Курс: Философия. Ее предмет и роль в жизни человека и общества. Основные этапы развития мировой философской мысли. Познание и наука - Позитивизм и его разновидности

Позитивизм и его разновидности

Родоначальник позитивизма Огюст Конт провозглашает следующие принципы:
а) скромность претензий - опираться только на данные опыта, б) антиметафизичность - освобождение от всяких теоретических построений, в частности, от философии - каждая наука сама себе философия, в) поиск третьей линии, возвышающейся над материализмом и идеализмом и объединенной новой, положительной, позитивной философией.

В области естествознания позитивистские взгляды О. Конта были архаичными,  а иногда и ошибочными: астрономия была сведена к небесной механике, математика рассматривалась как учение о количестве и измерениях, химии запрещалось применять математические методы и др. В области методологии О. Конт предлагал ограничиться описанием внешней структуры явлений и отвечать на вопрос,  как протекают явления, а не на вопрос, что такое они в своей сущности: нужно заменить слово "почему" словом "как".

Во взглядах на общество в рамках новой науки - социологии, состоящей из социальной статики и социальной динамики, им также были высказаны новые, нетрадиционные идеи. О. Конт понимает эволюцию общества как следствие развития таких естественных свойств человека, как умственные, нравственные, эстетические способности. При этом мерилом развития человека является развитие умственных способностей. В структуре общества он соответственно выделяет промышленность, науку, искусство, политику. Промышленность и наука есть следствие развития ума, искусство и политика - нравственности и эстетических чувств соответственно. Науку О. Конт выделяет в качестве главного элемента общества.

Естественной потребностью человека, считает Конт, является развитие им своих способностей. Но это очень сложный, нелинейный, зигзагообразный процесс, ибо человек несовершенен, эгоистичен. Поэтому общественный прогресс напоминает колебания маятника по обе стороны средней линии (оптимально-гармоническое состояние общества). В частности, в обществе имеет место то стремление к консолидации, то к разобщенности. Цивилизация, по Конту, есть система с определенной степенью организованности и общности людей. Регулирование достижения этого состояния становится возможным в результате разделения властей на духовную (философы-позитивисты) и светскую (исполнительную). Эти власти нужны для создания в обществе атмосферы социальной солидарности.

Вся духовная власть основывается опять же на научной теории общества и нравственности. Научная теория общества, разрабатываемая социологией, опирается, прежде всего, на знание общих социальных законов. Помимо социальной статики и социальной динамики научное социальное мировидение включает правильное понимание соотношения человека и природы. В классической картине мира человек был просто наблюдателем мира; он исследовал природу, не находясь в ней, со стороны. В концепции Конта развивалась  мысль, что человек включен в природу, действует в ней (влияя и испытывая влияние), особенно на позитивистской стадии.

В начале XX века позитивизм перерастает в неопозитивизм, явившийся одним из вариантов реакции философии на  следующие философско-методологические вопросы, выдвинутые научной революцией начала XX века: роль знаково-символических средств научного мышления, соотношение теоретического аппарата и эмпирического базиса науки, сущность и роль математизации и вообще формализации научного знания и др. Неопозитивизм - одно из основных направлений западной философии XX в.,  сводит проблемы философии к анализу знаково-символических средств научного мышления.

Развивая принципы, выдвинутые позитивистами XIX века, позитивисты XX века - неопозитивисты (логические позитивисты  - Карнап, Шлик, Нейрат, Рейхенбах, Витгенштейн и др.) противопоставили науку философии, объявив бессмысленными глобальные философские вопросы устройства мира в целом, сущности жизни человека, его места в мире и т.д., считая, что ни наука, ни научная философия этим заниматься не должны, поскольку эти проблемы не поддаются опытной проверке и является областью искусства. Единственно возможным знанием является только специально-научное знание (каждая наука - сама себе философия).

В отличие от классического позитивизма О. Конта и Г. Спенсера, считавших, что позитивная философия должна синтезировать и обобщать данные специальных наук, неопозитивисты видели задачу философии в деятельности по анализу языка науки, в частности, немецко-американский философ Р.Карнап (1891-1970), развивая метод логического анализа науки, создал ряд моделей формализованных языков. Немецкий философ Г. Рейхенбах (1891-1953) в поисках философских оснований науки ввёл важное для философии науки различение между «контекстом открытия» и «контекстом обоснования» знания, отделяя процесс появления нового знания от процесса его обоснования.

В 50-е годы XX века выяснилось, что попытка неопозитивистов исключить мировоззренчески-теоретические аспекты науки, провести чёткую грань между наукой и ненаукой терпит крах. Оказалось невозможным в полной мере формализовать язык науки, стало также очевидным, что в структуре научной теории имеются высказывания, которые невозможно проверить опытом и свести к формулам. В результате неопозитивизм перерастает в постпозитивизм.



Индекс материала
Курс: Философия. Ее предмет и роль в жизни человека и общества. Основные этапы развития мировой философской мысли. Познание и наука
Дидактический план
ВВЕДЕНИЕ
Миф и религия как истоки философии
Возникновение философии
Основные проблемы философии и их природа. Специфика философского знания
Функции философии. Философия и мировоззрение
Основной вопрос философии
Разделы философского знания. Философия и наука
Древнекитайская философия
Конфуцианство
Даосизм
Веды. Упанишады
Буддизм
Античная философия
Софисты и Сократ
Киники
Платон
Аристотель
Стоицизм
Эпикур
Средневековая философия
Аврелий Августин
Фома Аквинский
Основные черты эпохи Возрождения
Основные черты и идеи философии эпохи Возрождения
Философия Нового времени
Ф. Бэкон
Р. Декарт
Г. Лейбниц
Философия эпохи Просвещения
Социально-философские взгляды французских просветителей
Учение о природе французских просветителей
Немецкая классическая философия
И. Кант
Г. Гегель
Марксистская философия
Европейские философские течения XIX-XX веков
Позитивизм и его разновидности
Философия «жизни»
Экзистенциализм
Русская философия XIX - начала XX веков
Славянофилы и западники
Н.А. Бердяев
Марксизм в России
Русский космизм
Деятельность, сознание, познание
Познание и мышление
Познавательные способности человека
Внерациональные (иррациональные) формы познания
Наука как вид духовного производства и особая сфера культуры
Наука и рост научного знания. Наука как особая сфера культуры
Методы научного познания
Формы научного познания
Учение об истине
Аксиологические проблемы современной науки
Все страницы