Курс: Философия. Ее предмет и роль в жизни человека и общества. Основные этапы развития мировой философской мысли. Познание и наука - Формы научного познания

Формы научного познания

Научное познание начинается с постановки проблемы. Проблема - это вопрос, ответ на который нельзя получить на основании существующих знаний. Это знание о незнании. Это противоречие между старым и новым знанием: между новыми идеями, фактами и существующими теориями. Проблема может возникнуть как в результате внутриестественной эволюции науки, так и поставлена извне, имея ввиду тот факт, что наука является одной из составляющих культуры наряду с религией, искусством, экономикой, политикой, моралью и правом. Так, создание атомного оружия в СССР является типичным примером, когда научная проблема «пришла» в науку извне, в форме заказа от политиков в силу сложившейся исторической необходимости.

Деятельность человека, позволяющая ему успешно справляться с теми или иными проблемными ситуациями, чрезвычайно разнообразна. Она зависит от типа проблемной ситуации и от наличия у познающего определённого опыта в отношении этой проблемы.

Человек может оказаться перед ситуацией, относительно которой у него нет никакого предшествующего опыта, даже самого отдаленного, и ему ничего не остаётся, как слепо совершать пробы до тех пор, пока одна из них случайно не приведет к решению проблемы. Но нередко человек решает задачи, опираясь на различные виды опыта, располагая формулами, схемами, программами или, как говорят, алгоритмами решения. Решение происходит здесь в форме узнавания в предложенной ситуации одного из известных стереотипов.

Может возникнуть также ситуация, когда у человека имеется некоторый опыт, не позволяющий ему, однако, решать проблему сразу. В этом случае должна быть создана новая, ещё не известная схема решения, и существенным моментом здесь является сбор информации о признаках и свойствах элементов, составляющих проблемную ситуацию, а также выдвижение гипотезы.

Гипотеза - это предполагаемый ответ на поставленный вопрос, это вероятностное предположение о свойствах объективной реальности. Поэтому надо отличать гипотезу от догадки, допущения, домысла. Гипотезы напоминают строительные леса, которые убирают после того, как заканчивается строительство. Они подразделяются на: а) эмпирические - полученные с помощью обобщения фактов и б) аксиоматические (типичный пример - постулаты Евклида).

Научно-обоснованная гипотеза должна отвечать ряду требований:

1) она должна соответствовать исходным фундаментальным законам и принципам, которые уже доказаны;

2) гипотеза должна быть доступна эмпирической проверке.

После своего выдвижения гипотеза может быть подтверждена и превращается в теорию - целостное и строгое представление о тех или иных закономерностях природного и социального мира; не подтверждена и остается в истории науки как псевдогипотеза. Причем даже в этом случае имеет место положительный научный эффект: во-первых, отрицательный опыт многому учит,
во-вторых, имея неправильно выбранное направление в главном, можно достичь ценных побочных результатов. Например, при создании алхимиками золота искусственным путём (тупиковый путь в науке) были открыты новые химические реакции и элементы, что сказалось стимулирующим образом на дальнейшем развитии химии. Безуспешные попытки создания вечного двигателя заставили задуматься над вопросом - какие должны существовать взаимоотношения между силами природы?

3) гипотеза ни подтверждена, ни опровергнута, она есть большой вопросительный знак. Известно бесчисленное множество гипотез, остающихся гипотезами, и прекрасно работающими в научном познании: положение о перпендикулярности Н и Е - составляющих электромагнитного поля, уравнение волн Шрёдингера и т.д.

После того, как гипотезы выдвинуты, необходимо решить, какими методами осуществлять дальнейшее познание.

В начале 70-х годов XX века в нейропсихологии в результате рассечения нервных путей, соединяющих между собой левое и правое полушарие мозга, удалось проследить работу этих двух отделов головного мозга. Была опровергнута устойчивая гипотеза о том, что оба полушария идентичны, взаимозаменяемы и созданы природой для большей надежности работы мозга, для компенсации выходов из строя тех или иных участков полушарий. Оказалось, что каждое из полушарий есть самостоятельная система восприятия внешнего мира, переработки информации о нем и планирования поведения в этом мире.

Левое полушарие при грубой аналогии может быть уподоблено большой и мощной ЭВМ, имеющей дело со знаками и процедурами их обработки. В этом полушарии находится центр речи, язык - детище этого полушария. Мышление словами (включая внутреннее проговаривание при размышлениях) - есть основной, если не единственный способ познания им самого себя, реализуемый при мыслительных процедурах, локализованных в левом полушарии. Процедуры, характерные для левого полушария, словесно описываются и, следовательно, алгоритмизуемы. Рационально-логические процедуры: логический вывод, планирование, целеполагание - это процедуры левого полушария.

Правое полушарие совсем иное. Здесь реализуется мышление на уровне чувственных образов. Во сне, когда доминирующее у большинства людей левое полушарие отдыхает от напряженной работы, правое полушарие становится более активным и человек видит яркие бессловесные сны, испытывает эмоциональные ощущения. Если левое полушарие узнает и классифицирует элементы внешнего мира на основании логических процедур, например, на основании выявления и оценки признаков, то правое полушарие реализует процедуры ассоциативного узнавания: характерным чувством, целиком принадлежащим правому полушарию, является чувство "уже виденного".

Таким образом, мы имеем как бы две системы: система чувственного восприятия внешнего мира и мыслительная, интеллектуальная работа с этими чувственными "мыслеобразами", система знакового описания внешнего мира и работа мышления со знаковыми представлениями. Эта двойственность неизбежна - природа реализовала ее в полной мере у человека, она основа нашего мышления. Необходимо также отметить, что правое полушарие изучено намного меньше, поскольку оно "молчаливо" и в теориях интеллектуальных систем и роботов наблюдается "левополушарный крен". То есть, пока мы делаем и вкладываем в них то, что нам более понятно, объяснимо и алгоритмизуемо. Мир эмоций и влечений, неясных подсознательных мотиваций и установок, играющих огромную роль в мышлении и поведении человека, нам пока недоступен. Поэтому одной из важных нерешенных проблем является выявление функций правого полушария, исследование увязки их действий с действиями левого полушария. Ибо только при совместной работе обоих полушарий возникает феномен человеческого мышления.

В целом ход научного исследования можно представить следующим образом: 1) факты фиксируются; 2) факты определенным образом интерпретируются; 3) интерпретация приводит к выработке понятий, законов, идеализации; 4) законы предполагаются гипотезами; 5) из гипотез с помощью правил дедукции, т.е. двигаясь от общего к частному, выводят следствия; 6) следствия сопоставляются с фактами; 7) если следствия теории согласуются с фактами, то признается действенность теории, в противном случае она ставится под сомнение.



Индекс материала
Курс: Философия. Ее предмет и роль в жизни человека и общества. Основные этапы развития мировой философской мысли. Познание и наука
Дидактический план
ВВЕДЕНИЕ
Миф и религия как истоки философии
Возникновение философии
Основные проблемы философии и их природа. Специфика философского знания
Функции философии. Философия и мировоззрение
Основной вопрос философии
Разделы философского знания. Философия и наука
Древнекитайская философия
Конфуцианство
Даосизм
Веды. Упанишады
Буддизм
Античная философия
Софисты и Сократ
Киники
Платон
Аристотель
Стоицизм
Эпикур
Средневековая философия
Аврелий Августин
Фома Аквинский
Основные черты эпохи Возрождения
Основные черты и идеи философии эпохи Возрождения
Философия Нового времени
Ф. Бэкон
Р. Декарт
Г. Лейбниц
Философия эпохи Просвещения
Социально-философские взгляды французских просветителей
Учение о природе французских просветителей
Немецкая классическая философия
И. Кант
Г. Гегель
Марксистская философия
Европейские философские течения XIX-XX веков
Позитивизм и его разновидности
Философия «жизни»
Экзистенциализм
Русская философия XIX - начала XX веков
Славянофилы и западники
Н.А. Бердяев
Марксизм в России
Русский космизм
Деятельность, сознание, познание
Познание и мышление
Познавательные способности человека
Внерациональные (иррациональные) формы познания
Наука как вид духовного производства и особая сфера культуры
Наука и рост научного знания. Наука как особая сфера культуры
Методы научного познания
Формы научного познания
Учение об истине
Аксиологические проблемы современной науки
Все страницы