Курс: Философия. Ее предмет и роль в жизни человека и общества. Основные этапы развития мировой философской мысли. Познание и наука - Основной вопрос философии

Основной вопрос философии

Отмечая важность всех рассмотренных функций философии, необходимо особенно отметить мировоззренческую и методологическую. Именно «коэффициент сущности» познания мира и достоверности применяемых методов задаёт эффективность «работы» других функций. Не случайно вопрос об отношении мышления к бытию конкретизируется как два подвопроса: 1) что первично - материя или сознание? 2) познаваем ли мир? Он получил  название основного вопроса философии. Основной вопрос философии - вопрос об отношении мышления к бытию, духовного к материальному вообще. На разных этапах человеческого развития основной вопрос философии имел различные формулировки: отношение души к телу, материи к сознанию, общественного бытия к общественному сознанию и т.д.

Одним из фундаментальных вопросов является вопрос о первичности начал мира. Философы, объясняющие мир, исходя из первичности духа, сознания получили название - идеалисты;  философы, кладущие в основу мира природу, материю — материалисты. С самого начала своего возникновения философия разделилась на два указанных направления, и последующая ее история есть диалог этих школ.

Материалисты исходят в отношении мира из таких понятий, как «природа», «материя», «объективный мир». Идеалисты же исходят из таких понятий, как мировой дух, мировой разум, идеи, уже заданные человеку и т.д. Можно утверждать, что эти два направления нужны друг другу и, может быть, не смогут существовать каждое в отдельности.

Философы подразделяются также на монистов и дуалистов в зависимости от того, сколько начал они закладывают в основание мира: монисты — одно (Демокрит, Эпикур, Гегель);
дуалисты — два (Декарт, Кант).

В решении вопроса о познаваемости мира существуют противоположные позиции:  одни философы утверждают, что  мир познаваем в своей сущности  (Демокрит, Эпикур, Платон, Гегель). Другие  утверждают, что первичным является сознание человека-субъекта и он может знать только свои ощущения. Мир есть комбинация субъективных ощущений и познать его сущность невозможно. Подобная  позиция получила название - агностицизм, а философы – агностики (Беркли, Юм).

Кроме того, исторически сложилось два философских метода: диалектика, исходящая из постоянной изменчивости мира и взаимосвязанности его частей - это учение о всеобщей связи и развитии; метафизика - основывается на количественном понимании развития, понимает развитие как уменьшение или увеличение, отрицает саморазвитие.



Индекс материала
Курс: Философия. Ее предмет и роль в жизни человека и общества. Основные этапы развития мировой философской мысли. Познание и наука
Дидактический план
ВВЕДЕНИЕ
Миф и религия как истоки философии
Возникновение философии
Основные проблемы философии и их природа. Специфика философского знания
Функции философии. Философия и мировоззрение
Основной вопрос философии
Разделы философского знания. Философия и наука
Древнекитайская философия
Конфуцианство
Даосизм
Веды. Упанишады
Буддизм
Античная философия
Софисты и Сократ
Киники
Платон
Аристотель
Стоицизм
Эпикур
Средневековая философия
Аврелий Августин
Фома Аквинский
Основные черты эпохи Возрождения
Основные черты и идеи философии эпохи Возрождения
Философия Нового времени
Ф. Бэкон
Р. Декарт
Г. Лейбниц
Философия эпохи Просвещения
Социально-философские взгляды французских просветителей
Учение о природе французских просветителей
Немецкая классическая философия
И. Кант
Г. Гегель
Марксистская философия
Европейские философские течения XIX-XX веков
Позитивизм и его разновидности
Философия «жизни»
Экзистенциализм
Русская философия XIX - начала XX веков
Славянофилы и западники
Н.А. Бердяев
Марксизм в России
Русский космизм
Деятельность, сознание, познание
Познание и мышление
Познавательные способности человека
Внерациональные (иррациональные) формы познания
Наука как вид духовного производства и особая сфера культуры
Наука и рост научного знания. Наука как особая сфера культуры
Методы научного познания
Формы научного познания
Учение об истине
Аксиологические проблемы современной науки
Все страницы