Курс: Философия. Ее предмет и роль в жизни человека и общества. Основные этапы развития мировой философской мысли. Познание и наука - Р. Декарт

Р. Декарт

У Декарта процедура «очищения» разума начинается с вычленения комплекса интуитивно ясных истин, «врождённых» идей, имеющих аксиоматическое значение для организации познания. Декарт Рене (1596–1650) - французский философ и математик, представитель классического рационализма. Человеческий ум при помощи ясной и отчетливой интеллектуальной интуиции должен утвердить очевидные, несомненные, общие идеи об устройстве мира, из которых уже вытекают детали-частности, доописывающие мир. Интуиция и очевидные истины, с одной стороны, имеют врождённый характер (в состав врождённых идей входят - идея бытия Бога,  числа, факты сознания, аксиомы), с другой стороны, они опираются на опыт. Но в любом случае, они были «...совершенно достоверным и не допускающим никакого сомнения» средством познания. Поскольку данная самоочевидная идея возникает именно у субъекта, то, в первую очередь, абсолютно несомненным является существование критического, единичного его самого, («я мыслю, следовательно, существую»), а потом уже внешнего мира – («ничто не может быть познано прежде самого интеллекта»).

У Декарта самосознающий субъект радикально отличался от физической реальности. Он наделял субъекта свойствами, которых нет у природы (способность мыслить), причем эта способность у Декарта задавалась Богом. В результате, в философии и науке Нового времени имела место деантропоморфизация природы - обоснование независимости материального мира от сферы субъективности. А естествознание получило возможность развиваться, имея объектом познания природу. Рациональный принцип Декарта свел человека к гносеологическому субъекту, вся сущность которого состоит в мышлении и не зависит от материи. У него чувства, как источник познания, не чисты. Поэтому наша душа (ум) имеет природу совершенно не зависящую от тела, она бессмертна, а тело смертно.

Декарт различает мыслящую субстанцию и субстанцию протяженную (духовную и материальную, тело и душу). Духовная субстанция не делится, а материальная делится до бесконечности и протяженна. Таким образом, духовное начало было вынесено за пределы природы, а последняя превращалась в простой механизм. Материя имеет первичные качества: движение (рост, уменьшение) и вторичные: запах, цвет, звук. Материя составляет основу мира и ее достаточно для объяснения всего происходящего в мире. Ее главным  качеством  является движение. Все, что неподвижно, то от Бога. Декарт не считал нужным разбираться, из чего состоят тела, его задача - исследовать их функциональное взаимодействие.

Другим важным следствием протяженности было то, что мир состоит из мельчайших частиц трех видов, находящихся в движении, объединяющихся, сталкивающихся друг с другом, порождающих мощные вихри (в результате образовалась Солнечная система), тяготение. Но эти частицы не были атомами. В результате столкновения  частиц  образуются  частицы большего размера. С помощью вихреобразного движения частиц Декарт объяснил тяготение, свет, магнетизм, образование Солнечной системы, тем самым дав первую механистическую модель мира, в которой однородная материя была отождествлена с изотропным пространством.

Дальнейшее развитие рациональной философии XVII века было связано с именем Дж. Локка, Т. Гоббса, И. Ньютона. В результате было сформировано механистическое видение мира, где тело обозначалось точкой, и образ перемещающейся точки в пространстве и во времени был моделью общих механистических представлений о материи и движении. Причем механистическое видение мира распространилось и на исследование человека и общества. Возникает понятие "социальная физика" человеческого поведения, "наука о человеческой природе", в целом теория нравственно-политических отношений по образцу экспериментальной физики. Подобный подход позволил преодолеть средневековый антропоморфизм, освободиться от теологии во взглядах на человека и общество. Сущность человека в нем самом, и познать его можно посредством перенесения механических закономерностей на движение тела человека, а также с помощью самонаблюдения за мышлением и вообще душевными движениями человека - "смотри внутрь себя и соображай".



Индекс материала
Курс: Философия. Ее предмет и роль в жизни человека и общества. Основные этапы развития мировой философской мысли. Познание и наука
Дидактический план
ВВЕДЕНИЕ
Миф и религия как истоки философии
Возникновение философии
Основные проблемы философии и их природа. Специфика философского знания
Функции философии. Философия и мировоззрение
Основной вопрос философии
Разделы философского знания. Философия и наука
Древнекитайская философия
Конфуцианство
Даосизм
Веды. Упанишады
Буддизм
Античная философия
Софисты и Сократ
Киники
Платон
Аристотель
Стоицизм
Эпикур
Средневековая философия
Аврелий Августин
Фома Аквинский
Основные черты эпохи Возрождения
Основные черты и идеи философии эпохи Возрождения
Философия Нового времени
Ф. Бэкон
Р. Декарт
Г. Лейбниц
Философия эпохи Просвещения
Социально-философские взгляды французских просветителей
Учение о природе французских просветителей
Немецкая классическая философия
И. Кант
Г. Гегель
Марксистская философия
Европейские философские течения XIX-XX веков
Позитивизм и его разновидности
Философия «жизни»
Экзистенциализм
Русская философия XIX - начала XX веков
Славянофилы и западники
Н.А. Бердяев
Марксизм в России
Русский космизм
Деятельность, сознание, познание
Познание и мышление
Познавательные способности человека
Внерациональные (иррациональные) формы познания
Наука как вид духовного производства и особая сфера культуры
Наука и рост научного знания. Наука как особая сфера культуры
Методы научного познания
Формы научного познания
Учение об истине
Аксиологические проблемы современной науки
Все страницы