Курс: Философия. Ее предмет и роль в жизни человека и общества. Основные этапы развития мировой философской мысли. Познание и наука - Платон

Платон

Платон (427–347 до н.э.) - древнегреческий философ, родоначальник платонизма, исходящего из противопоставления чувственного мира миру идей. У Платона каждому конкретному предмету, каждому классу чувственных вещей соответствует некоторая вечная, сверхчувственная общая сущность, причина - идея, постигаемая только умом. Идея (вид) Платона является причиной вещей, их образцом и целью, она не имеет протяженности, неподвижна, и предстает в виде общих понятий. В самих предметах локализуются только тени идей, постигаемые умом, сами же идеи находятся где-то в пространстве. Поэтому каждая вещь есть индивидуальное воплощение в материи соответствующих идей.

Вещей больше чем идей, но идей также много и структура их пирамидальна. Вершиной пирамиды является высшая идея – благо, находящаяся по ту сторону всякого бытия, недоступная разуму, и совпадающая с понятиями - «единое», «мировая душа», «бог». Мировая душа есть цель, причина и начало движения всего, она есть источник истины, соразмерности, гармонии и красоты. Жизнью мировой души правят числовые отношения и гармония, поэтому, космос, мировая душа - это самодвижное число. В космосе имеет место кругообразность, совершенство, неизменность количественных отношений, а также неизменная регулярность движения планет, где ритм, как порядок движения, охватывает решительно всю действительность. Числовая геометричность пронизывает весь космос, поэтому пять правильных многогранников наполняют весь космос.

Проекцией этого потустороннего царства духа на бренное земное существование является материя, душа человека, идеальное государство. Материя у Платона имеет четыре формы  существования: земля, вода, воздух, огонь, состоящие из частиц-корпускул, многогранников, способных соединяться и разъединяться, переходить друг в друга. Мера у Платона есть измерение веши, поэтому мера в иерархии благ стоит на первом месте, затем идет прекрасное, которое есть и «число», и «гармония», и ритм в структурном целом. Она присутствует в космосе, теле, душе.

Душа человека родственна душе мира, она бессмертна, в ней происходят такие же круговороты, сначала она жила на звезде и созерцала истинно-сущее бытие, затем попала в тело. Структура души включает в себя: 1) идеально-чувственную часть, расположенную в голове,
2) аффективную - в груди, 3) чувственную - в брюшной полости.

Платон везде противопоставлял разум и чувства: в области познания чувства есть источник несовершенного знания, они есть лишь предпосылка истинного знания, достигаемого только с помощью логического созерцания своего предшествующего опыта (в форме припоминания). Поэтому логика/диалектика Платона является самой главной наукой. Диалектика, по Платону, это метод нахождения общего во многом: искусство делить предметы на роды, а внутри них на виды. Диалектика - это также метод восхождения через гипотезы к идеям. Близко к истинному знанию (диалектике) стоит математика, расчленяющая данные ощущений, упорядочивающая их и приобщающая к созерцанию мира. Однако Платон стремится везде очистить математику от практики, он за применение ее только в логике и против использования в познании конкретных, чувственных вещей, поскольку это делает мудреца ремесленником.

Государство должно иметь такую же структуру, как и пирамида идей. Идея блага применительно к обществу означала жизнь в идеально организованном государстве, где имеет  место следующая иерархия типов людей, соответствующая иерархии частей души: первый высший тип - философы, обладающие мудростью и могущие созерцать истину; второй тип - мужественные воины, стражи; третий тип - сословие земледельцев и ремесленников. Из первого типа с помощью определенной системы воспитания выходят философы-правители. Платон  выделяет следующие четыре нравственных доблести: мудрость, мужество, мера и справедливость. Идеалом государства является такая иерархичная власть и распределение обязанностей, где каждый занимается своим делом: философ управляет, стражи охраняют, а земледельцы и ремесленники создают материальные ценности, и это справедливо. Идеальное государство может быть устроено либо монархически, либо аристократически, но не демократически.

Платон выступал также и против тирании, считая, что при управлении обществом необходимо опираться на религию и законы. В идеальном государстве Платон вводит следующий принцип: «кто неспособен жить, того ... не нужно и лечить». То есть Платон непримиримо относился к людям, которые не хотят совершенствоваться, к нарушителям закона и к своим идейным противникам вплоть до требования применения смертной казни.

В философии Платона с помощью теории идей космическое, физическое, математическое, познавательное, эстетическое, этическое, политическое было сведено во взаимосвязанную структуру конкретных знаний. Он синтезировал следующие тенденции греческой философской мысли: 1) диалектику Гераклита; 2) элеатское противопоставление видимого мира миру мышления и воображения; 3) пифагорейское учение о числе и совершенстве космических движений по круговым орбитам. Платоновскую философию можно отнести к одной из крупных теоретических философских систем античности, где была предпринята попытка очищения теоретических понятий от ложных мнений, попытка с помощью логических понятий структурировать буквально все: природу, тело, душу, человека, государство.



Индекс материала
Курс: Философия. Ее предмет и роль в жизни человека и общества. Основные этапы развития мировой философской мысли. Познание и наука
Дидактический план
ВВЕДЕНИЕ
Миф и религия как истоки философии
Возникновение философии
Основные проблемы философии и их природа. Специфика философского знания
Функции философии. Философия и мировоззрение
Основной вопрос философии
Разделы философского знания. Философия и наука
Древнекитайская философия
Конфуцианство
Даосизм
Веды. Упанишады
Буддизм
Античная философия
Софисты и Сократ
Киники
Платон
Аристотель
Стоицизм
Эпикур
Средневековая философия
Аврелий Августин
Фома Аквинский
Основные черты эпохи Возрождения
Основные черты и идеи философии эпохи Возрождения
Философия Нового времени
Ф. Бэкон
Р. Декарт
Г. Лейбниц
Философия эпохи Просвещения
Социально-философские взгляды французских просветителей
Учение о природе французских просветителей
Немецкая классическая философия
И. Кант
Г. Гегель
Марксистская философия
Европейские философские течения XIX-XX веков
Позитивизм и его разновидности
Философия «жизни»
Экзистенциализм
Русская философия XIX - начала XX веков
Славянофилы и западники
Н.А. Бердяев
Марксизм в России
Русский космизм
Деятельность, сознание, познание
Познание и мышление
Познавательные способности человека
Внерациональные (иррациональные) формы познания
Наука как вид духовного производства и особая сфера культуры
Наука и рост научного знания. Наука как особая сфера культуры
Методы научного познания
Формы научного познания
Учение об истине
Аксиологические проблемы современной науки
Все страницы