Курс: Философия. Ее предмет и роль в жизни человека и общества. Основные этапы развития мировой философской мысли. Познание и наука - Фома Аквинский

Фома Аквинский

Фома Аквинский (Аквинат) (1225–1274) - средневековый философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, основатель томизма. Фома Аквинский - наиболее влиятельная фигура в средневековой философии периода ее расцвета. «Ангельский доктор» - так его называли в то время - в своих философских произведениях опирался на идеи Аристотеля. Из учения Аристотеля было взято только то, что могло быть использовано в целях богословия.

Согласно Фоме Аквинскому, только материя не может актуально существовать отдельно, самостоятельно и независимо от формы. Тогда как сама форма может существовать и существует самостоятельно и независимо от материи. Поэтому ничто материальное не может существовать независимо от высшей формы, которой является Бог. Но Бог есть существо чисто духовное. Таким образом, учение Фомы Аквинского — объективный идеализм религиозного толка.

Сущность и существование реально совпадают только в Боге. Во всех же сотворенных вещах их сущность (общий род, всеобщее) и существование (вид, единичное) не совпадают. Сущность есть то, что выражается в определении. Определение высказывает родовые (всеобщие), а не индивидуальные основания существования вещи. Так, например, человек есть живое существо. Вид (человек) относится к своему общему роду (живое существо). Любой конкретный человек не только содержит признаки своего рода (общего), но и то, что присуще только ему (единичное). Самого единичного в определениях мы не находим. Поэтому в вещах, состоящих из материи и формы, сущность означает именно то в форме вещи и материи, что соответствует родовым основаниям. Таким образом, сущность есть то в вещах, что не обусловлено индивидуальными основаниями существования данной вещи. Сверх того, что есть в определении сущности данной вещи, т.е. все остальное является единичным, т.е. тем, то присуще только ей и отличает ее от другой вещи.

Фома Аквинский принимает различие истины философии и религиозной веры, отдавая предпочтение истинам веры перед истинами ограниченного человеческого разума.

В решении проблемы общих понятий (универсалий) он занимает позицию умеренного реализма, т.е. не отвергает реального существования единичного (индивидуально) как того, что содержит всякая вещь сверх своей родовой сущности.

Фоме Аквинскому принадлежат интересные попытки доказательства бытия Божьего. В необходимости и возможности доказательства бытия Бога он исходит из следующих предпосылок: 1) по закону своей природы человек приходит к умопостигаемому через чувственное, поскольку познание берет свой исток в чувственных восприятиях; 2) бытие Божье не является самоочевидным (таким, например, каким является наше собственное существование) и не дается непосредственно чувственным восприятием. Поэтому мы можем постичь Бога как Причину всего сущего лишь по ее следствиям (видимым проявлениям). Но возможно ли это? Да, отвечает Фома Аквинский, так как: 3) следствие зависит от причины и если следствия открыты нам, то можно умозаключать к их причине. Это главная предпосылка доказательства. Она неизменно присутствует во всех пяти способах доказательства, которые выдвигает Фома Аквинский.

Первое доказательство приводит к необходимости признать, что существует перводвигатель, который все движет, но сам неподвижен. И этот перводвигатель есть Бог. Второе доказательство приводит к необходимости признать существование последней производящей причины. И эта причина есть Бог. Третье доказательство подводит к признанию существования абсолютно необходимой сущности, т.е. такой сущности, которая не имеет какой-либо внешней причины своего существования, будучи сама необходимым основанием всего существующего. И эта абсолютно необходимая сущность есть Бог. Четвертое доказательство подводит к необходимости признать существование некоторой сущности, являющейся для других причиной их совершенства. И эта сущность есть Бог. Пятое доказательство подводит к признанию существования разумного существа, положившего цель для всего существующего. И это разумное существо есть Бог.

Проблема добра и зла — центральная проблема этического мировоззрения. Будучи связанной с религиозными предпосылками, она приобретает весьма своеобразную и достаточно сложную форму. Основное положение томизма выражается в следующем тезисе: Бог не есть создатель зла, так как Он не может быть причиной стремления к небытию. Добро есть всеобщее человеческой воли: «добро есть то, чего все желают». Таково первое положение томистской этики. Зло не может обладать реальным бытием, т.е. оно не есть то, что может существовать самостоятельно. Зло существует как недостаток, порча блага (добра), как ущербность и несовершенство бытия. Поэтому «добро является субъектом зла». Это значит, что источником или деятельной причиной зла является само добро. Несовершенство существующего добра есть источник зла. Таково второе положение томистской этики. Основанием несовершенства материального мира является то, что здесь сущность и существование вещи не совпадают. Сущность - общее, а вещь существует как нечто единичное, включающее в себя нечто сверх своей сущности. Одни вещи более совершенны, другие менее, но все они не содержат полноты совершенства и потому подвержены распаду и разрушению. В естественных вещах основанием зла является именно их порча и распад, обусловленные отступлением от естественного порядка, установленного Богом, и потерей совершенной формы.

Таким образом, Богом предусмотрен в вещах определений порядок и «неравенство, чтобы осуществлялись все степени совершенства». Для гармонии мира необходимы различные степени совершенства и вещи, различающиеся своим совершенством. Ведь красивое является таковым на фоне того, что отлично от него. «Если устранить все случаи зла, то в мироздании не доставало бы многих благ. Так, без убийства животных невозможна жизнь львов, а без жестокости тиранов — стойкость мучеников». Именно поэтому несовершенное существует в природе. Никакое зло не портит гармонии вселенной, напротив, оно необходимо для гармонии. Это третье положение томистской этики. Глядя на красивое, мы желаем сами быть красивыми. Глядя на уродство, мы стремимся избежать подобной испорченности и такого несовершенства. Видимое несовершенство как бы указывает нам, чего следует избегать и к чему надлежит стремиться.

В области человеческих отношений причиной зла является несовершенство поведения морального субъекта (человека), основанием которого является его свободная, но несовершенная воля. Поэтому человек может склоняться ко злу.

Четвертое положение этики томизма более сложно для понимания: Бог является творцом зла как наказания. Таким образом, получается, что Бог все же является причиной зла, но не как вины, а только как наказания. Наказание имеет в виду благо, следовательно, оно не есть зло в собственном смысле.

Все эти положения выражают сущность томистской теодицеи – «оправдания Бога», т.е. согласование идеи благого и разумного божественного управления с наличием мирового зла, «оправдание» этого управления перед лицом темных сторон бытия.



Индекс материала
Курс: Философия. Ее предмет и роль в жизни человека и общества. Основные этапы развития мировой философской мысли. Познание и наука
Дидактический план
ВВЕДЕНИЕ
Миф и религия как истоки философии
Возникновение философии
Основные проблемы философии и их природа. Специфика философского знания
Функции философии. Философия и мировоззрение
Основной вопрос философии
Разделы философского знания. Философия и наука
Древнекитайская философия
Конфуцианство
Даосизм
Веды. Упанишады
Буддизм
Античная философия
Софисты и Сократ
Киники
Платон
Аристотель
Стоицизм
Эпикур
Средневековая философия
Аврелий Августин
Фома Аквинский
Основные черты эпохи Возрождения
Основные черты и идеи философии эпохи Возрождения
Философия Нового времени
Ф. Бэкон
Р. Декарт
Г. Лейбниц
Философия эпохи Просвещения
Социально-философские взгляды французских просветителей
Учение о природе французских просветителей
Немецкая классическая философия
И. Кант
Г. Гегель
Марксистская философия
Европейские философские течения XIX-XX веков
Позитивизм и его разновидности
Философия «жизни»
Экзистенциализм
Русская философия XIX - начала XX веков
Славянофилы и западники
Н.А. Бердяев
Марксизм в России
Русский космизм
Деятельность, сознание, познание
Познание и мышление
Познавательные способности человека
Внерациональные (иррациональные) формы познания
Наука как вид духовного производства и особая сфера культуры
Наука и рост научного знания. Наука как особая сфера культуры
Методы научного познания
Формы научного познания
Учение об истине
Аксиологические проблемы современной науки
Все страницы