Курс: Философия. Ее предмет и роль в жизни человека и общества. Основные этапы развития мировой философской мысли. Познание и наука - Марксизм в России

Марксизм в России

Получив противоречивое наследие, идейные последователи Маркса по-разному распорядились им.

Отцом и пионером марксизма в России был Г.В. Плеханов, усвоивший и принявший марксизм как целостное мировоззрение. Плеханов первый начал писать тексты, которые выполняли роль учебников марксизма. Он считал, что описанные Марксом схемы развития Запада в равной степени относятся и к России. Однако выступил против ленинской концепции партии, которая была, по его мнению, оторвана от спонтанного движения пролетариата, что противоречило марксистской теории классовой борьбы. Пролетариат должен сотрудничать с буржуазией в своей «борьбе за демократические преобразования».

В работах "О материалистическом понимании истории", "К вопросу о роли личности в истории'' и др. Плеханов выступил как  материалист и диалектик, применяя диалектический метод главным образом в познании общественной жизни. Ему удалось дальше развить важные социально-философские проблемы, например, о роли народных масс и личности в истории, закономерностях формирования политической идеологии, права, религии, морали, искусства, философии.

С 1894 года начинается ленинский этап развития марксизма в России. Ленин Владимир Ильич (1870–1924) - философ-марксист;  выступал за уничтожение частной собственности посредством социалистической революции вплоть до мировой пролетарской революции; глава Советского государства с 1917 до 1924 гг. В.И. Ленин полагал, что основные вопросы марксизма как политической теории уже решены Марксом, и надо лишь умело извлекать из этих решений практические выводы.

Стержнем ленинской концепции империализма стала линия на рассмотрение монополизации, ведущей к паразитизму и загниванию. Так, основной пафос работы "Империализм как высшая стадия капитализма" был направлен на фундаментальное обоснование этого тезиса.

Ленин был абсолютно уверен в неизбежности мировой пролетарской революции и считал, что    "русскому пролетариату выпала на долю великая честь начать ряд революций". Он разрабатывает учение о революционной ситуации, отталкиваясь от идеи Маркса, что для социализма необходимо два главных условия - высокая степень обобществления процессов производства в капиталистическом хозяйстве и политическая власть пролетариата.

Ленин считал, что сначала надо взять власть, а потом развивать экономику,  осуществлять социальные и культурные реформы. Поэтому, по сути дела, у него не было последовательной теории социалистического строительства, за исключением, пожалуй, лозунгов типа «надо рачительно хозяйствовать». В связи с этим конкретные события обусловили неизбежные повороты в политике и практике строительства нового общества - имел место поворот от политики военного коммунизма к нэпу и др.



Индекс материала
Курс: Философия. Ее предмет и роль в жизни человека и общества. Основные этапы развития мировой философской мысли. Познание и наука
Дидактический план
ВВЕДЕНИЕ
Миф и религия как истоки философии
Возникновение философии
Основные проблемы философии и их природа. Специфика философского знания
Функции философии. Философия и мировоззрение
Основной вопрос философии
Разделы философского знания. Философия и наука
Древнекитайская философия
Конфуцианство
Даосизм
Веды. Упанишады
Буддизм
Античная философия
Софисты и Сократ
Киники
Платон
Аристотель
Стоицизм
Эпикур
Средневековая философия
Аврелий Августин
Фома Аквинский
Основные черты эпохи Возрождения
Основные черты и идеи философии эпохи Возрождения
Философия Нового времени
Ф. Бэкон
Р. Декарт
Г. Лейбниц
Философия эпохи Просвещения
Социально-философские взгляды французских просветителей
Учение о природе французских просветителей
Немецкая классическая философия
И. Кант
Г. Гегель
Марксистская философия
Европейские философские течения XIX-XX веков
Позитивизм и его разновидности
Философия «жизни»
Экзистенциализм
Русская философия XIX - начала XX веков
Славянофилы и западники
Н.А. Бердяев
Марксизм в России
Русский космизм
Деятельность, сознание, познание
Познание и мышление
Познавательные способности человека
Внерациональные (иррациональные) формы познания
Наука как вид духовного производства и особая сфера культуры
Наука и рост научного знания. Наука как особая сфера культуры
Методы научного познания
Формы научного познания
Учение об истине
Аксиологические проблемы современной науки
Все страницы