Курс: Философия. Ее предмет и роль в жизни человека и общества. Основные этапы развития мировой философской мысли. Познание и наука - Функции философии. Философия и мировоззрение

Функции философии. Философия и мировоззрение

Основными функциями философии являются: мировоззренческая, методологическая, аксиологическая, прогностически-регулятивная, эвристическая.

Мировоззрение - система взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе. Степень достоверности представлений об устройстве мира задает и соответствующую глубину мировоззрения. Тем не менее, история науки и философии знает примеры, когда ученые пытались освободиться от влияния мировоззрения вообще и философского в частности, утверждая, что конкретным наукам философия не нужна, поскольку каждая наука сама себе философия (позитивисты). Однако тот же опыт истории культуры показал, что никакая наука освободиться от влияния философии не может. Отрицая одну идею, ее место обязательно занимает другая. Какую бы позицию ни занимали
естествоиспытатели - над ними властвует философия.

Другой важнейшей функцией философии является методологическая. Методология - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Методология — теория методов исследования, стратегия приемов познания, пока не сформировалась как стройная наука. Вместе с тем, в ней выработаны положения, являющиеся базисными для познающего мир: о глобальности и абсолютности материи, о постоянном развитии мира в целом и отдельных его частей, о "сотканности" мира из противоречий, о маятникообразности всех процессов относительно положения равновесия, о несводимости закона целого к законам его частей и др.  Каждая конкретная наука обладает только ей присущими методами исследования, например,  в физике есть метод спектрографии, в химии — хроматографии, в электротехнике — метод контурных токов, в экономике - метод составления балансов и т.д. Но существуют методы, являющиеся общими, сквозными: анализ-синтез, индукция-дедукция, моделирование, идеализация, формализация и др. Философия, будучи альма-матер для многих из них, раскрывая сущность и показывая историю их становления, обучает этим методам, формируя мощный инструмент познания для частных наук.

Помимо мировоззренческой и методологической, важно отметить аксиологическую (ценностную) функцию философии. Она выражается в том, что на всем протяжении своего существования философия оценивала и оценивает явления природного и социального мира, а также высказывания мыслителей по поводу закономерностей этого мира, через призму понятий: истинное — неистинное, прогрессивное — регрессивное, добро — зло, полезное — вредное и т.д. Содержание этих понятий в разное время, у разных философов и философских школ менялось, тем не менее, в большинстве случаев философия исходила и исходит из гуманистической ориентации.

Прогностически-регулятивная функция философии проявляется в попытке предвидеть, прогнозировать и управлять природными и социальными процессами. По поводу регулятивной функции философии существуют две позиции. Первая исходит из установки, что в любом истинном положении уже содержится конструктивное начало, поэтому задача философа — открыть истину и показать её значение. Суть второй позиции чётко выражена следующей формулой Канта: «... Мудрость ... больше состоит в образе действий, чем в знании».

Эвристическая функция связана с новыми открытиями, получением нового знания на основе философского осмысления научных проблем. Например, И. Кант разработал космогоническую гипотезу об образовании нашей планетной системы из первоначальной туманности, чем впервые поколебал представление, будто природа не имеет истории во времени. При этом И. Кант исходил из философских принципов причинности, всеобщей связи  явлений окружающего мира, аналогии и др.

Целесообразно обратить внимание на структуру мировоззрения и роль философии в этой структуре. Понятие структуры мировоззрения предполагает выделение по характеру формирования и способу функционирования следующих  его структурных уровней.

1. Элементарный уровень: представляет собой совокупность мировоззренческих понятий, идей, взглядов, оценок, которые складываются и функционируют в обыденном сознании.
2. Концептуальный уровень: включает различные мировоззренческие проблемы. Это могут быть различные концепции мира, пространства, времени, общественного развития, человека, его деятельности или познания, будущее человечества и т.д. 3. Методологический уровень: высший уровень мировоззрения включает основные понятия и принципы, составляющие «ядро» мировоззрения. Особенностью этих принципов является то, что они вырабатываются не просто на основе представлений и знаний, а с учетом ценностного отражения мира и человека.

Итак, мировоззрение - сложное, напряженное, противоречивое единство знаний и ценностей, интеллекта и эмоций, миропонимания и мироощущения, разумного обоснования веры. Относя философию к мировоззренческим формам человеческой культуры, мы подчеркиваем одну из существенных ее особенностей. Философия - это теоретический уровень мировоззрения. Следовательно, мировоззрение в философии выступает в форме знания и носит систематизированный, упорядоченный характер. Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм.

Космоцентризм - философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил - Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была характерна для Древней Индии, Древнего Китая, иных стран Востока,  для Древней Греции). Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы - Бога (был распространен в средневековой Европе). Антропоцентризм - тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, Нового и Новейшего времени, современные философские школы).



Индекс материала
Курс: Философия. Ее предмет и роль в жизни человека и общества. Основные этапы развития мировой философской мысли. Познание и наука
Дидактический план
ВВЕДЕНИЕ
Миф и религия как истоки философии
Возникновение философии
Основные проблемы философии и их природа. Специфика философского знания
Функции философии. Философия и мировоззрение
Основной вопрос философии
Разделы философского знания. Философия и наука
Древнекитайская философия
Конфуцианство
Даосизм
Веды. Упанишады
Буддизм
Античная философия
Софисты и Сократ
Киники
Платон
Аристотель
Стоицизм
Эпикур
Средневековая философия
Аврелий Августин
Фома Аквинский
Основные черты эпохи Возрождения
Основные черты и идеи философии эпохи Возрождения
Философия Нового времени
Ф. Бэкон
Р. Декарт
Г. Лейбниц
Философия эпохи Просвещения
Социально-философские взгляды французских просветителей
Учение о природе французских просветителей
Немецкая классическая философия
И. Кант
Г. Гегель
Марксистская философия
Европейские философские течения XIX-XX веков
Позитивизм и его разновидности
Философия «жизни»
Экзистенциализм
Русская философия XIX - начала XX веков
Славянофилы и западники
Н.А. Бердяев
Марксизм в России
Русский космизм
Деятельность, сознание, познание
Познание и мышление
Познавательные способности человека
Внерациональные (иррациональные) формы познания
Наука как вид духовного производства и особая сфера культуры
Наука и рост научного знания. Наука как особая сфера культуры
Методы научного познания
Формы научного познания
Учение об истине
Аксиологические проблемы современной науки
Все страницы