Курс: Философия. Ее предмет и роль в жизни человека и общества. Основные этапы развития мировой философской мысли. Познание и наука - И. Кант

И. Кант

Кант Иммануил (1724–1804) - немецкий философ и ученый, родоначальник немецкой классической философии. Философское творчество Канта делится на докритический (1746-1769) и  критический период (1770-1797), ознаменованный выходом в свет трех крупнейших работ: "Критика чистого разума", "Критика практического разума", "Критика способности суждения". Работы докритического периода характеризуются тесной взаимосвязью философских проблем с естественнонаучными. Здесь Кант ставит вопрос о развитии в природе: в книге "Всеобщая естественная история и теория неба" он выдвигает гениальную гипотезу о происхождении и развитии Солнечной системы, не потерявшей актуальности и в современной науке.

Уже в докритический период в творчестве Канта формируются агностические мотивы: он утверждает, что естественные причины не в состоянии объяснить происхождения живой природы. В этот же период обнаруживается тенденция к отрыву сознания от бытия. Переход к критическому периоду знаменуется тем, что Кант хочет одновременно ограничить и обосновать познание, оградить науку от догматизма и от неверия в ее силы в форме критики всей прежней метафизической философии.

Достижение указанных целей Кант связывает с необходимостью осуществления так называемого коперниканского переворота или революционного изменения в способе мышления, сущность которого он видит в отказе от традиционной познавательной формулы - "наши знания должны сообразовываться с предметами". Он противопоставляет этой формуле противоположный тезис "предметы должны сообразовываться с нашим познанием", внося тем самым идею конструктивно-синтетической активности разума, деятельной природы познания в противоположность его пассивно-созерцательного пониманию.

Поэтому свою критическую философию он назвал "трансцендентальным" идеализмом, где ставятся следующие фундаментальные вопросы: "что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Что такое человек и чем он может  стать?".

Подход к решению этих вопросов основан у Канта на его учении о "вещах-в-себе" и "явлениях". По Канту, существует не зависящий от нашего сознания мир вещей ("вещи-в-себе"), которые действуют на органы чувств познающего субъекта, вызывая в нем ощущения ("явления"). Ощущения - это своего рода "отпечатки", следы в нашем сознании, которые знания о
"вещах-в-себе" не несут, поэтому последние непознаваемы. Тогда на "помощь" приходят априорные (доопытные) рассудок и разум, которые достраивают данные ощущения до полного, достоверного знания о предмете.

Это не значит, что мир вещей никак не свидетельствует человеку о себе. По Канту, мир предметов открывается человеку в форме практического разума, руководящего поступками людей и выражающего свою противоречивость в виде необходимости и свободы: поскольку человек - существо природное, он поступает необходимо, но в то же время как существо нравственное, он свободен, и свобода как идеал обладает практической силой. В основе нравственных поступков людей лежит формальное внутреннее повеление, предписание, закон - категорический императив, требующий, чтобы: 1) правило личного поведения отдельного человека могло стать правилом для всех; 2) поступки соответствовали желаниям человека и условиям его существования - природным и социальным, то есть живи природосообразно и живи так, чтобы твоя свобода могла сосуществовать со свободой других людей; 3) отдельный человек должен относиться к другому не как к средству, а как к цели, то есть каждая личность, развиваясь, должна способствовать развитию других. По мнению Канта, выполнение данного закона разрешит противоречие между индивидуальным и общественным, однако это долгий процесс, ибо есть интервал между идеалом и сегодняшней несовершенной жизнью. Чтобы этот процесс шел интенсивнее, необходимо осмысление морального долга (идеала) посредством: а) веры в Бога, б) через систему общественных законов.

При формировании общественных законов должны выдерживаться три следующих принципа общественной жизни: 1) свобода каждого члена общества, 2) равенство всех подданных,
3) самостоятельность каждого гражданина. Однако это опять же идеал, в реальной жизни есть отдаленность от идеала, поэтому Кант соглашается с идей Гоббса о принципе неограниченных полномочий существующей верховной власти, способствующей приближению к идеалу.

Процесс развития общества в целом понимается Кантом как ослабление животной   природы   человека и нарастание его морально-гуманистических свойств, все большая подчиненность категорическому императиву.



Индекс материала
Курс: Философия. Ее предмет и роль в жизни человека и общества. Основные этапы развития мировой философской мысли. Познание и наука
Дидактический план
ВВЕДЕНИЕ
Миф и религия как истоки философии
Возникновение философии
Основные проблемы философии и их природа. Специфика философского знания
Функции философии. Философия и мировоззрение
Основной вопрос философии
Разделы философского знания. Философия и наука
Древнекитайская философия
Конфуцианство
Даосизм
Веды. Упанишады
Буддизм
Античная философия
Софисты и Сократ
Киники
Платон
Аристотель
Стоицизм
Эпикур
Средневековая философия
Аврелий Августин
Фома Аквинский
Основные черты эпохи Возрождения
Основные черты и идеи философии эпохи Возрождения
Философия Нового времени
Ф. Бэкон
Р. Декарт
Г. Лейбниц
Философия эпохи Просвещения
Социально-философские взгляды французских просветителей
Учение о природе французских просветителей
Немецкая классическая философия
И. Кант
Г. Гегель
Марксистская философия
Европейские философские течения XIX-XX веков
Позитивизм и его разновидности
Философия «жизни»
Экзистенциализм
Русская философия XIX - начала XX веков
Славянофилы и западники
Н.А. Бердяев
Марксизм в России
Русский космизм
Деятельность, сознание, познание
Познание и мышление
Познавательные способности человека
Внерациональные (иррациональные) формы познания
Наука как вид духовного производства и особая сфера культуры
Наука и рост научного знания. Наука как особая сфера культуры
Методы научного познания
Формы научного познания
Учение об истине
Аксиологические проблемы современной науки
Все страницы