Курс: Философия. Ее предмет и роль в жизни человека и общества. Основные этапы развития мировой философской мысли. Познание и наука - Миф и религия как истоки философии

Миф и религия как истоки философии

Мифы - архаические повествования о деяниях богов и героев, за которыми стояли фантастические представления о мире, об управляющих им богах и духах. Мифы и мифотворчество было исторически первой попыткой познания мира. Появившись 4-5 млн лет тому назад, первобытный человек на определенной стадии своей эволюции (средний и поздний палеолит) пытается понять, что за мир существует вокруг него и что в нем происходит. В чем специфика этой первой попытки объяснения мира?

Во-первых, сам мир, описываемый в мифах, был «наполнен» духами, живой силой, которые находились  в предметах, растениях, животных, в самом человеке. При этом  человек не отделял себя от предметов, животных и растений, то есть, как говорят философы, он не понимал своей самости, своего "я", человек чувствовал себя растворенным, слитым с внешней действительностью (такое ощущение, кстати, характерно для ребенка 3-4-летнего возраста).

Слитность предметного, животного, растительного и человеческого миров проявлялась, в частности, в том, что сначала первобытные племена и родовые группы выбирали себе в качестве охранительной силы какой-то предмет, то есть предметы  имели живой, мистический смысл. Затем наступает зооморфная стадия, когда предметы, явления природы ассоциировались с тем или иным животным: небо изображалось в виде крыльев коршуна, в виде коровы и др. Наконец, наступает антропоморфная (высшая) стадия в развитии мифов, когда те или иные явления природы ассоциируются с человеком, его качествами.

Первоначально вся природа предстает как единое живое человеческое тело, прежде всего - женское тело (матриархат). При этом человеческая плоть соответствовала земле, кровь - воде, волосы - растениям, кости - корням, зрение – солнцу дыхание - ветру. Затем возникают персонифицированные герои, боги, ответственные за то или иное явление природы. Причем у некоторых народов имя одного и того же бога менялось, например, у египтян бог Солнца именовался - Атум, Хепри, Ра, Осирис. В мифах появляются зачатки этических знаний, запрещающих или разрешающих что-то во взаимоотношениях между людьми, между людьми и природой. Возникают табу - запреты. Примером таких нормированных отношений являются магические обряды: перед тем как идти на охоту, первобытные люди устраивали празднество - танец, в котором пронзали копьем изображение животного, на которое собирались охотиться. Поскольку, как было уже отмечено, различия между изображением животного и самим животным не проводилось, им представлялось, что животное уже побеждено (прежде всего его душа),  и остается только тело.

Как проявляло себя мифологическое мировоззрение? Прежде всего в ритуальных действиях: танце, жестах, мимике, запахах, музыке, цвете. В них принимало участие все первобытное население. Здесь обыгрывались не только сцены охоты, но и такие вопросы, как сотворение мира. В танце люди умели показать, что мир возник из хаоса и опять в хаос превращается.

Другим важным показателем мифологического мировоззрения был рисунок. В мифах присутствовало, появилось художественное творчество в виде наскальных рисунков. Первоначально это было просто зеркальное отражение (изображение животных, сцен охоты
и т.д.). Но затем появляются эстетические компоненты: чувство красоты в повороте головы у животного, в расположении тела и т.д. Позже в рисунках появляется обобщение: изображается самое главное, возникают синтетические образы идеальных животных.

Впоследствии на заключительной стадии первобытного общества – в эпоху неолита, когда появляются каменные сооружения, керамика, имеет место роспись керамической посуды и каменных сооружений, возникает орнамент в форме геометрических знаков: спирали, параллельные линии, ромбы, квадраты, треугольники. Волнистая линия обозначала воду, треугольник - гору, и т.д. При этом уже тогда (как выяснили ученые) применялась пропорция 1:0,62 (так называемое золотое сечение - вариант космической мировой гармонии). И эти же геометрические символы стали основой, прообразами новых письменных знаков.

Кроме того, в рамках художественного творчества, возникшего внутри мифологического мировоззрения, возникает и эталон прекрасного: сначала оно (прекрасное) ассоциировалось с
чем-то большим, мощным: могучая корова-матка, позднее - плодовитая пышная дева; впоследствии признаком возвышенного стал свет солнца.

Помимо ощущения чувства прекрасного в мифах можно было найти и зачатки математического знания, сначала в виде простого счета. На фоне наскальных рисунков появляются зарубки - счет, в основном это цифры до десяти. Итак,  в мифах мы видим начала этических, художественных, лингвистических, математических, космологических, религиозных (магия, боги) знаний.

В мифологическом мировоззрении проявляется своего рода специализация и возникают следующие разновидности мифов: космогонические, о происхождении и устройстве мира, о наиболее важных явлениях природно-мировой гармонии. Акт творения рассматривался либо как процесс создания мира сверхъестественным существом - богом, колдуном, либо как постепенное развитие из первобытного бесформенного состояния: хаоса, мрака, воды, яйца.

Так, в германо-скандинавских мифах мир возникает из взаимодействия воды и огня с холодом и погибает от пожара и наводнения. Из природных явлений возникают великаны (гермафродит Имир), боги убивают великанов и создают из частей их тела мир. В греческой мифологии сама Земля представлялась живой, одушевленной, все из себя производящей и все собой питающей, включая небо. То есть она была источником и лоном мира, богов, людей. В египетских мифах из хаоса вышли боги и создали землю, небо, людей, животных, растения. Первым богом был Ра - бог Солнца. В индийской мифологии начало творению дала вода, из  нее образовалось яйцо, а из него бог Брахма, сотворивший Вселенную.

Помимо описания процедуры сотворения мира, в космогонических мифах присутствовала идея закономерности существования мира, в частности, идея цикличности - мир то воссоздавался, то разрушался. Например, в индийской мифологии, как только бог Брахма просыпается, мир воссоздается, как только засыпает - разрушается.

Кроме космогонических мифов, существовали астральные и календарные мифы, объясняющие те или иные природные явления (наводнения, засухи, землетрясения), происхождение Солнца, Луны, звезд. Так, в египетской мифологии наступление засухи было наказанием людей за их грехи. Данное природное явление связывалось со смертью или оживлением бога плодородия - Осириса. Кроме того, существовали тотемические
(о происхождении богов) и этнологические (о происхождении людей и народов) мифы. На ранних стадиях развития мифы были примитивны, элементарны, кратки по содержанию. Позднее создаются развернутые повествования, связывающие разные мифы друг с другом.

Важнейшим показателем развитости мифов было количество богов (в индийской мифологии их было 3333), другим важным показателем, а значит и показателем культурности того или иного народа, была развитость космологических и этнологических мифов. Например, в китайских и австралийских мифах космогония не была представлена должным образом, у вавилонян - наоборот. У иудеев имела место не столько мифология космоса, сколько мифология народа. Здесь осуществлялась попытка понять человека, выделить его качества через повествования о загробной жизни души, воскрешении из мертвых, суда над ними и т.д.

В мифах уже на стадии становления образуются два пласта: мистический и рациональный. Мистика связана была с персонификацией природных явлений и бесчисленными рассказами об их деяниях. Рациональный пласт - это описание явлений природы, исторических событий, анализ взаимоотношений между людьми, попытка понять устройство мира.

Эволюция мифов была таковой, что мистический пласт уменьшался, а рациональный увеличивался. В чем это проявлялось? Во-первых, в попытках понять мир, не прибегая к услугам богов, так возникают стихийно-материалистические воззрения в форме поиска материалистических, природных начал мира.  Например, в индийской мифологии космос - это колесница, запряженная четверкой коней - земля, воздух, вода, огонь, - совершающая циклические обороты. В конце мира кони выходят из подчинения и начинают драться до тех пор, пока один из них (огонь) не поглотит остальных. В китайской мифологии мир состоит уже из пяти стихий: добавляется дерево, а впоследствии и металл. Во-вторых, если на этапе становления мифов боги были удалены от людей (особенно у египтян), то на поздних этапах развития появляется тенденция ограничения произвола богов, они "приземляются", а люди, осмелев, свободно общаются с богами, вступают с ними в состязания и даже критикуют их: царь Иксион влюбился в Геру, богиню-охранительницу, Прометей дарит людям огонь, Яхве ведет диалог со своей общиной. При этом во всех мифологиях выделяется один бог: Зевс у греков, Осирис у египтян, Ярило, Перун, Верес - у славян и т.д. Остальные боги оттесняются на периферию.

В древнегреческой мифологии повествуется о самодействующих устройствах: в "Илиаде" встречаются легенды о создании Гефестом автоматов в виде золотых дев, которые были обучены знанию дел. Другие автоматы Гефеста имели вид треножников на колесах, и двигатель. Воздушные меха, сконструированные им же, могли раздувать пламя и регулировать его силу. Это было выражением мечты об искусственных помощниках человека.

Процесс усиления рационального пласта и уменьшения мистического особенно активизировался в эпоху неолитической революции - времени завершения первобытной эпохи. В этот период происходит становление скотоводства и земледелия. Усложняется техника обработки камня, изобретается гончарный круг, ткачество, керамика.

Еще более способствовало процессу рационализации мифов возникновение великих (речных) цивилизаций: Индия, Китай, Шумеры, Вавилон, Египет, позже Греция и вступление человечества в эпоху рабовладения:. В это время изобретена плавка металлов, появляется письмо, происходит разделение умственного и физического труда, появляются певцы, сказители, знахари, мастера прикладного искусства, жрецы, имеющие монополию на ученость.

Если в мифологическом воззрении на мир древний человек не воспринял природу как объект, как внешний мир, противостоящий ему, то по мере развития производящего хозяйства и появления ремесленно-технологических новаций он начинает отделять "идею" вещи от самой вещи. Его начинают интересовать вопросы производства вещей, их состав, смысл и принципы строения. Внутри мифологии возникают более глубокие вопросы: как делаются вещи, как они устроены, как устроен человек, откуда берется ветер и куда он потом исчезает и т.д.

Несмотря на рост в мифах рационального пласта знаний, в целом  они не могли выявить  причинно-следственные связи. Объяснение сущности явлений заменялось описанием их творения богами. Постепенно начинает формироваться религия.

Религия - мировоззрение, поведение и действия (культ), основанные на вере в существование Бога (богов), или иные сверхъестественные «священные» силы. Религия не случайное явление, навязанное людям жрецами, правителями, философами, обманщиками и т.д. Не подтверждается и точка зрения, согласно которой религия есть явление,  порожденное неким сверхчеловеческим надисторическим началом.

Религия необходимо возникла в ходе объективной логики исторического становления человека, общества, культуры и имеет общественное основание в виде экономических (низкий уровень развития материального производства) и социально-психологических предпосылок. Последнее означает то, что становление религии происходило как реакция человека на несвободу, ограниченность, зависимость от явлений природы, других людей, как попытка найти свободу в своем стремлении к высшему Абсолюту, желание власти над природой. Религия возникла от неумения человека отделить собственное сознание от внешнего мира в результате наделения всего окружающего человеческими качествами. Религия возникла также  из потребности человека найти и войти в иной мир, где нет страданий, смерти, тоски, незнания, но есть всемогущество, мудрость, счастье. Поэтому религия с самого начала была способом существования и преодоления человеческого самоотчуждения,  а также формой отражения, познания действительности. Для религиозного миросозерцания характерна чувственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности.



Индекс материала
Курс: Философия. Ее предмет и роль в жизни человека и общества. Основные этапы развития мировой философской мысли. Познание и наука
Дидактический план
ВВЕДЕНИЕ
Миф и религия как истоки философии
Возникновение философии
Основные проблемы философии и их природа. Специфика философского знания
Функции философии. Философия и мировоззрение
Основной вопрос философии
Разделы философского знания. Философия и наука
Древнекитайская философия
Конфуцианство
Даосизм
Веды. Упанишады
Буддизм
Античная философия
Софисты и Сократ
Киники
Платон
Аристотель
Стоицизм
Эпикур
Средневековая философия
Аврелий Августин
Фома Аквинский
Основные черты эпохи Возрождения
Основные черты и идеи философии эпохи Возрождения
Философия Нового времени
Ф. Бэкон
Р. Декарт
Г. Лейбниц
Философия эпохи Просвещения
Социально-философские взгляды французских просветителей
Учение о природе французских просветителей
Немецкая классическая философия
И. Кант
Г. Гегель
Марксистская философия
Европейские философские течения XIX-XX веков
Позитивизм и его разновидности
Философия «жизни»
Экзистенциализм
Русская философия XIX - начала XX веков
Славянофилы и западники
Н.А. Бердяев
Марксизм в России
Русский космизм
Деятельность, сознание, познание
Познание и мышление
Познавательные способности человека
Внерациональные (иррациональные) формы познания
Наука как вид духовного производства и особая сфера культуры
Наука и рост научного знания. Наука как особая сфера культуры
Методы научного познания
Формы научного познания
Учение об истине
Аксиологические проблемы современной науки
Все страницы