Курс: Философия. Ее предмет и роль в жизни человека и общества. Основные этапы развития мировой философской мысли. Познание и наука - Конфуцианство

Конфуцианство

Конфуцианство - школа служивых людей. Конфуций (Кун-цзы, 551-479 до н.э.) - древнекитайский философ, основатель конфуцианства. Конфуций не оставил письменного наследства, его идеи дошли до нас по рассказам учеников. Конфуция не интересовал вопрос, что такое мир (жизнь) и каково его устройство, его интересовал вопрос о том,  как надо жить. Поэтому конфуцианство – это, прежде всего, этико-политическое учение, в котором вопросы нравственной природы человека, его этики и морали, жизни, семьи, управления государством были главными. Это было учение для управления людьми, теория для будущих губернаторов. Сам Конфуций не считал себя новатором-творцом, а лишь передатчиком забытой древней мудрости. Если, считал он, народ сбился с пути, то его можно спасти, только вернувшись к старым традициям, древнему укладу жизни. Конфуций первым разработал концепцию идеального человека («благородного мужа») не по происхождению, а по воспитанию: человек должен воспитывать себя и других. При этом человек может бесконечно совершенствоваться. Преданность, искренность, справедливость, вежливость - главные качества благородного мужа.

Система воспитания, по Конфуцию, предполагала воздействие на человека «изнутри» и  «извне». Воспитание «изнутри» - это жесткий самоконтроль, призыв тщательно себя экзаменовать. При обнаружении отклонений человек сразу должен мобилизовать себя для внутренней работы.   Основой и мерилом воспитания был принцип «жень» - гуманность, человеколюбие,   детализованный   в   принципах   «сяо» - сыновняя почтительность, «ди» - уважение к старшим братьям, «и» - верность долгу и справедливость. В сущности, понятие "гуманность" Конфуция означало: 1) любовь к кровным родственникам, 2) защиту старых обычаев, 3) уважение к аристократии.

Конфуций считал, что высшие классы (представители власти) обладают гуманностью, низшие (народные массы) - нет. Большое место уделялось также воспитанию твердости характера, целеустремленности, ибо воля (чжи) управляет жизненной энергией (ци), а человек, управляющий самим собой, управляет и государством. При этом Конфуций считал, что у каждого правителя должен быть наставник-философ, помогающий развивать данные качества (он сам всю жизнь мечтал о правителе, который бы следовал его советам).

Воспитание «извне» основывалось на соблюдении принципа «ли» - следование ритуалам, традициям, нормам (принцип золотой середины - главный из них) с почтительностью и благопристойностью. То есть порядок и принцип середины во всем: в ненависти, любви, управлении государством и т. д.

Принцип «ли» включал широкий круг традиционных правил, с помощью которых осуществлялось управление страной. Люди по степени способности понимать и принимать эти правила делились на четыре типа: 1) совершенномудрые, то есть те, кто от рождения впитал в себя эти правила (философы, мудрецы, аристократы, правители высшего ранга); 2) люди, которые способны приобрести эти знания - благородные мужи, местные правители; 3) люди, которые учатся несмотря на трудности; 4) простые люди (народ), неспособные понять и принять традиционные правила. Поэтому идея покорности сверху донизу, иерархии и субординации была главной в этике конфуцианства.

Для укрепления пошатнувшегося господства аристократии Конфуций придумал учение  об «исправлении имен», то есть о приведении вещей в соответствие с их названиями. Если имена неправильны, то слова не имеют под собой оснований, а, значит, и дела не могут осуществляться. Поэтому государь должен быть государем, сановник - сановником, отец - отцом, сын - сыном и т.д., то есть каждый должен заниматься своим делом. При этом, все и, в первую очередь, правители, должны основывать свои действия на принципе «жень»: государь управляет народом, не принуждая к труду, не вызывая гнев и уповая на стыд, совесть, чувство долга. Конфуций говорил, что если руководить народом с помощью законов, то люди быстро привыкнут их обходить, а если с помощью добродетелей, то есть, морали, то народ будет знать стыд и исправится. При этом большое значение придавалось личному примеру.

Конфуцианцы стремились ритуализовать, упорядочить все: одежду, прическу, речь, привычки, сексуальную жизнь, музыку, танец и т.д., Это способствовало структурированию и формализации социальных связей и отношений.

Большое внимание Конфуций уделял музыке, отмечая ее облагораживающее влияние, презирая при этом легкую музыку. Он и здесь определил, кому и на каком инструменте играть, как танцевать и т.д. Воспитание по-конфуциански - это также знание классической китайской литературы, владение искусством стихосложения, тонкое знание многочисленных ритуалов. Именно такое образование предполагала древнекитайская школа. Для управления страной в духе конфуцианских принципов кандидаты в чиновники во избежание взяток и протекционизма были обязаны сдавать конкурсные экзамены с отсевом 96-98%: в специальном помещении, в одиночку и под бдительным контролем экзаменующийся в течение  двух-трех суток должен был без книг и пособий написать поэму из 60 слов, сочинение об историческом событии и трактат на отвлеченную тему. Прошедшие первый этап допускались ко второму и т.д.

Несмотря на то, что характерной чертой конфуцианства была отдаленность от проблем космогонии и естествознания, своим почитанием ритуалов, в частности, литературы, танцев, музыки, был создан культ знаний и образованности, что не могло не отразиться на
развитии других форм знаний. В области гносеологии, которая не была так развита, как этика, конфуцианцы рассматривали знания как доопытные: порядок в действительности устанавливает человеческий ум и знания, помещенные в него. Поэтому, как утверждал конфуцианец Мен-цзы, небо (природа) и сердце (внутренний мир человека) едины. Познание нашего сердца - это и есть познание природы. Внутреннее знание и самоусовершенствование есть основа познания.

После смерти Конфуция его школа распалась на восемь направлений, отдельные из которых (школа Дун Чжуншу) занимали господствующее положение при императоре У-ди (140-87 до н.э.). В другие же эпохи конфуцианство соперничало с иными философскими школами. В целом идеи конфуцианства сыграли огромную роль в истории Китая и наложили отпечаток на все стороны жизни страны. Сам же Кун-цзы стал объектом поклонения с  элементами религиозного культа.



Индекс материала
Курс: Философия. Ее предмет и роль в жизни человека и общества. Основные этапы развития мировой философской мысли. Познание и наука
Дидактический план
ВВЕДЕНИЕ
Миф и религия как истоки философии
Возникновение философии
Основные проблемы философии и их природа. Специфика философского знания
Функции философии. Философия и мировоззрение
Основной вопрос философии
Разделы философского знания. Философия и наука
Древнекитайская философия
Конфуцианство
Даосизм
Веды. Упанишады
Буддизм
Античная философия
Софисты и Сократ
Киники
Платон
Аристотель
Стоицизм
Эпикур
Средневековая философия
Аврелий Августин
Фома Аквинский
Основные черты эпохи Возрождения
Основные черты и идеи философии эпохи Возрождения
Философия Нового времени
Ф. Бэкон
Р. Декарт
Г. Лейбниц
Философия эпохи Просвещения
Социально-философские взгляды французских просветителей
Учение о природе французских просветителей
Немецкая классическая философия
И. Кант
Г. Гегель
Марксистская философия
Европейские философские течения XIX-XX веков
Позитивизм и его разновидности
Философия «жизни»
Экзистенциализм
Русская философия XIX - начала XX веков
Славянофилы и западники
Н.А. Бердяев
Марксизм в России
Русский космизм
Деятельность, сознание, познание
Познание и мышление
Познавательные способности человека
Внерациональные (иррациональные) формы познания
Наука как вид духовного производства и особая сфера культуры
Наука и рост научного знания. Наука как особая сфера культуры
Методы научного познания
Формы научного познания
Учение об истине
Аксиологические проблемы современной науки
Все страницы