случайно за философией закрепились такие определения, как «мать науки», «наука наук», «царица наук», хотя всегда имела место неудовлетворенность эффективностью сотрудничества науки и философии. Наиболее резко эта неудовлетворенность проявилась, в частности, в следующих словах известного физика
Р. Фейнмана: "эти философы всегда топчутся около нас, они мельтешат на обочинах науки, то и дело порываясь сообщить нам что-то. Но никогда на самом деле они не понимали всей глубины и тонкости наших проблем".

Итак, философия - это опыт предельно трезвого мышления, «духовная квинтэссенция своего времени» (К. Маркс), «эпоха, схваченная в мыслях» (Гегель). В истории философии   существовала также попытка понять мир не через логику, а через интуицию и образность (философия «жизни», экзистенциализм). Так, А. Шопенгауэр говорил, что «мудрость жизни постигается с помощью музыкальных образов и тот, кто даст вернее и полнее определение музыки, тот, следовательно, выразит и сущность философии». Развивая похожий ход мыслей, современный испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет утверждает: «Да, философия не наука, ибо она нечто большее».

Наряду с попыткой понять общие законы природы, проблема человека и общества всегда была  важнейшей в философии. Так, И. Кант ответы на вопросы - что я могу знать? Что я должен знать? На что я могу надеяться? Что такое человек? - считал первостепенными для философии. В те или иные эпохи, у тех или иных философов были разные ответы на эти вопросы, но объединяло их одно - попытка понять сущность человека, его главные качества. В этих поисках философия ставила на первое место как естественное (природное), так и духовное в человеке, то растворяя его в природе, то относясь к нему как к существу самодовлеющему, противостоящему природному миру. В своем стремлении к построению целостного образа человека философия приходят к выводу о тесной взаимосвязи человека с природой, о его сложной устроенности. И хотя в деле изучения сущности человека философией (а с XIX века и психологией, отделившейся от философии) сделано много, человек остается   сложнейшей системой, "тайной", загадкой.



Индекс материала
Курс: Философия. Ее предмет и роль в жизни человека и общества. Основные этапы развития мировой философской мысли. Познание и наука
Дидактический план
ВВЕДЕНИЕ
Миф и религия как истоки философии
Возникновение философии
Основные проблемы философии и их природа. Специфика философского знания
Функции философии. Философия и мировоззрение
Основной вопрос философии
Разделы философского знания. Философия и наука
Древнекитайская философия
Конфуцианство
Даосизм
Веды. Упанишады
Буддизм
Античная философия
Софисты и Сократ
Киники
Платон
Аристотель
Стоицизм
Эпикур
Средневековая философия
Аврелий Августин
Фома Аквинский
Основные черты эпохи Возрождения
Основные черты и идеи философии эпохи Возрождения
Философия Нового времени
Ф. Бэкон
Р. Декарт
Г. Лейбниц
Философия эпохи Просвещения
Социально-философские взгляды французских просветителей
Учение о природе французских просветителей
Немецкая классическая философия
И. Кант
Г. Гегель
Марксистская философия
Европейские философские течения XIX-XX веков
Позитивизм и его разновидности
Философия «жизни»
Экзистенциализм
Русская философия XIX - начала XX веков
Славянофилы и западники
Н.А. Бердяев
Марксизм в России
Русский космизм
Деятельность, сознание, познание
Познание и мышление
Познавательные способности человека
Внерациональные (иррациональные) формы познания
Наука как вид духовного производства и особая сфера культуры
Наука и рост научного знания. Наука как особая сфера культуры
Методы научного познания
Формы научного познания
Учение об истине
Аксиологические проблемы современной науки
Все страницы