Курс: Философия. Ее предмет и роль в жизни человека и общества. Основные этапы развития мировой философской мысли. Познание и наука - Наука и рост научного знания. Наука как особая сфера культуры

Наука и рост научного знания. Наука как особая сфера культуры

В конце XIX в. наука оформилась в самостоятельную сферу общественной жизни; она становится при этом особой сферой культуры. Различные попытки осмыслить средствами философии статус науки, в частности, специфику научного познания, структуру научного знания и механизм его "роста", представлены в таком течении философии, как философия науки. Одна из главных ее задач - определить понятие научной рациональности. Под научной рациональностью понимается совокупность идеалов, норм и методов получения (построения) научных знаний, позволяющая отграничить научно-познавательную деятельность от ненаучной, научные проблемы, задачи, факты, а также способы их постановки и обнаружения от ненаучных (донаучных, псевдонаучных). Предполагается, что цель науки и научной деятельности - получение объективно истинного и непрерывно обновляющегося знания о мире.

О. Конт выделяет три стадии интеллектуального развития человечества: теологическую, метафизическую и позитивную (научную). На теологической стадии явления общества и природы объясняются действиями богов и духов; на метафизической стадии - различные явления объясняются не сверхъестественными силами (боги и духи), а философскими понятиями  типа "причина", "сущность", "необходимость" и т.д. О. Конт отказался от данных понятий предшествующей философии, а задачу позитивной (научной) философии видел в изучении методов открытия научных законов и обосновании принципов классификации наук.

Основатель второй разновидности позитивизма (эмпириокритицизма) - Э. Мах - выделяет на эмпирическом уровне научного знания некоторые устойчивые элементы ("элементы мира"). Философская деятельность состоит в том, чтобы свести (редуцировать) остальные знания к этим устойчивым элементам, которые Мах приравнивает к ощущениям познающего субъекта (исследователя). Та часть знания, которая не редуцируется к "элементам мира", исключается из научного арсенала. Такая методология научного познания имеет одно неприятное логическое следствие - "то, что не воспринимается органами чувств, не существует". К примеру, когда людей на земле еще не было, - а это факт, установленный наукой, - не существовали и звезды, поскольку их никто не воспринимал. Кроме того, эта методология "запрещала" ученым усматривать в теоретических понятиях науки отражение сущности вещей, законов объективного мира.

В 20-х гг. XX в. оформился логический позитивизм (неопозитивизм). Это философское течение видит свою задачу в анализе логической структуры языка естественных наук решить проблему осмысленности (научности) высказываний физического, математического или
какого-либо другого содержания путем сведения их к атомарным (простым) предложениям. Для решения указанной проблемы логические позитивисты сформулировали принцип верификации: является ли предложение научным или нет - этот вопрос решается сопоставлением его с эмпирическими данными, полученными непосредственным наблюдением или на основании показаний приборов. В итоге логический позитивизм пришел к выводу, что положения метафизики, т.е. традиционной философии (например, "Абсолютная идея отчуждается в природу"; "Материя существует вечно"; "Данная субстанция - духовна"), не являются осмысленными, поскольку не верифицируемы. Ведь то, что обозначается философскими понятиями ("абсолютная идея", "материя", "субстанция" и др.) невозможно обнаружить посредством наблюдения или эксперимента. Метафизика рассматривается им как средство выражения эмоционально-волевого отношения человека к миру, приравнивается к разновидностям художественного творчества. Отметим, что принцип верификации как критерий научности оказался настолько узким, что за пределами науки остались важнейшие теоретические положения физики, вследствие чего этот принцип был отброшен, а философия логического позитивизма лишилась несущей конструкции.

Исходные идеи критического рационализма (постпозитивизм) — разновидности философии науки второй половины XX в. - изложены в книге К. Поппера (1902-1994) "Логика научного открытия". Критерием эмпиричности знания и, следовательно, его научности является не верифицируемость, а фальсифицируемость (опровержимость) этого знания. Фальсифици-
руемость - это открытость теорий для возможных эмпирических опровержений. Это означает, что научная теория предполагает наличие не только совокупности эмпирических фактов, подтверждающих данную теорию, но и совокупность потенциальных фальсификаторов, т.е. эмпирических фактов, которые, если бы они получили подтверждение, опровергли бы эту теорию. Теория, которая не допускает потенциальных фальсификаторов, не является научной. Научные положения принципиально отличаются от ненаучных тем, что они могут быть опровергнуты фактами, а утверждения типа "Бог всесилен" или "Небытие существует" в принципе никаким экспериментом (наблюдением) не фальсифицируются, а потому являются метафизическими.

В принципе фальсификации Поппера имеется здравый смысл. Наука развивается не за счет добавления к известным экспериментам новых, которые подтверждают уже известные законы природы, а за счет фальсификации старых теорий и выдвижения новых гипотез, позволяющих обнаружить новую группу явлений действительности. Так, опыт Майкельсона - Морли опроверг теорию эфира и потребовал разработки новой теории - теории относительности, учитывающей постоянство скорости света. На основании концепции фальсифицируемости Поппер строит модель развития науки. Схематично она имеет такой вид. Развитие науки, по мнению Поппера, начинается с проблем, т.е., грубо говоря, совокупности фактов, которые требуют объяснения. Для решения проблемы выдвигается несколько конкурирующих теорий (гипотез). Они проходят процедуру проверки. В результате предпочтение отдается той теории, которая не только объясняет все зафиксированные факты, но и предсказывает на основании законов теории новые факты. Последние проверяются экспериментально. Теория считается более успешной, если она выдерживает большее число экспериментальных проверок. Но результаты экспериментальной проверки рано или поздно придут в противоречие и с этой теорией. В таком случае теория устраняется. А та часть фактов, которая фальсифицировала самую успешную теорию, представляет собой новую проблему, более сложную по сравнению с предыдущей. Новая проблема порождает новые конкурирующие теории, т.е. цикл развития науки возобновляется. Но в таком развитии нет места преемственности, росту научного знания. Таков неутешительный вывод  вытекает из изложенной концепции.

Томас Кун (1922-1998) в книге "Структура научных революций" предложил более адекватную, чем К. Поппер, модель развития науки, которая лучше отражает историю развития естественных наук. Центральным понятием этой концепции является понятие парадигмы. Последняя есть общепризнанная на некотором этапе развития знания теория, описывающая определенную область явлений природы (механика Ньютона, квантовая механика, теория относительности Эйнштейна - примеры парадигм). Парадигма - это не только совокупность теоретических законов теории, но и образец решения разнообразных научных задач (в частности, методики проведения эмпирических исследований, и, стало быть, способов обнаружения фактов в потоке явлений природы). В парадигму входят также допущения, требующие метафизического (философского) обоснования: об отношении теории к реальности, типах регулярностей, присущих природе, критерии истинности утверждений теории, пределы используемых методов и др. Парадигма, таким образом, задает угол зрения на явления природы научному сообществу, т.е. профессиональной группе людей, принимающих данную парадигму.  Все то, что не "покрывается" парадигмой, остается незамеченным или объявляется несущественным. Наука, развиваемая в рамках парадигмы, называется Куном нормальной наукой. В этот период происходит уточнение различных компонент парадигмы, решаются всевозможные проблемы. Но со временем встречаются проблемы, не разрешимые методами сложившейся парадигмы, как бы последняя не уточнялась и не модифицировалась. Такие проблемы называются аномалиями. Накопление аномалий (необъяснимых научных фактов) ведет к кризису парадигмы, доверие к ней в научном сообществе падает. Выдвигаются гипотезы, имеющие целью объяснить неясные с точки зрения предыдущей парадигмы факты. Та гипотеза (теория), которая решает данные проблемы, объясняет аномальные факты, может приобрести статус новой парадигмы. Научная революция — это смена парадигм.

Критический рационализм (К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун) впервые стал изучать не научные высказывания, а науку как целостную, динамичную, развивающуюся систему.

Нельзя отделять эмпирический и теоретический уровень науки. Любое эмпирическое высказывание обусловлено какой-то теорией. Наука как целостное явление требует к себе разносторонних подходов: аксиологического, историко-научного, методологического, логиче-ского, психологического и т.п.

Наука - это постоянный динамический процесс, в ходе которого критически пересматривают имеющиеся научные достижения, развиваются, перестраиваются теории, появляются принципиально новые научные гипотезы. Научное познание осуществляется не учеными-одиночками, а сообществом ученых-профессионалов, действующих по своим правилам, например, арбитром для разрешения научных споров выступает не общество людей в целом, а компетентная профессиональная группа ученых. Сообщество ученых объединяет единый стиль мышления, признание определенных фундаментальных теорий, научных парадигм, которые предопределяют модель постановки проблем и их решения. Каждая из научных теорий создается в рамках той или иной парадигмы. Теории, существующие в рамках различных парадигм, не сопоставимы. В контексте новых парадигм старые теории получают новое содержание, новую оценку, приобретают иную интерпретацию и ценность. Развитие науки представляется Куном как скачкообразный революционный процесс, сущность которого выражается в смене научных парадигм.

И. Лакатос разработал теорию научно-исследовательских программ. По его мнению, научно-исследовательская программа может теоретически предсказать новые факты. И если она может объяснить больше, чем конкурирующая научная программа, то она вытесняет последнюю из сообщества ученых. История развития науки - это история борьбы и смены конкурирующих исследовательских программ. Внутренняя история науки базируется на движении идей, методологии, методик научного исследования, а внешняя история науки - это формы организации науки и личностные факторы научного исследования.

Философ науки П. Фейерабенд считает, что ученые должны стремиться создавать теории, несовместимые с уже существующими и признанными,  и это ускоряет развитие науки (принцип пролиферации - размножение теории). Разные теории имеют разные наборы постулатов, терминов, и значения их терминов несопоставимы друг с другом. Поэтому конкурирующие и альтернативные теории нельзя сравнивать, и развитие науки иррационально: новые теории могут побеждать не в силу того, что они ближе к истине и лучше соответствуют фактам, а благодаря пропагандистской деятельности их сторонников. В настоящее время наука представляет собой одну из форм идеологии и ничем не отличается от мифа и религии, т.е. имеет ярко выраженный аксиологический аспект.

В отечественной философии  также идет интенсивная разработка  методологии научного познания (В.С. Степин, В.С. Швырев, П.Ф. Юдин и др.). Научное познание рассматривается как исторически меняющаяся деятельность, которая детерминирована характером исследовательских объектов, а также социальными условиями, свойственными исторически определенному этапу развития цивилизации. Современная наука состоит из различных областей знаний, взаимодействующих между собой, и в то же время имеющих относительную самостоятельность. Наука - это сложная самоорганизующаяся система, которая в своем развитии порождает новые относительно автономные подсистемы и новые интегративные связи.

Эмпирическое исследование изучает явления и их взаимодействия, выявляет эмпирические зависимости в ходе наблюдений, экспериментов как результат индуктивного обобщения опыта (вероятностно-истинное знание). Теоретический уровень познания состоит в познании сущности явлений, их законов, опирается на мысленный эксперимент, на применение методов построения теории: аксиоматический, гипотетико-дедуктивный, метод восхождения от абстрактного к конкретному и т.д.

При этом если не учитывать культурологический аспект науки, возникает опасность отрыва научно-теоретического сознания от живой действительности, превращение теоретических конструкций из средств адекватного постижения мира в догматические концепции (в форме тоталитаристской идеологии и в форме конформистского сознания).

Наука имеют  следующие основания: идеалы и нормы исследования, научная картина мира и философские основания. Научное познание регулируется определенными идеалами и нормативами (идеалы научного познания, доказательность и обоснованность знания, объяснение и описание фактов, построение и организация знания.) Нормы описания в науке выражают стиль мышления конкретной эпохи: нормы описания в средневековой науке отличаются от норм современной науки.

Научная картина мира  складывается в результате синтеза знаний, получаемых в различных науках, и содержит общие представления о мире, вырабатываемые на соответствующих стадиях исторического развития науки. Научная картина мира выступает не просто как форма систематизации знания, но и как исследовательская программа, которая определяет постановку задач эмпирического и теоретического поиска и выбора средств их решения.

Философские идеи и принципы обосновывают идеалы и нормы науки, содержательные представления научной картины мира, обеспечивают включение научного знания в общую культуру человечества. Все это позволяет оценивать науку в качестве особой сферы культуры.



Индекс материала
Курс: Философия. Ее предмет и роль в жизни человека и общества. Основные этапы развития мировой философской мысли. Познание и наука
Дидактический план
ВВЕДЕНИЕ
Миф и религия как истоки философии
Возникновение философии
Основные проблемы философии и их природа. Специфика философского знания
Функции философии. Философия и мировоззрение
Основной вопрос философии
Разделы философского знания. Философия и наука
Древнекитайская философия
Конфуцианство
Даосизм
Веды. Упанишады
Буддизм
Античная философия
Софисты и Сократ
Киники
Платон
Аристотель
Стоицизм
Эпикур
Средневековая философия
Аврелий Августин
Фома Аквинский
Основные черты эпохи Возрождения
Основные черты и идеи философии эпохи Возрождения
Философия Нового времени
Ф. Бэкон
Р. Декарт
Г. Лейбниц
Философия эпохи Просвещения
Социально-философские взгляды французских просветителей
Учение о природе французских просветителей
Немецкая классическая философия
И. Кант
Г. Гегель
Марксистская философия
Европейские философские течения XIX-XX веков
Позитивизм и его разновидности
Философия «жизни»
Экзистенциализм
Русская философия XIX - начала XX веков
Славянофилы и западники
Н.А. Бердяев
Марксизм в России
Русский космизм
Деятельность, сознание, познание
Познание и мышление
Познавательные способности человека
Внерациональные (иррациональные) формы познания
Наука как вид духовного производства и особая сфера культуры
Наука и рост научного знания. Наука как особая сфера культуры
Методы научного познания
Формы научного познания
Учение об истине
Аксиологические проблемы современной науки
Все страницы