Курс: Философия. Ее предмет и роль в жизни человека и общества. Основные этапы развития мировой философской мысли. Познание и наука - Деятельность, сознание, познание

Деятельность, сознание, познание

Как у животного вида человека (первобытного человека)  возникло сознание? Почему человек приобрёл способность мыслить и познавать мир? Как возник человек (антропогенез)? Сознание - высшая форма отражения реальности; представляет собой единство психических процессов, участвующих в осмыслении человеком мира и собственного бытия.

По поводу возникновения человека существует несколько версий.

1. Мутационная теория  (Де Фриз, В. Хауэлл, В.И. Кочеткова и др.). Согласно этой теории, возникновение человека является результатом крупных единичных скачкообразных  наследственных изменений, произошедших в организме животного, близкого человеку, затем в результате наличия благоприятных условий эти изменения укрепились и развились. При этом отрицается роль естественного набора.

2. Одна из версий неоламаркистских теорий рассматривает происхождение человека как результат усилий некоего «сверхсознания».

3. Эволюционная теория Ч. Дарвина и развивающая ее трудовая теория антропогенеза
Ф. Энгельса. Это – наиболее вероятная версия.

Дарвин в работе «Происхождение человека и естественный отбор» убедительно показал закономерное возникновение человека из мира животных на основе законов животного мира, в частности, закона естественного отбора. Согласно его теории, человек произошел из высших обезьян, живших в Африке. Ф. Энгельс в статье «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» детально прояснил механизм антропогенеза, подчеркнув при этом решающую роль труда, человеческой деятельности, социальных условий вообще.

Именно труд, другие виды деятельности, а также общение определили зарождение и развитие человека, становление его сознания и языка. Этому способствовали некоторые физиолого-анатомические изменения, произошедшие у древнего предка человека: 1) появление способности к прямохождению, 2) появление развитого мозга, 3) появление развитой кисти руки, 4) изменения в анатомии лица и голосового аппарата (увеличивается объем гортани, изменяется положение корня языка, уменьшается размер челюсти и др.). Эти морфологические признаки человека были приобретены некоторыми видами предков первобытного человека в результате процесса видовой борьбы, приспособления к среде в процессе трудовой деятельности.

Однако эти признаки ещё не объясняют происхождения сознания, они лишь придают животным предкам человека черты сходства с людьми, способствовавшие их выживанию. Дальнейшее развитие первобытного человека было связано с совершенствованием мозга как центральной подсистемы всего организма, осуществляющей оценку информации о внешней среде и управляющей поведением всего организма, управление деятельностью освобожденной руки, ориентацией тела в конкретной жизненной ситуации, построение программ поведения и т.д.

В соответствии с деятельностной концепцией, совершенствование мозга происходило в тесной взаимосвязи с развитием, усложнением трудовых операций, что непосредственно повлияло на становление сознания: сначала практика подбирания орудий труда (палок) позволила первобытному человеку увидеть предметы, на которые могут быть направлены данные орудия. Затем появляется возможность и необходимость улучшения орудий труда, внимание первобытного человека перемещается на них, а поскольку древние орудия уже были многофункциональны, то они способствуют появлению и множества ситуаций, возникающих в голове. Вследствие этого мир образов, почерпнутый первобытным человеком, приходит в движение. Эти образы уже не обязательно являются отражением движения предметов, они приобретают качество идеальных (абстрактных) образов. При этом с помощью орудий и продуктов труда создается возможность отражения себя самого - понимание своего «Я».

Труд, другие виды деятельности - это не только общение человека с орудиями труда и природой, но и общение человека с человеком. Зарождение производства, орудий труда и связанных с ним охоты, собирательства и других видов хозяйственной деятельности порождали социальные отношения между мужчинами и мужчинами, мужчинами и женщинами, между родителями и детьми и т.д. В свою очередь, зарождающаяся система социальных отношений требовала обмена информацией, стимулировавшего зарождение языка (до этого существовали жесты, мимика, телодвижения, звуковые формы как средства общения). В результате сознание находит выражение в слове, языке. При этом слова, понятия, образы, являясь заместителем предметов, приобретают еще большее самодвижение, т.е. доля идеального в сознании возрастает.

Дальнейшее усложнение трудовой деятельности приводит к переходу от стада к племени (коллективному союзу), где необходимость передачи словесной информации возрастает, появляется  возможность сохранения и передачи коллективного опыта. В результате, возникшее сознание и язык вместе с деятельностью становятся наиважнейшими условиями возникновения и выживания родовых, племен, общин.

В описанной эволюционной схеме становления человека - антропосоциогенезе можно выделить несколько качественных скачков. Первый, произошедший 5-3 млн лет тому назад - появление человека прямоходящего, умелого, осуществляющего орудийные действия. Второй
(1 млн лет тому назад) - связан с появлениями первых элементов языка, зачатков понятийного мышления и сознания (питекантроп). Третий (40-35 тыс. лет назад) - эпоха неолита - новокаменного века, связан с переходом от первобытности к родовой общине и формированием человека современного типа (Homo sapiens) с развитой речью, понятийным мышлением и сознанием.

Историю происхождения сознания можно рассматривать на материале двух процессов: филогенеза - исторического процесса восхождения человека от первобытного до современного состояния и онтогенеза - от момента рождения человека до его смерти.

Поскольку в плане филогенеза возникновение сознания было связано с практически-преобразовательной и познавательной деятельностью людей, необходимостью закрепления навыков, способов совместной, коллективной деятельности, можно говорить об общественной природе человеческого сознания. Общественная природа сознания человека выражается также в его способности: а) устойчиво воспроизводить выработанные способы совместной деятельности; б) передавать опыт из поколения в поколение.

Перейдем к вопросу о связи сознания с мозгом. Мозг является предметом изучения многих специальных наук: анатомии, физиологии, нейропсихологии и др. Философия, обобщая указанные наработки, представляет знания о мозге в целом, системном виде.

Мозг - наиважнейшая составная часть живого организма. Не принимая во внимание качественных характеристик мозга, отметим, что уже вес мозга по отношению к весу всего тела является важным показателем развитости, сложности живого организма: у кита мозг легче всего тела в 500 раз, у льва - в 150 раз, у человека - в 60 раз.

Мозг - это тончайший нервный аппарат, состоящий из громадного числа (до 100 млрд) нервных клеток (нейронов) различного размера, формы и строения, плотно упакованных
(в 1 мм3 коры мозга содержится более 30 тыс. нейронов). Нейроны не делятся и не размножаются: у новорожденного ребенка их такое же количество, как и у взрослого человека. Тем не менее, начиная с 30-35 летнего возраста количество нейронов уменьшается, ежедневно разрушается более 50 тысяч нервных клеток. Сложность мозга определяется не столько числом нейронов, сколько числом связей между ними (1060), благодаря наличию отростков, а также способности к функциональным контактам и осуществляется их взаимосвязь. Поскольку  любой образ, понятие, слово, знание, информация, хранящаяся и извлекаемая из памяти или возникающая в данный момент, представляют собой возбуждение определенного участка взаимосвязанных нейронов, постольку, несмотря на уменьшение количества нейронов, работа мозга может совершенствоваться за счет увеличения и усложнения этих взаимосвязей.

Рассматривая проблему соотношения сознания и мозга, необходимо отметить, что мозг является одним из главных органов, посредством которого осуществляется извлечение из внешней среды информации, ее усвоение  и создание внутренней информационной модели внешнего мира. "Нося в себе" внешний мир в виде информационной модели определенных ситуаций, мозг, да и организм в целом, продолжает осваивать эти ситуации вне непосредственного контакта с ними. Именно таким образом осуществляется человеческое познание.

Непосредственное участие в процессе познания принимает аппарат памяти, который формирует, накапливает и хранит следы прошлого и настоящего ради их использования в будущем. У человека различают оперативную, кратковременную и долговременную память.

В оперативной памяти хранится небольшое количество информации в течение нескольких минут, в кратковременнной памяти поступившая информация хранится 12 часов, после чего мозг способен воспроизводить лишь половину полученной информации. Долговременная память способна хранить биоследы полученной информации в течение нескольких десятков лет, но процент воспроизводимости информации не превышает 5%. Следует также отметить наличие коррекции, вносимой текущей деятельностью в ранее сформированные следы памяти, осуществляемой по принципу обратной связи: текущая деятельность - следствие действует на одну из своих причин - след памяти. А "обогатившийся" след памяти изменяет значение воспринимаемого внешнего сигнала - текущего воздействия.

По содержанию человеческому образу присуща идеальность. Идеальное есть способность человеческого мозга создавать образы не такие, как они предстают органам чувств в самом процессе познания, а значительно богаче, впоследствии такие образы становятся основой понятий. У животных нет способности к образованию понятий, они отражают мир в форме только чувственных образов. У человека же содержательно-образное богатство, являющееся ничем иным как мыслью, позволяет абстрагироваться от действительности и создавать информационную избыточность по отношению к породившей ее внешней ситуации. И именно эта избыточность оказывается полезной организму, обеспечивая ему надежную степень активности и независимости от текущих воздействий среды. В связи с этим любая форма мозговой деятельности, имеющая отношение к познанию, а шире - к деятельности, носит творческий характер и является продуктом культуры и ее двигательной силой.

Часто говорят, что психика (сознание в том числе) является продуктом высокоорганизованной материи (мозга человека). Это утверждение нельзя понимать упрощенно. Головной мозг не вырабатывает такое вещество, которое можно было бы назвать психикой или сознанием. Речь идет о другом. По отношению ко всему существующему, нейрофизиологические механизмы мозга оказываются или могут быть его знаком. Человеческий мозг, состоящий из множества нервных клеток и волокон, обладает уникальнейшими возможностями по знаковому воспроизведению богатства мира, своего собственного в том числе. В этом смысле человеческий интеллект представляет собой конструкт. Интеллект – это разум, способность мыслить, совокупность тех умственных функций, которые превращают восприятие в знание и анализируют уже имеющиеся знания. Конструкт – это нечто  недоступное непосредственному наблюдению, но выведенное логическим путем на основе наблюдаемых признаков.



Индекс материала
Курс: Философия. Ее предмет и роль в жизни человека и общества. Основные этапы развития мировой философской мысли. Познание и наука
Дидактический план
ВВЕДЕНИЕ
Миф и религия как истоки философии
Возникновение философии
Основные проблемы философии и их природа. Специфика философского знания
Функции философии. Философия и мировоззрение
Основной вопрос философии
Разделы философского знания. Философия и наука
Древнекитайская философия
Конфуцианство
Даосизм
Веды. Упанишады
Буддизм
Античная философия
Софисты и Сократ
Киники
Платон
Аристотель
Стоицизм
Эпикур
Средневековая философия
Аврелий Августин
Фома Аквинский
Основные черты эпохи Возрождения
Основные черты и идеи философии эпохи Возрождения
Философия Нового времени
Ф. Бэкон
Р. Декарт
Г. Лейбниц
Философия эпохи Просвещения
Социально-философские взгляды французских просветителей
Учение о природе французских просветителей
Немецкая классическая философия
И. Кант
Г. Гегель
Марксистская философия
Европейские философские течения XIX-XX веков
Позитивизм и его разновидности
Философия «жизни»
Экзистенциализм
Русская философия XIX - начала XX веков
Славянофилы и западники
Н.А. Бердяев
Марксизм в России
Русский космизм
Деятельность, сознание, познание
Познание и мышление
Познавательные способности человека
Внерациональные (иррациональные) формы познания
Наука как вид духовного производства и особая сфера культуры
Наука и рост научного знания. Наука как особая сфера культуры
Методы научного познания
Формы научного познания
Учение об истине
Аксиологические проблемы современной науки
Все страницы