Курс: Философия. Ее предмет и роль в жизни человека и общества. Основные этапы развития мировой философской мысли. Познание и наука - Эпикур

Эпикур

Эпикур (341–270 до н.э.) - древнегреческий философ-материалист; считал целью философии  обеспечение безмятежности духа, свободы от страха перед смертью и явлениями природы. Для Эпикура и эпикурейцев цель философии - помочь человеку освободиться от человеческих страданий. Согласно теории счастья Эпикура, человек - это радостное существо, в то  время как жизнь скоротечна и "всякий уходит из жизни с чувством, как будто он только родился".

Как же стать счастливым? Во-первых, не нужно бояться смерти, она есть естественное состояние; во-вторых, не нужно бояться богов, вроде бы наблюдающих за нами и   вмешивающихся в нашу жизнь, на самом деле этого нет; в-третьих, нужно искать удовольствий. Основной источник удовольствия - это человеческое тело, тесное ощущение гармонии с телом. Первое - удовольствие чрева (пить, есть - хлеб и вода доставляют людям высочайшую радость, радость дышать и т.д.). Однако спектр удовольствий широк: удовольствия от занятий наукой, лицезрения произведений искусства и т. д. Надо всегда быть спокойным, "лучше быть спокойным на соломе, чем неспокойным на золотом одре". Но спокойствие должно сочетаться с деятельным состоянием, сдержанностью и мужеством.

Правовые взгляды Эпикура вытекали из его этики: право есть правила общежития с целью общей пользы. В свою очередь, этика Эпикура опиралась на его онтологию и физику: мир состоит из атомов. Но если у Демокрита атомы движутся, падая в пустоте, то у Эпикура они движутся под действием силы тяжести, и, следовательно, возможны отклонения траектории атома от прямолинейного движения, то есть возможна свобода в природе. Следовательно, возможна и   необходима свобода  в человеческом обществе (свободный грек - атом общества).

Среди философских течений римского периода античности можно выделить: стоицизм, неоплатонизм, христианское богословие.



Индекс материала
Курс: Философия. Ее предмет и роль в жизни человека и общества. Основные этапы развития мировой философской мысли. Познание и наука
Дидактический план
ВВЕДЕНИЕ
Миф и религия как истоки философии
Возникновение философии
Основные проблемы философии и их природа. Специфика философского знания
Функции философии. Философия и мировоззрение
Основной вопрос философии
Разделы философского знания. Философия и наука
Древнекитайская философия
Конфуцианство
Даосизм
Веды. Упанишады
Буддизм
Античная философия
Софисты и Сократ
Киники
Платон
Аристотель
Стоицизм
Эпикур
Средневековая философия
Аврелий Августин
Фома Аквинский
Основные черты эпохи Возрождения
Основные черты и идеи философии эпохи Возрождения
Философия Нового времени
Ф. Бэкон
Р. Декарт
Г. Лейбниц
Философия эпохи Просвещения
Социально-философские взгляды французских просветителей
Учение о природе французских просветителей
Немецкая классическая философия
И. Кант
Г. Гегель
Марксистская философия
Европейские философские течения XIX-XX веков
Позитивизм и его разновидности
Философия «жизни»
Экзистенциализм
Русская философия XIX - начала XX веков
Славянофилы и западники
Н.А. Бердяев
Марксизм в России
Русский космизм
Деятельность, сознание, познание
Познание и мышление
Познавательные способности человека
Внерациональные (иррациональные) формы познания
Наука как вид духовного производства и особая сфера культуры
Наука и рост научного знания. Наука как особая сфера культуры
Методы научного познания
Формы научного познания
Учение об истине
Аксиологические проблемы современной науки
Все страницы