Курс: Философия. Ее предмет и роль в жизни человека и общества. Основные этапы развития мировой философской мысли. Познание и наука - Познавательные способности человека

Познавательные способности человека

Уже с первых шагов своего существования философию интересовали вопросы — как  познаётся мир, что в процессе познания является главным? Агностики и скептики или полностью отрицали возможность познания мира, или достоверность такого познания.  Большинство же философов считало, что мир познаваем.  Спорной  оказывалась лишь проблема доминирования чувств или разума в процессе познания. Агностицизм - учение, обосновывающее  непознаваемость сущности мира или существование каких-либо границ для человеческого познания.

Сенсуалисты и эмпирики считали, что чувства, ощущения, опыт полностью выражают содержание знания. Так, английский философ Локк утверждал, что "нет ничего в разуме, что первоначально не было бы в чувствах". Представители же рационализма абсолютизировали роль мышления в познании. "Чистое мышление", полагали они, может без опоры на опыт получать новое знание, опыт дает как бы толчок, повод для деятельности мышления. Они приходили к идее существования "врожденного знания", в частности, в виде основных понятий математики и логики.

Долгое время существовал грубый, механический взгляд на процесс познания, согласно которому субъект понимался как чисто природное, физическое или биологическое существо. А акт познания рассматривался как действие одной материальной системы (объект) на другую (субъект), в результате чего у одной материальной системы (субъекта) возникают следы - как вмятины в воске - которые и есть знание. Попытка связать чувственное и рациональное в познавательном акте впервые была осуществлена И. Кантом, однако она носила феноменологический характер.

В XIX веке диалектический материализм связывает чувственное и рациональное, рассматривая познавательный акт, как движение от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике. Живое созерцание или чувственное в акте познания состоит из трех форм: ощущение, восприятие, представление.

Познание начинается с ощущения, когда имеет место отражение отдельных свойств объекта с помощью зрительных, звуковых, осязательных, вкусовых, обонятельных образов. Каждый из этих органов чувств играет разную роль в зависимости от возрастной стадии становления человека. Так, для формирующегося человека ведущим является осязание. Взрослый человек большую часть информации усваивает с помощью зрения и слуха. Все пять органов чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию об окружающем мире, претерпели сложную историческую эволюцию в сторону совершенствования. К. Маркс по этому поводу писал: "образование пяти внешних чувств - это работа всей до сих пор протекшей всемирной истории".

Следующей формой чувственного познания является восприятие, здесь отдельные ощущения сливаются в целостный образ,  возникает цельный, многоаспектный чувственный образ, в нем есть вся совокупность непосредственных признаков и свойств объектов. Следовательно, восприятие есть более высокий уровень отношения человека к объекту, чем ощущение, отдельные незначительные признаки или свойства здесь могут не учитываться.

Следующие  формы - понятие, суждение, умозаключение - характеризуют рациональный уровень познания (мышление). В мышлении осуществляется дальнейшее построение ранее полученного чувственного образа. Например, к таким чувственным характеристикам предметов, как форма, цвет, движение добавляются такие свойства, как структурность, системность и т.д.

В понятии отображается всеобщее и существенное в предметах. Суждение - эта такая форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается. В суждении выражается отличие данного предмета от других. Умозаключение  есть логические связи между суждениями, ведущие к получению новых суждений. Именно в умозаключении выражена способность нашего мышления получать новые знания. Умозаключение является основой теории - относительно замкнутой и достаточно обширной системы знаний.

Однако не следует думать, что мышление возникает после чувственного отражения. Сложность познавательного акта заключается в том, что мышление присутствует в каждой форме чувственного познания. Субъекту для построения первоначального чувственного образа не нужно обилия той чувственной информации, которая "входит" в него из внешней окружающей среды. Из всего многообразия ему нужны конкретные данные о каком-то предмете, но чтобы отфильтровать нужные ощущения, у него предварительно должно быть сформировано знание об этом предмете (предметное знание или предметный смысл). Без этого невозможен акт познания.

Так, у еще не сформировавшегося ребенка нет знаний об объекте, а, следовательно, и нет выборочного восприятия, для него окружающий мир есть поток неосознанных впечатлений. У взрослого человека уже есть знание о предмете или предметах (картина мира). Но эта картина мира по степени глубины у всех разная. Отсюда и восприятие (создание чувственного образа) и дальнейшая его достройка в мышлении в какой-то степени индивидуальна. В целом же, принципиальные смысловые предметные образы и связи при всем их индивидуальном наполнении обладают общезначимым характером.

Однако простое присутствие чувственной информации и предметного знания еще недостаточно для осуществления акта познания, необходима еще определенная "отработанность" механизма сопоставления чувственной информации со знанием. Например, практика знает, что люди, увидевшие мир после операции, на первоначальных порах его не видят, то есть они еще не научились пропускать поток зрительной информации через предметное знание. В более мягкой форме это выражается в том, что иногда мы не можем применить имеющиеся знания при восприятии какого-либо предмета.

Акт познания не может происходить, если человек только наблюдает (в абсолютном смысле) предметный мир. Выделение объективных характеристик предметов осуществляется в практике - чувственно-предметной деятельности людей. В познавательных объектах человек выделяет те черты, которые оказываются существенными с точки зрения развивающейся предметной реальности. Поэтому практическая человеческая деятельность является основой познания.

Познание имеет чувственно-рациональный характер. Чувственное и рациональное взаимосвязаны друг с другом, с этим согласны многие философы. Без рационального чувственное предстанет многообразием, в котором нет единства. Рациональное без чувственного становится чем-то блеклым, лишенным жизни.

Допустим, нас интересует психический образ «этого яблока», желтого, круглого, сладкого. Налицо три понятия: понятие цвета, понятие геометрической формы и понятие вкуса. Понятие цвета охватывает различные цвета, из которых в данном случае имеется лишь желтый. Соответственно, понятие вкуса представлено в данном случае чувством «сладкий». Психический образ яблока выступает как пересечение многочисленных понятий и их чувственных показателей. Если понятия изобразить линиями, а чувственные формы точками, то психический образ любого объекта выступает как некий центр пересечения линий и точек.



Индекс материала
Курс: Философия. Ее предмет и роль в жизни человека и общества. Основные этапы развития мировой философской мысли. Познание и наука
Дидактический план
ВВЕДЕНИЕ
Миф и религия как истоки философии
Возникновение философии
Основные проблемы философии и их природа. Специфика философского знания
Функции философии. Философия и мировоззрение
Основной вопрос философии
Разделы философского знания. Философия и наука
Древнекитайская философия
Конфуцианство
Даосизм
Веды. Упанишады
Буддизм
Античная философия
Софисты и Сократ
Киники
Платон
Аристотель
Стоицизм
Эпикур
Средневековая философия
Аврелий Августин
Фома Аквинский
Основные черты эпохи Возрождения
Основные черты и идеи философии эпохи Возрождения
Философия Нового времени
Ф. Бэкон
Р. Декарт
Г. Лейбниц
Философия эпохи Просвещения
Социально-философские взгляды французских просветителей
Учение о природе французских просветителей
Немецкая классическая философия
И. Кант
Г. Гегель
Марксистская философия
Европейские философские течения XIX-XX веков
Позитивизм и его разновидности
Философия «жизни»
Экзистенциализм
Русская философия XIX - начала XX веков
Славянофилы и западники
Н.А. Бердяев
Марксизм в России
Русский космизм
Деятельность, сознание, познание
Познание и мышление
Познавательные способности человека
Внерациональные (иррациональные) формы познания
Наука как вид духовного производства и особая сфера культуры
Наука и рост научного знания. Наука как особая сфера культуры
Методы научного познания
Формы научного познания
Учение об истине
Аксиологические проблемы современной науки
Все страницы