Курс: Философия. Ее предмет и роль в жизни человека и общества. Основные этапы развития мировой философской мысли. Познание и наука - Основные черты эпохи Возрождения

Основные черты эпохи Возрождения

Историческая эпоха, названная Возрождением, охватывает период примерно с XIV по XVI вв. Существует точка зрения, что в эпоху Возрождения никакой особой философии не было, что философия эпохи Возрождения это всего лишь поздняя средневековая философия. Следовательно, она лишена самостоятельности и своеобразия. Конечно, философия эпохи Возрождения представляет собой подготовительный период к философии Нового времени, но это не значит, что она лишена самостоятельности и собственного своеобразия. Напротив, она имеет свои отличительные особенности,  проблемы, способы их постановки и решения.

В зависимости от общих мировоззренческих позиций того или иного философа эпоха Ренессанса характеризуется по-разному. Чаще всего ее оценивают как «величайший прогрессивный переворот» во всех областях культуры. Это действительно был один из значительных переворотов в истории человеческой культуры. Но следует заметить, что не во всем, не во всех отношениях его можно считать прогрессивным. Во всяком случае, и с этим согласно сегодня большинство исследователей, эпоха Возрождения выглядит достаточно сложной и противоречивой. Эту эпоху характеризует:

1) разрыв с традицией средневековья и переход к Новому времени (А.X. Горфункель);

2) пробуждение философского самосознания, не совпадающего с теологическим мировоззрением, в силу чего философия постепенно освобождается от теологии;

3) намечающийся тесный союз философии и естествознания, результатом которого становится «превращение фантастического созерцания природы в математико-механическое понимание» (Вундт);

4) колоссальный рост значения гуманитарного знания, наук о человеке и светского образования. В лице гуманистов появляется светская интеллигенция;

5) наконец, именно в это время индивидуализм получает новые, особенно мощные импульсы развития. Благородство измеряется не происхождением, а личными заслугами, значение личного интереса получает теоретическое обоснование и даже эгоизм рассматривается как свойство самой человеческой природы.



Индекс материала
Курс: Философия. Ее предмет и роль в жизни человека и общества. Основные этапы развития мировой философской мысли. Познание и наука
Дидактический план
ВВЕДЕНИЕ
Миф и религия как истоки философии
Возникновение философии
Основные проблемы философии и их природа. Специфика философского знания
Функции философии. Философия и мировоззрение
Основной вопрос философии
Разделы философского знания. Философия и наука
Древнекитайская философия
Конфуцианство
Даосизм
Веды. Упанишады
Буддизм
Античная философия
Софисты и Сократ
Киники
Платон
Аристотель
Стоицизм
Эпикур
Средневековая философия
Аврелий Августин
Фома Аквинский
Основные черты эпохи Возрождения
Основные черты и идеи философии эпохи Возрождения
Философия Нового времени
Ф. Бэкон
Р. Декарт
Г. Лейбниц
Философия эпохи Просвещения
Социально-философские взгляды французских просветителей
Учение о природе французских просветителей
Немецкая классическая философия
И. Кант
Г. Гегель
Марксистская философия
Европейские философские течения XIX-XX веков
Позитивизм и его разновидности
Философия «жизни»
Экзистенциализм
Русская философия XIX - начала XX веков
Славянофилы и западники
Н.А. Бердяев
Марксизм в России
Русский космизм
Деятельность, сознание, познание
Познание и мышление
Познавательные способности человека
Внерациональные (иррациональные) формы познания
Наука как вид духовного производства и особая сфера культуры
Наука и рост научного знания. Наука как особая сфера культуры
Методы научного познания
Формы научного познания
Учение об истине
Аксиологические проблемы современной науки
Все страницы