Курс: Философия. Ее предмет и роль в жизни человека и общества. Основные этапы развития мировой философской мысли. Познание и наука - Познание и мышление

Познание и мышление

Объекты, отраженные в мозговой информационной модели, продолжают взаимодействовать между собой (в результате подключения памяти, воображения) даже тогда, когда внимание человека направлено на другие объекты. В результате в мозгу человека устанавливаются новые, неизвестные ранее образы, которые есть уже результат работы мышления. Поэтому мысль человека есть измененный иногда до неузнаваемости чувственный образ внешнего мира, выраженный в понятиях. Восхождение в этот идеальный мир посредством последовательных преобразований чувственных образов с помощью логики и принято называть познанием мира, где имеет место сложная взаимообуславливаемая взаимосвязь между сознанием и чувствами, познанием и мышлением. В каком соотношении находятся понятия "мышление", "сознание", "психика"? Это понятия - синонимы, или они включают в себя разный смысл? В философии и психологии дан ответ на этот вопрос.

Самым общим из этих понятий является понятие "психика". Психика – это продукт особым образом организованной материи головного мозга (его коды). Психика присуща как человеку, так и животному. Сознание – это не просто свойство мозга отражать мир, а отражать с помощью идеальных образов. Поэтому сознание присуще только человеку. Таким образом, сознание является составной частью психики. Мышление же является составной частью сознания и характеризует в подробностях работу идеального как одного из свойств сознания.

Мышление – это активный процесс отражения реальности в представлениях, понятиях, суждениях, умозаключениях, теориях и т.п., связанный с решением тех или иных задач. Мышление - это такое отражение предмета (не прямое, а опосредованное, косвенное), когда происходит раскрытие его содержания, его внутренних связей и отношений, осуществляемое в процессе познания. Известный психолог С.Л. Рубинштейн дал такое определение мышления: «это вычерпывание новых и новых содержаний из познаваемого явления. Познаваемый объект в процессе мышления раскрывается во все новых связях и отношениях, поэтому выступает во все новых качествах, из него как бы вычерпывается все новое и новое содержание. Он как бы поворачивается к познающему мышлению каждый раз с другой своей стороны. Поэтому познание объекта с помощью мышления завершено, закончено (в относительном смысле). Мышление - это психические процессы анализа, синтеза, обобщения, посредством которых человек решает мыслительные задачи. Мышление есть главное в психической жизни человека. Ничто, по мнению Р. Декарта, так убедительно не доказывает существование человека, как акт мышления - "я мыслю, следовательно, существую".

Различают наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое мышление, являющиеся одновременно этапами развития мышления в онтогенезе и филогенезе. Различают теоретическое и практическое мышление: теоретическое мышление - это познание законов, правил; практическое мышление - подготовка физического преобразования действительности. Существует также интуитивное и аналитическое (логическое) мышление, продуктивное (когда возникает новое знание) и репродуктивное (повторение уже известного - открытие открытого знания) мышление. Сам процесс мышления познаваем, в философии и психологии существуют определенные методы его изучения. В связи с этим возникают вопросы: "можно ли научить машину мыслить?" (общая постановка вопроса) и "возможен ли искусственный интеллект?" (частная постановка вопроса).

В настоящее время проблема искусственного интеллекта является особенно актуальной и вызывающей множество дискуссий. В начале XX века появляется ряд наук: кибернетика, теория информации, общая теория систем и др., обогатившие поиски понимания сознания.  Возникают такие понятия, как программированное поведение, поисковая деятельность, система обратных связей, корректировка поведения и т.д. Формируются такие новые направления в изучении мышления, как информационная теория мышления, информационная теория памяти, внимания
и др.

В 1943 г. нейрофизиолог Маккалах разрабатывает теорию деятельности головного мозга, исходя из того, что нейроны оперируют двойными числами. На её основе была создана сеть, которая была способна распознать образы и обучаться. В 1955 г. был открыт "нисходящий" метод: Саймон, Ньюэл, Минский, Пайперт создали программу, моделирующую человеческие рассуждения.  Появилась программа "логик-теорик".

В связи с этим в 60-е годы остро встал вопрос - мыслит ли машина? Одни говорили, что если построить вычислительную машину размером с МГУ, то она сможет всё. Другие, что возможности мышления и мозга человека пока неизмеримо выше возможностей самой "умной" ЭВМ. Следует отметить, что в настоящее время никакого "искусственного интеллекта" не существует, это лишь идеал, маяк к которому стремятся многие развитые страны. На пути создания искусственного интеллекта встретились следующие трудности.

1. Необходимо сообщить будущему интеллекту все знания, имеющиеся у человека и человечества. Если с формализацией естественно-технической информации нет проблем (уже сейчас существуют экспертные машинные системы,  ведущие равноправный диалог с человеком по проблемам медицины, физики, математики и т.д.), то с проблемой формализации социальных знаний (а их роль в жизни человека огромна) дела обстоят значительно сложнее ввиду их полисемантичности (существования множества смыслов). Семантика, например, таких понятий как "любовь", "интеллигентность", "добро", "зло" и т.д. нечётка, разные люди понимают эти слова в различном смысле.

2. Выявлена огромная роль в работе мышления человека эмоций (психологи уже сегодня насчитывают 200 их видов). Именно эмоции контролируют мысль, они направляют мозг в правильную сторону, позволяют выделить зону определенных решений, сразу же отбросив огромный массив ненужной информации неперспективной зоны поиска. Однако механизм "работы" эмоций не изучен, следовательно, он не может быть формализован и "передан" машине.

3. Настоящий искусственный интеллект должен существовать не в виде программы, т.е. не в чисто информационном состоянии, а каким-то образом иметь возможность воздействовать на окружающую среду и испытывать на себе ее поощрения или наказания. Именно так обстоит дело со всяким естественным интеллектом, ибо мышление невозможно без тела. И один из таких
путей - создание роботов с искусственными органами зрения, осязания, слуха, наделенных способностью ощущать боль и радость и только потому имеющих шанс стать интеллектуалами. Конечно, не обязательна полная схожесть с человеком, но возможность ощущать необходима. Лишь в замкнутой системе "организм - среда" могут родиться цели, стремления, без которых нет развития интеллекта. Пока же внутри программ, даже самых совершенных, никаких целей не существует, есть лишь последовательность действий. В настоящее время не совсем ясно, как создать органы чувств, в какой форме роботы могут подвергаться наказаниям и поощрениям за свои действия со стороны окружающей среды, как и к чему именно будут они адаптироваться, создавая при этом свой интеллект.

В связи с проделанной и проделываемой работой возникает вопрос: если создатель стремится наделить робота столь большой суммой знаний об окружающем мире, что они превращают его в разумного собеседника, обладающего собственной индивидуальностью, то не окажется ли на каком-то этапе этот "собеседник" умнее человека, и может ли человек с помощью созданного искусственного интеллекта вторгаться в то, что мы зовем "личным"?  Здесь появляется множество в том числе и философско-этических проблем, над которыми сейчас думают исследователи в разных странах. Тем не менее, работу по созданию все более умных помощников человека остановить нельзя, исследования по созданию искусственного интеллекта продолжаются.

Одним из средств выражения работы мышления является язык. Только будучи выраженным в языке, социально сформированное сознание становится общественной реальностью. Язык - это непосредственная деятельность мысли (сознания), представляющая собой сложный набор знаков, символов, где каждый символ, знак обладает определенным смыслом. Степень связи между изображаемым предметом и смысловым содержанием знака, символа может быть различной, от нелогического изображения - точного воспроизведения изображенного, до приблизительного, свободного.

Символы, выраженные словами, образуют естественный язык (речь), искусственный (внеречевой) язык. Последний - это язык жестов, знаков, символов (в частности, язык науки). В свою очередь, естественный язык (речь) подразделяется на внутреннюю и внешнюю речь: внешняя речь - это слова, внутренняя - скрытый речевой процесс, являющийся свернутым, обедненным вариантом внешней речи.

Мышление и язык взаимосвязаны, но не тождественны друг другу. Очень часто наши мысли строятся в соответствии с нашим языком, и, наоборот, - мы организуем нашу речь в соответствии с логикой мысленного процесса (кто ясно думает, тот ясно говорит). Не случайно мышление и язык возникли одновременно.

Язык является не только средством выражения мысли, но и инструментом мыслительного процесса. Так, после изложения мысли языком она становится яснее, подвергается корректировке. Слово является орудием образования понятия: проговаривание вслух или про себя свойств познаваемого объекта и в целом объекта стимулирует мыслительно-познавательный процесс.

Помимо функций 1) быть средством выражения сознания (мышления), 2) познавательной (отражательной), у языка есть еще одна важная функция - 3) коммуникативная, выражающаяся в передаче знания (информации). Сегодня совокупность потоков, сетей, систем информации разного рода в обществе стала настолько обширной, разветвленной, ценностно-значимой, что возникла особая область реальности, обозначаемая термином «информационная сфера общества» и даже «информационная цивилизация». Существуют предложения оценивать общественный прогресс не объемом и стоимостью производимого продукта, а степенью способности в кратчайший срок разрабатывать и создавать любой продукт, что в значительной мере определяется накопленным знанием и возможностью его концентрации в нужное время и в нужном месте.

Знания - это сложная система знаков, символов, национальных языков. В каждой сфере деятельности есть свои специфические термины, понятия, символы, знаки. Поэтому есть язык военного искусства, язык политики, язык экономики, технический язык и т.д. В целом все языки можно классифицировать по степени глубины отражения действительности: язык цвета и музыки; язык жестов, танцы (язык балета, пантомима и т.д.); предметный язык (живопись, скульптура, архитектура и т.д.). Самыми глубокими возможностями обладает формализованный язык (язык математики, физики, химии и т.д.). Национальные языки (при всем их разнообразии) отражают значительно более широкий спектр предметов, явлений и их свойств, при этом глубина отражения теряется. Самым абстрактным и широким по спектру возможностей является язык цвета и музыки.

Формализованные языки – это логические или математические исчисления. Как выяснилось, для логического воспроизведения мышления человека требуется много формализованных языков. В соревновании наций часто выигрывает та, у которой они лучше. Успешное использование формализованных языков показывает, что деятельность человека имеет намного более логико-математический характер, чем казалось ранее. Поэтому использование этих языков приносит человеку все новые выгоды. Машинный язык – это язык записи программ алгоритмов и содержания информации, хранящейся в запоминающих устройствах вычислительных машин. Без машинных языков современная цивилизация немыслима.



Индекс материала
Курс: Философия. Ее предмет и роль в жизни человека и общества. Основные этапы развития мировой философской мысли. Познание и наука
Дидактический план
ВВЕДЕНИЕ
Миф и религия как истоки философии
Возникновение философии
Основные проблемы философии и их природа. Специфика философского знания
Функции философии. Философия и мировоззрение
Основной вопрос философии
Разделы философского знания. Философия и наука
Древнекитайская философия
Конфуцианство
Даосизм
Веды. Упанишады
Буддизм
Античная философия
Софисты и Сократ
Киники
Платон
Аристотель
Стоицизм
Эпикур
Средневековая философия
Аврелий Августин
Фома Аквинский
Основные черты эпохи Возрождения
Основные черты и идеи философии эпохи Возрождения
Философия Нового времени
Ф. Бэкон
Р. Декарт
Г. Лейбниц
Философия эпохи Просвещения
Социально-философские взгляды французских просветителей
Учение о природе французских просветителей
Немецкая классическая философия
И. Кант
Г. Гегель
Марксистская философия
Европейские философские течения XIX-XX веков
Позитивизм и его разновидности
Философия «жизни»
Экзистенциализм
Русская философия XIX - начала XX веков
Славянофилы и западники
Н.А. Бердяев
Марксизм в России
Русский космизм
Деятельность, сознание, познание
Познание и мышление
Познавательные способности человека
Внерациональные (иррациональные) формы познания
Наука как вид духовного производства и особая сфера культуры
Наука и рост научного знания. Наука как особая сфера культуры
Методы научного познания
Формы научного познания
Учение об истине
Аксиологические проблемы современной науки
Все страницы