Курс: Философия. Ее предмет и роль в жизни человека и общества. Основные этапы развития мировой философской мысли. Познание и наука - Древнекитайская философия

Древнекитайская философия

Как и другим философским системам, древнекитайской философии, возникшей на рубеже
VI-V вв. до н.э.,  предшествовал мифологический этап, явившийся тем историко-культурным  полем, на которое опирались все древнекитайские школы (наиболее крупные – конфуцианство, даосизм, моизм,  легизм).

Китайские мифы, изложенные в таких памятниках, как «Книга перемен» («И цзин»), «Книга песен» («Ши цзин»), «Книга истории» («Шу цзин»), являлись синтезом знаний древних о мире. Несмотря на то, что в китайской мифологии по сравнению с индийской было меньше мистики, в ней содержалось сравнительно мало материала о становлении и устройстве мира: существовало две версии появления мира. Согласно первой,  из хаоса возникли   божества Пань-Гу и Нюй-Ва, но по мере роста Пань-Гу происходило отделение неба от земли, становление природы. Нюй-Ва предстает как непосредственный творец (демиург) мира.

Согласно второй версии, из бесформенного хаоса родилось два духа (бога) - «инь» (земля) и «янь» (небо), которые с момента зарождения взаимодействовали друг с другом. Впоследствии «инь» стало символом женского начала: севера, тьмы. «Янь» стало символизировать мужское начало: юг, свет, жизнь, небо, солнце. Действие взаимосвязанных и противоположенных сил инь и янь рассматривалось как причина движения и изменчивости в природе. Позже возникает учение о пяти первостихиях: вода, огонь, земля, металл, дерево, а впоследствии - восьми.

Древние китайцы полагали, что все в мире зависит от предопределения неба, и «воля неба» постигается через гадания (вот почему один из главных мифологических источников - «Книга перемен» называлась гадательной книгой) и культовые обряды. В частности, большое практическое значение имел ритуал вызывания дождя: голая китаянка долго стояла на солнце, моля тем самым у богов дождя (если дождя не было, ее сжигали).

Важнейшим элементом древнекитайской мифологии был культ предков, состоявший из признания влияния умерших (вернее, их духов) на жизнь и судьбу потомков. В ритуале гадания древние хотели рассказать предкам о своих успехах и узнать их мнение. Взаимоотношения людей с духами и предками строго регламентировались: высшим посредником между ними являлся государь. Только он мог приносить жертвы духам неба и земли, на долю знатных людей оставались жертвоприношения предкам. Родство с предками задавало статус в социальной структуре. Была разработана родовая система, согласно которой отличали род правителей от рода подчиненных (сыновей), и система рангов, отличавшая зависимость людей друг от друга.

В VI-III вв. до н.э. в Древнем Китае происходят крупные экономические и общественные изменения, обусловленные появлением частной собственности на землю, развитием производительных сил, расширением видов ремесел, применением новых железных орудий и инструментов в сельском хозяйстве и ремеслах. Указанный период китайской истории характеризуется также острой социальной борьбой внутри выдвинувшихся своей экономической и военной мощью царств Цинь, Чу, Ци, Вэн, Цзинь, Чжаго, Хань и кровопролитными войнам и между ними. К III в. до н.э. борьба за господство привела к объединению Китая в централизованное государство под эгидой сильнейшего царства Цинь. В это время  происходит расцвет культуры и окончательное становление философии.

Наследственная рабовладельческо-родовая знать по-прежнему цеплялась за религиозные идеи «неба», «судьбы». Новые социальные группы, находившиеся в оппозиции к родовой аристократии, выдвигали свои взгляды, выступая против веры в «небо» или вкладывая в понятие небесной судьбы совершенно иной смысл. В новых взглядах делались попытки осмыслить исторический опыт, найти «идеальный закон» управления страной, выработать новые правила взаимоотношений между различными социальными группами, определить место отдельного человека, страны в окружающем мире,  отношения человека с природой (небом), государством и другими людьми.

Именно в этот период (VI-III в. до н.э.)  эти идеи (подчиненность философии политической практике,  акцент на поиск оптимальных форм управления страной, идеализация глубокой древности, отделенность от естественнонаучных знаний и др.) и предопределили сущность основных философских школ Древнего Китая, оказавшихся суженными по своему предмету на проблематике этико-политических взглядов (за исключением школы моистов и натурфилософов, где в наивной форме естествознание получило  некоторое развитие).



Индекс материала
Курс: Философия. Ее предмет и роль в жизни человека и общества. Основные этапы развития мировой философской мысли. Познание и наука
Дидактический план
ВВЕДЕНИЕ
Миф и религия как истоки философии
Возникновение философии
Основные проблемы философии и их природа. Специфика философского знания
Функции философии. Философия и мировоззрение
Основной вопрос философии
Разделы философского знания. Философия и наука
Древнекитайская философия
Конфуцианство
Даосизм
Веды. Упанишады
Буддизм
Античная философия
Софисты и Сократ
Киники
Платон
Аристотель
Стоицизм
Эпикур
Средневековая философия
Аврелий Августин
Фома Аквинский
Основные черты эпохи Возрождения
Основные черты и идеи философии эпохи Возрождения
Философия Нового времени
Ф. Бэкон
Р. Декарт
Г. Лейбниц
Философия эпохи Просвещения
Социально-философские взгляды французских просветителей
Учение о природе французских просветителей
Немецкая классическая философия
И. Кант
Г. Гегель
Марксистская философия
Европейские философские течения XIX-XX веков
Позитивизм и его разновидности
Философия «жизни»
Экзистенциализм
Русская философия XIX - начала XX веков
Славянофилы и западники
Н.А. Бердяев
Марксизм в России
Русский космизм
Деятельность, сознание, познание
Познание и мышление
Познавательные способности человека
Внерациональные (иррациональные) формы познания
Наука как вид духовного производства и особая сфера культуры
Наука и рост научного знания. Наука как особая сфера культуры
Методы научного познания
Формы научного познания
Учение об истине
Аксиологические проблемы современной науки
Все страницы