Курс: Философия. Ее предмет и роль в жизни человека и общества. Основные этапы развития мировой философской мысли. Познание и наука - Г. Гегель

Г. Гегель

Другим крупным представителем немецкой классической философии был Г. Гегель.
Гегель Георг Вильгельм Фридрих
(1770–1831) - представитель немецкой классической философии, создатель диалектики на основе объективного идеализма. Рассматривая устройство мира, он полагал, что ни материя, ни сознание не могут рассматриваться как первоначала, они не выводимы друг из друга. Основой мира является тождество бытия и мышления, где мышление есть не только субъективная человеческая деятельность, но, прежде всего, объективная, ни от чего не зависящая субстанциальная первооснова всего существующего - Абсолютная идея (Мировой дух). Она является творцом всего духовного богатства, очень близка к понятию Бога и находится не вне мира, а в нем самом.

«Абсолютная идея» Гегеля - не неподвижная и неизменная первосущность, а непрерывно развивающийся процесс познания, восходящий от одного этапа к другому, более высокому. Поэтому Абсолютная идея – начало, процесс и результат познания мира, а весь окружающий мир также представляет собой процесс и движение. Абсолютная идея утверждает себя в форме отчуждения в природе (материи). А поскольку действительная история мира сводится у Гегеля к истории познания, то углубление знаний о мире, включая знание о самой Абсолютной идее, рассматривается им как развитие самой действительности.

Основные части философской системы Гегеля - логика, философия природы и философия духа, к которой непосредственно примыкает философия права, философия истории, эстетика, философия религии, история философии. Они изложены, прежде всего, в работах «Наука логики», «Энциклопедия философских наук». В «Науке логики» Гегель дает диалектический анализ наиболее важных философских категорий и законов. Логика, являющаяся первым этапом самораскрытия абсолютной идеи, ее научно-теоретическим осознанием, была важнейшей частью его системы. До Гегеля логика считалась наукой о субъективных (человеческих) формах мышления. Он же в данной работе ставит задачу исследования наиболее общих закономерностей развития познания и бытия действительности (природы, человеческой истории).

Гегель рассматривает общие понятия, исторически выработавшиеся в процессе развития человеческого познания, такие, как бытие, ничто, становление, качество, количество, мера, сущность, тождество, различие, противоречие, необходимость и случайность, возможность и действительность и т.д. Он показывает, что все они, будучи в непрестанном движении, переходя в свою противоположность, обнаруживая внутренне присущие им противоречия, связаны друг с другом и выражают различные ступени дознания,  все глубже проникающего в сущность всего существующего, составляют при этом движущую силу развития.

Так, анализируя понятия количества и качества, Гегель доказывает, что количественные изменения приводят к качественным изменениям, совершающимся путем скачка, перерыва  постепенности. По Гегелю, познанием отношения тождества и различия обнаруживается лежащее в их основе противоречие. При этом противоречие нельзя понимать как некую аномалию, дефект, оно есть взаимосвязь, взаимообусловленность противоположных сторон. С учением Гегеля о противоречии органически связано и гегелевское понимание отрицания. Свое учение об отрицании отрицания Гегель схематически изображал в виде триады: тезис - антитезис (отрицание) – синтез (отрицание отрицания).

Абсолютная идея пребывает у Гегеля не только как объективная, но и как субъективная идея - в голове субъекта. При этом он приводит основные типы субъективной логики - понятие, суждение, умозаключение. Фактически данные гегелевские понятия были исследованием процесса теоретического мышления, возведенного в абсолют. В своем учении о познании Гегель ставит также вопрос об отношении теоретического познания к практической деятельности, пытается вскрыть единство и взаимодействие между теорией и практикой, показывает, что преобразование действительности и познание составляют, по сути дела, единый процесс.

Если логика, по Гегелю, есть «наука об идее в себе и для себя», то философия природы характеризуется им как «наука об идее в ее инобытии». Гегель не объясняет, как происходит переход от «чистой» логической идеи к природе, он просто декларирует, что абсолютная идея, познав свое собственное содержание, «отпускает» себя в качестве природы. Главными формами природного (отчужденного) бытия абсолютной идеи являются механика, физика, органика. Характеризуя механику, Гегель рассматривает пространство, время, материю, движение, всемирное тяготение, идеалистически истолковывая данные понятия. Он пытается логически вывести материю из времени и пространства, утверждая при этом, что не существует пустых, незаполненных времени и пространства и что время и пространство представляют собой формы существования материи. Гегель также констатирует неотделимость материи от движения, причем движение рассматривается не как изменение, ведущее к развитию, а как простое перемещение в пространстве, круговорот, повторение того, что существовало раньше.

Философия природы Гегеля, несмотря на отдельные содержащиеся в ней глубокие диалектические открытия, была в целом далека от действительно диалектического понимания природы. Гегель не смог преодолеть метафизического и механического понимания природы, занимая, однако по отдельным вопросам более продвинутую, в плане диалектики, позицию по сравнению с современными ему естествоиспытателями, подвергая их критике за узкий эмпиризм и метафизически-механический подход.

Третья часть философской системы Гегеля - философия духа - посвящена рассмотрению абсолютной идеи на заключительном этапе ее развития, когда она, покидая природу, возвращается к самой себе. Философия духа есть учение об умственном развитии человечества вообще и состоит из учения о субъективном духе (антропология, феноменология, психология), объективном духе (право, нравственность, государство) и абсолютном духе как высшей ступени самопознания абсолютной идеи (искусство, религия, философия).

При этом нравственность рассматривается как внутреннее содержание и движущая сила не только правовых, но также материальных и политических отношений. Право есть осуществление свободы и противопоставлено феодальному произволу. «Философия права» Гегеля сводилась к защите тех правовых и экономических условий, которые необходимы были Германии для развития в ней капиталистических отношений. Поэтому Гегель разрабатывает здесь целую программу буржуазно-правовых положений, основывающихся на принципе – «все действительное разумно, все разумное действительно». Так, он выступает в защиту частной собственности, обосновывая свободу договоров как опосредствованное право собственности, ратует за равенство всех перед законом, защищает свободу частной инициативы, свободу промыслов, публичность судебных процессов, обосновывает преимущественное значение государства по сравнению с интересами отдельной личности.

Государство у Гегеля есть высшее развитие объективного нравственного духа и основа любых отношений. Поэтому прочная государственность - база демократии, при этом монархическая форма правления предпочтительнее демократической. Только в хорошо благоустроенном, обладающем строгими законами и дисциплиной государстве народ достигает истинной свободы и становится историческим народом. Свободный социальный человек, разумный человек действует, по Гегелю, в согласовании с законами своего государства.

История человечества изображается Гегелем как прогресс в осознании свободы, осуществляющийся постепенно, на протяжении многовековой истории, подразделяемой на четыре этапа: восточный, греческий, римский, германский миры.

По существу, германский мир Гегеля - это страны западной Европы, где отсталость Германии он пытается представить как уникальное историческое преимущество. Процесс развития человечества получает здесь свое завершение. Человечество уже не нуждается в изменении политических форм правления. Именно здесь дух заканчивает тяжкий путь самопознания, и история неизбежно приходит к своему концу. Это и есть конечная цель и смысл истории. Здесь разум полностью себя осуществляет, поэтому история заканчивается.

Философия Гегеля завершает целую эпоху оформления буржуазных общественных отношений. В своем творчестве он претендует на создание всеохватывающей философской системы абсолютных знаний, системы, которая не только подытоживает данные других наук, но предвосхищает всё будущее развитие научного познания. Свою философскую систему Гегель ставит в исключительное положение, рассматривая ее как завершение процесса познания абсолютной идеей своего собственного содержания. В силу такой законченности философская система Гегеля приобрела консервативный характер, в то время как диалектический метод существования данной системы - великое завоевание научной мысли.



Индекс материала
Курс: Философия. Ее предмет и роль в жизни человека и общества. Основные этапы развития мировой философской мысли. Познание и наука
Дидактический план
ВВЕДЕНИЕ
Миф и религия как истоки философии
Возникновение философии
Основные проблемы философии и их природа. Специфика философского знания
Функции философии. Философия и мировоззрение
Основной вопрос философии
Разделы философского знания. Философия и наука
Древнекитайская философия
Конфуцианство
Даосизм
Веды. Упанишады
Буддизм
Античная философия
Софисты и Сократ
Киники
Платон
Аристотель
Стоицизм
Эпикур
Средневековая философия
Аврелий Августин
Фома Аквинский
Основные черты эпохи Возрождения
Основные черты и идеи философии эпохи Возрождения
Философия Нового времени
Ф. Бэкон
Р. Декарт
Г. Лейбниц
Философия эпохи Просвещения
Социально-философские взгляды французских просветителей
Учение о природе французских просветителей
Немецкая классическая философия
И. Кант
Г. Гегель
Марксистская философия
Европейские философские течения XIX-XX веков
Позитивизм и его разновидности
Философия «жизни»
Экзистенциализм
Русская философия XIX - начала XX веков
Славянофилы и западники
Н.А. Бердяев
Марксизм в России
Русский космизм
Деятельность, сознание, познание
Познание и мышление
Познавательные способности человека
Внерациональные (иррациональные) формы познания
Наука как вид духовного производства и особая сфера культуры
Наука и рост научного знания. Наука как особая сфера культуры
Методы научного познания
Формы научного познания
Учение об истине
Аксиологические проблемы современной науки
Все страницы