Курс: Философия. Ее предмет и роль в жизни человека и общества. Основные этапы развития мировой философской мысли. Познание и наука - Г. Лейбниц

Г. Лейбниц

Лейбниц Готфрид (1646–1716) - немецкий философ – идеалист, математик, физик, юрист, историк, языковед; пытался найти компромиссную позицию между декартовским рационализмом и английским эмпиризмом. У Г. Лейбница  законы природы "вытекают из сверхматериальных  принципов, хотя  все  в  материи происходит механическим образом". Мир у него состоит из множества неделимых частиц бытия, центров сил - "душ", "монад", которые придают миру, с одной стороны, одушевленность, а с другой, дискретную множественность, не допускающую простого пространства и действия на расстоянии. Все вещи у Лейбница состоят из монад, которые отличаются друг от друга (каждая вещь занимает свое место в мире) и образуют единую целостную систему, где целое не равно части.

Все монады Лейбница разделены на классы в зависимости от степени совершенства по принципу "все стремится к совершенству". Лейбниц наделял монаду также таким качеством, как восприятие и влечение, по аналогии с душой, объединяя в ней понятия "сила" и "жизнь". У него монада - это и форма, и тело, и дух, а материя не просто протяженная мертвая субстанция (как у Декарта), но имеет деятельную сторону.

Монадология Лейбница служила для объяснения природных сил, где природа есть не мертвый механизм, а живая сила. При этом он избегал вывода, что вся природа мыслит, хотя мышление у Лейбница было разлито по всей Вселенной за счет непрерывности бесконечного множества мыслящих "атомов субстанции". Природа при этом имела "цель". Лейбниц, признававший механические закономерности, тем не менее, чувствовал, что законы мира сложнее. Поэтому считал, что монады не могут быть познаны только математикой, нужна еще и метафизика. В отличие от Декарта, который развел "физику" и "метафизику", Лейбниц соединил эти виды познания, противопоставив при этом декартовскому принципу очевидности верховный логический закон непротиворечия: тождественность неразличимых вещей, их всеобщая непрерывность и дискретность. Помимо критериев ясности и отчетливости, научное знание должно иметь логическую доказательность, где закон тождества - самый важный закон.

Одухотворив материю, Лейбниц в рамках механистического мировоззрения, тем не менее, сделал шаг от псевдоантропоцентризма в сторону сближения человека с природой. Из его концепции органической целостности вытекало, что эра отношения познающего субъекта к познаваемым вещам как элементам гигантского и исправно работающего часового механизма подходит к концу.



Индекс материала
Курс: Философия. Ее предмет и роль в жизни человека и общества. Основные этапы развития мировой философской мысли. Познание и наука
Дидактический план
ВВЕДЕНИЕ
Миф и религия как истоки философии
Возникновение философии
Основные проблемы философии и их природа. Специфика философского знания
Функции философии. Философия и мировоззрение
Основной вопрос философии
Разделы философского знания. Философия и наука
Древнекитайская философия
Конфуцианство
Даосизм
Веды. Упанишады
Буддизм
Античная философия
Софисты и Сократ
Киники
Платон
Аристотель
Стоицизм
Эпикур
Средневековая философия
Аврелий Августин
Фома Аквинский
Основные черты эпохи Возрождения
Основные черты и идеи философии эпохи Возрождения
Философия Нового времени
Ф. Бэкон
Р. Декарт
Г. Лейбниц
Философия эпохи Просвещения
Социально-философские взгляды французских просветителей
Учение о природе французских просветителей
Немецкая классическая философия
И. Кант
Г. Гегель
Марксистская философия
Европейские философские течения XIX-XX веков
Позитивизм и его разновидности
Философия «жизни»
Экзистенциализм
Русская философия XIX - начала XX веков
Славянофилы и западники
Н.А. Бердяев
Марксизм в России
Русский космизм
Деятельность, сознание, познание
Познание и мышление
Познавательные способности человека
Внерациональные (иррациональные) формы познания
Наука как вид духовного производства и особая сфера культуры
Наука и рост научного знания. Наука как особая сфера культуры
Методы научного познания
Формы научного познания
Учение об истине
Аксиологические проблемы современной науки
Все страницы