Курс: Философия. Ее предмет и роль в жизни человека и общества. Основные этапы развития мировой философской мысли. Познание и наука - Н.А. Бердяев

Н.А. Бердяев

Бердяев Николай Александрович (1874–1948) - русский религиозный философ, представитель персонализма. Главная тема философии Н.А. Бердяева - смысл существования, бытия человека. Пройдя в своей духовной эволюции путь от "легального марксизма" к религиозному миросозерцанию, Бердяев отверг революционное переустройство мира, ибо любая революция как реакция на гнет и насилие неконструктивна и может порождать только новый гнет и насилие. Современное состояние культуры представлялось Бердяеву кризисным, выраженным в отчужденности, вражде и безличности человека, начавшимся еще с момента грехопадения (начала земной истории) и ведущим к гибели (концу) человеческой истории. Поэтому грядущее обновление общества должно осуществляться на основе реформированного православия в форме восстановления религиозного смысла жизни.

Развивая эту мысль в направлении христианского экзистенциализма, Бердяев разрабатывает религиозно-мистическую концепцию свободы, согласно которой человек наделен даром творческой (божественной) свободы и должен развернуть это качество с помощью восстановления своей духовно-эстетической связи с универсальным строем божественной мировой гармонии, что позволит преодолеть трагизм бессмысленного существования. Свобода у Бердяева иррациональна, является исходной реальностью человеческого существования и предшествует Богу и Миру. Она выступает в форме несотворенной (добытийной) и сотворенной Богом. Несотворенная свобода - причина зла и несовершенства в мире, сотворенная свобода через творчество гармонизирует мир. Поэтому суть новой религиозной эпохи ("третье откровение") в противоборстве зла и творчества. Под творчеством Бердяев понимал потрясение и подъем всего человеческого существа, направленного к иной, высшей жизни, к новому бытию.

Идея творчества, как откровения человека, совместно с Богом продолжающего творение мира, выражается в освобождении от мира в форме пути в себя, "погружения в собственное "Я". Цель этого погружения - в осуществлении человеческими руками божественного замысла, прорыве через мир наличной реальности в мир высшей сверхкультуры. И осуществляется этот прорыв в форме художественного творчества. Бердяев уравнивает художественную гениальность и святость. Гениальность для него - это иная святость, а Пушкин - святой. Искусство делится у него на два типа: классическое и романтическое. В развитии искусства выделяются две тенденции - синтетически-органическая и аналитическая. Высшим взлетом русского национального гения Бердяев считал русскую литературу XIX века - "такой религиозной и социальной взволнованности не знала европейская литература".

Поэтому в процессе спасения человечества от грозящей катастрофы особую роль призвана сыграть Россия в силу ее уникальности. Россия, по мнению Бердяева, - место, где происходит последнее испытание гуманизма, она сможет выполнить великую объединительную миссию Востока и Запада.

Россия фатально предрасположена к решению эсхатологических задач в силу противоречивости психологического склада русского человека. Его душа разорвана крайностями: главными противоречивыми свойствами русской души является, с одной стороны, аскетически-монашеское православное смирение, с другой, природная языческая дионисийская стихия. Поэтому русскому человеку и всей культуре присущи деспотизм, гипертрофия государства и анархизм, вольность; жесткость, склонность к насилию и доброта, человечность, мягкость; индивидуализм, обостренное сознание личности и безличный коллективизм; национализм, самохвальство и универсализм, всечеловечность; искание Бога и воинствующее безбожие; смирение и наглость, рабство и бунт.

Противоречивость и широта русской души, по мнению Бердяева, есть следствие необъятности, безграничности, бесконечности русской земли: в душе русского народа есть такая же необъятность, безграничность, как и в русской равнине. Русскому народу трудно было овладеть этими огромными пространствами, оформить их, поэтому русский народ - это сила стихии, вдохновений, откровений, но не формы. Русский народ не был народом культуры, как Западная Европа, где все замкнуто и детерминировано, разделено на категории.

Всякий свой порыв русская душа соподчиняет с чем-то более важным, поэтому на своих духовных вершинах  Россия опережает остальное человечество, однако средний уровень низок. Бердяев опровергает легенды о варварстве русского народа, пример - культура Киевской Руси, стоявшая значительно выше современной ей культуры Западной Европы; оригинальность русской философской мысли; коллективистский гений закрепощенных, неграмотных крестьянских масс, создавших свою, собственную самобытную культуру, основанную на православии. Приоритет в открытии тайн русской души Бердяев отдает Ф.М. Достоевскому.

Европеизация русской культуры, начатая Петром Великим, прошла, по мнению Бердяева, поверхностно, созданная им империя не имела духовного единства. Поэтому, при всем своем величии, русское государство XIX века было противоречивым и нездоровым.

В России всегда имел место разрыв культуры и революционной интеллигенции, поэтому Бердяев противопоставил революционную линию развития духовному совершенствованию. Любая революционность (в том числе и марксистская) основана на гнете и насилии, поэтому она неконструктивна и может породить только новый гнет и насилие. Грядущее обновление общества должно осуществляться на основе реформированного православия, Бердяев призывал "убить зверя политики" и перейти к неполитическим формам переустройства общества.

Значительное место в творчестве Бердяева занимает анализ и демонстрация западному миру таких уникальных свойств русской философии, как глубочайшая экзистенциальность, эсхатологизм, религиозный анархизм, одержимость идеей "Богочеловечества", являющейся отражением свойств русской души и культуры в целом.



Индекс материала
Курс: Философия. Ее предмет и роль в жизни человека и общества. Основные этапы развития мировой философской мысли. Познание и наука
Дидактический план
ВВЕДЕНИЕ
Миф и религия как истоки философии
Возникновение философии
Основные проблемы философии и их природа. Специфика философского знания
Функции философии. Философия и мировоззрение
Основной вопрос философии
Разделы философского знания. Философия и наука
Древнекитайская философия
Конфуцианство
Даосизм
Веды. Упанишады
Буддизм
Античная философия
Софисты и Сократ
Киники
Платон
Аристотель
Стоицизм
Эпикур
Средневековая философия
Аврелий Августин
Фома Аквинский
Основные черты эпохи Возрождения
Основные черты и идеи философии эпохи Возрождения
Философия Нового времени
Ф. Бэкон
Р. Декарт
Г. Лейбниц
Философия эпохи Просвещения
Социально-философские взгляды французских просветителей
Учение о природе французских просветителей
Немецкая классическая философия
И. Кант
Г. Гегель
Марксистская философия
Европейские философские течения XIX-XX веков
Позитивизм и его разновидности
Философия «жизни»
Экзистенциализм
Русская философия XIX - начала XX веков
Славянофилы и западники
Н.А. Бердяев
Марксизм в России
Русский космизм
Деятельность, сознание, познание
Познание и мышление
Познавательные способности человека
Внерациональные (иррациональные) формы познания
Наука как вид духовного производства и особая сфера культуры
Наука и рост научного знания. Наука как особая сфера культуры
Методы научного познания
Формы научного познания
Учение об истине
Аксиологические проблемы современной науки
Все страницы