Курс: Философия. Ее предмет и роль в жизни человека и общества. Основные этапы развития мировой философской мысли. Познание и наука - Философия «жизни»

Философия «жизни»

В конце XIX века возникают также иррационалистические течения в философии. Основные из них – философия «жизни» и экзистенциализм.

Немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788–1860) выступал против оптимизма и рационализма. В его концепции основой мира является не материя или идея, а мировая воля (МВ), напоминающая динамичные силы природы, единственная по сущности, но многообразная по формам проявления.

Сущность МВ двояка: созидательная и разрушительная. Примером творчески-созидательной функции МВ является всемирное тяготение, магнетизм, химические реакции, борьба за существование в животном мире, интеллект и властолюбивость людей. Примером разрушительной силы является зло. Причем, чем больше развито созидательное начало, тем больше - разрушительное. Например, у людей, чем больше интеллекта, знания, тем больше воли к власти и тем больше степень безнравственности их поступков: забота о ближнем на деле есть искание собственной выгоды и т.д. Поэтому в мире доминирует ненависть и злоба, морального процесса не существует, мир наполнен нуждой, страхом и горем.

В действиях Мировой Воли нельзя обнаружить причину, действия ее свободны и нелепы: разрушив себя, она вновь созидает, а затем разрушает, и в этих действиях ненасытна, голодна, вечно собой недовольна. Другими словами,  МВ находится в состоянии вечного становления и вечного разрушения. Причем этот процесс имеет форму спирали, а не кольца. Несмотря на то, что действия МВ ярки по форме, познать ее невозможно (она является человеку в форме представлений), можно лишь приблизиться к ее пониманию. Причем дано это не всем, а лишь избранным.

Все зло мира коренится как раз в диссонансе МВ, ее противоречивости, в ее разладе с собой (трагическая диалектика). Но не все так трагично: человек может, развив в себе положительное, направить его на отрицательное в себе и переборов себя, направить свою волю против разрушительной силы МВ. То есть высшее проявление МВ нужно направить на нее саму, на ее ядро - противоречивость. Во-первых, с помощью философии нужно понять проблему и задачи, стоящие перед человеком. Во-вторых, необходимо пройти двойственный путь совершенствования: эстетический и нравственный.

Эстетическое совершенствование возможно, потому что оно свободно от всякого утилитаризма, а следовательно, эгоизма. Отражая общее, отвлеченное искусство способно порождать в человеке успокоение, утешение, равнодушие. Особенно это характерно для трагической музыки. По мнению Шопенгауэра, она наводит на мысль об искуплении вины, заставляет мучиться и считаться (отсюда Шопенгауэра называют философом мировой скорби). Поэты и композиторы,  освобождаясь от диктата житейских потребностей, "ведут" за собой исполнителей и слушателей. Между ними наступает единение. Однако полное совершенствование при  соприкосновении с искусством не наступает.

Нужно расстаться с самой волей к жизни, для чего следует возвыситься над ее горестями и радостями, выдержать определенную моральную линию гуманистической направленности: необходимо делать все, что не хочется - покорное принятие мучений, аскетизм, альтруизм. Хотя Шопенгауэр и не верит в Бога, но ведет себя так, как верил бы в него. Культивирование в себе очистительного сострадания, обращенного к человечеству, бескорыстная помощь, ощущение вины человека, унижение в себе стремления к эмпирическому счастью, растворение "Я" в природе - вот основные положения этики Шопенгауэра.

Атаку на усиливающийся рационализм в XIX веке продолжил другой философ "жизни" Фридрих Ницше (1844–1900). Он констатировал и пытался понять упадок европейской культуры, выражающийся в кризисе метафизических систем, плоском эмпиризме позитивизма, превращении человека в придаток машин.

Ницше считал, что традиционная мораль уходит в прошлое (тихая размеренная жизнь, внимательное отношение к человеку). Человек спешит делать деньги, суетится, ему не хватает времени. Опираясь на науку и технику, он превращается в раба: беспокойство, суета, чувствительность к состраданию, зависимость, люди начинают мстить, становятся похожими друг на друга, превращаются в толпу. На самом деле жизнь таинственна и непознаваема. Она проявляется через жизненные инстинкты, одним из которых является воля к власти.

Бедой современной культуры является возвращение к сократовской рационалистической культуре, делающей людей похожими друг друга. Масло в огонь подливало, по мнению Ницше, и христианство своими проповедями послушания, похожести на всех, выработкой морали "стадной совести". Оно очень сильно способствовало упадку культуры. В создавшейся ситуации массы начинают философствовать, что очень опасно, ибо это может привести к охлократии - власти толпы. Но для общества в равной степени опасен и тоталитаризм.

Выход из тупика - создание новой морали, новой совести, в которой он выделял "свободу от" и "свободу для". Нужно освободиться от старой морали с помощью хорошей "встряски", то есть  беспощадно разрушать старую мораль, и чем больше испытаний падет на человека, тем эффективнее он должен совершать переход от животного состояния к состоянию «сверхчеловека», т.е. состоянию, характеризующемуся глубокой индивидуальностью, волей к власти. Для этого человека или состояния не будут характерны такие эмоции, как сострадание, милосердие и т.д. Ницше высказывает ряд формул, подкрепляющих свою идею: "толкни падающего", "идешь к женщине, возьми плетку", "индивидуализированный преступник лучше, чем Христос" и т.д. Своеобразно выразив протест против посредственности и варварства, Ницше создает образ нового сверхчеловека, управляющего миром посредством конструктивно-созидательной силы - воли к власти (воли к самоопределению, силы инстинкта жизни). Общество сверхчеловеков, по Ницше, это общество мира - великой политики, независимой от национальной принадлежности.

Философия Ницше противоречива. С одной стороны, в ней есть то, что Л.Н. Толстой называл "философией озверения", но, с другой стороны, в ней содержится призыв к совершенствованию через разнообразие и развитие индивидуальности, желание встать выше мелочности и обыденности.



Индекс материала
Курс: Философия. Ее предмет и роль в жизни человека и общества. Основные этапы развития мировой философской мысли. Познание и наука
Дидактический план
ВВЕДЕНИЕ
Миф и религия как истоки философии
Возникновение философии
Основные проблемы философии и их природа. Специфика философского знания
Функции философии. Философия и мировоззрение
Основной вопрос философии
Разделы философского знания. Философия и наука
Древнекитайская философия
Конфуцианство
Даосизм
Веды. Упанишады
Буддизм
Античная философия
Софисты и Сократ
Киники
Платон
Аристотель
Стоицизм
Эпикур
Средневековая философия
Аврелий Августин
Фома Аквинский
Основные черты эпохи Возрождения
Основные черты и идеи философии эпохи Возрождения
Философия Нового времени
Ф. Бэкон
Р. Декарт
Г. Лейбниц
Философия эпохи Просвещения
Социально-философские взгляды французских просветителей
Учение о природе французских просветителей
Немецкая классическая философия
И. Кант
Г. Гегель
Марксистская философия
Европейские философские течения XIX-XX веков
Позитивизм и его разновидности
Философия «жизни»
Экзистенциализм
Русская философия XIX - начала XX веков
Славянофилы и западники
Н.А. Бердяев
Марксизм в России
Русский космизм
Деятельность, сознание, познание
Познание и мышление
Познавательные способности человека
Внерациональные (иррациональные) формы познания
Наука как вид духовного производства и особая сфера культуры
Наука и рост научного знания. Наука как особая сфера культуры
Методы научного познания
Формы научного познания
Учение об истине
Аксиологические проблемы современной науки
Все страницы