Курс: Философия. Ее предмет и роль в жизни человека и общества. Основные этапы развития мировой философской мысли. Познание и наука - Даосизм

Даосизм

Даосизм возник в Китае почти одновременно с учением Конфуция. Лао-цзы (род. в 604 до н.э.) - древнекитайский легендарный основатель даосизма. Философ Лао-цзы - старший современник Конфуция, о нем нет достоверных сведений ни исторического, ни библиографического характера. Поэтому Лао-цзы - фигура легендарная.

В сочинении Дао-дэ-цзин, представляющем собой сборник афоризмов, мудрых и порой странных и загадочных изречений, излагаются основные идеи даосизма: учение о Дао является в нем главным. Дао - всеобщий закон и абсолют мира, он господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Он диалектичен: порождает "инь" и "янь" - два уравновешивающих друг друга противоположных начала: "из несовершенного происходит цельное, из кривого - прямое, из старого - новое, то, что сжимается - расширяется, то, что ослабевает - усиливается, то, что уничтожается - восстанавливается". Дао никто не создавал, но все происходит из него - невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое - безымянное и бесформенное. Дао дает начало, имя и форму всему на свете. Дао это и путь, и образ жизни, и метод. Познать Дао, следовать ему, слиться с ним - в этом смысл, цель и счастье жизни.

По мнению Лао-цзы, причина всех социальных противоречий заключена в нарушении естественного закона '"дао" в обществе. Вместо естественного "дао" люди создали несовершенное человеческое «зло» (богатые причиняют зло бедным и т.д.). Лао-цзы призывает отказаться от человеческого "дао" и действовать согласно естественному "дао", ибо нарушение его требований   ведет к затемнению природы человека, проявлению злых наклонностей и действий.

Даосы не отрицали значения совершенствования природы человека, признавали влияние на него окружающей среды, но главную задачу видели в том, чтобы отрешиться от влияния неисправимого общества.

Высшей целью древнекитайских философов-даосов было уйти от страстей и суеты жизни к первобытности прошлого, к простоте и естественности. Они разработали свою собственную, глубокую, оригинальную концепцию культурного развития. Если конфуцианцы понимали под естественным эмоциональное следование определенным правилам, то даосы считали, что
естество - это воплощение всеобщих универсальных космических законов, достижение которых осуществляется отказом от всяких правил, ибо следование им отчуждает человека от природы (не случайно среди даосов было много отшельников). Человек должен избавиться от личных стремлений и следовать объективным и универсальным законам Дао (состояние «Великого единения»).

Поскольку чем больше запретов, тем больше желаний, следовательно, считали даосы, нужно дать возможность своим страстям, потоку своей психики функционировать в соответствии со своими внутренними желаниями, закономерностями (своим Дао). Но при этом необходимо максимально сосредоточиться на покое, бесстрастности. Энтропия и энергия находятся в
обратно-пропорциональной зависимости, поэтому мягкое и слабое живёт, твердое и крепкое погибает, деяния нужно осуществлять через недеяние, бездействие (принцип У. Вэй). Надо закалять ''не-деяние" в жизненных коллизиях. Особенно хороша ситуация для тренировки недеяния - поединок, грозящий смертью. Всякая неадекватность в действии есть нарушение дао, за что сразу следует наказание. В то же время даосы проповедовали максимальную сосредоточенность на объектах познавательной и творческой деятельности.

Итак, Вселенную нельзя привести в порядок искусственным путем, порядка можно добиться, только дав ему естественным образом себя проявлять, подстраиваясь под него - стебель и столб, урод и красавица, великодушие и вероломство - все это проявления "дао", все вещи равны между собой.

Суть мудрости как раз и состоит в том, чтобы,  будучи свободным от пристрастности и предвзятости, одинаково смотреть на знатного и раба, не печалиться ни о жизни, ни о смерти, в деле управления страной не делать ничего, и тогда она будет процветать, пребывать в спокойствии и гармонии, ибо совершенно мудрый правитель предоставляет всему идти своим естественным путем - дао. Поэтому лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует. Ведь когда правительство спокойно, народ становится простодушным. Когда правительство деятельно, народ становится несчастным. Отсюда вытекают и такие парадоксальные познавательные принципы даосов, как "не выходя со двора, можно познать мир", "чем дальше идешь, тем меньше познаешь", и т.д.

Ко II-III вв. н.э. даосизм разделился на собственно философский даосизм (неодаосизм) и религиозный (дао дзяо), образовавший своего рода "церковь". Религиозный даосизм включал в себя магию, алхимию, врачевание и т.д., в результате чего границы понятия "даосизм" стали весьма расплывчатыми: общефилософские метафизические импровизации на тему "Дао" были отодвинуты на задний план, как и идея отшельничества. Зато на передний план вышли многочисленные даосские маги и проповедники, а также примкнувшие к даосизму знахари и шаманы.

Религиозный даосизм стал неотъемлемой частью "национального культа". В честь божеств и великих героев даосы создавали многочисленные храмы, где помешались соответствующие идолы и собирались подношения. На протяжении веков даосизм то подвергался гонениям, то пользовался популярностью у правителей, являясь одной из господствующих в Китае идеологий (наряду с конфуцианством и буддизмом).



Индекс материала
Курс: Философия. Ее предмет и роль в жизни человека и общества. Основные этапы развития мировой философской мысли. Познание и наука
Дидактический план
ВВЕДЕНИЕ
Миф и религия как истоки философии
Возникновение философии
Основные проблемы философии и их природа. Специфика философского знания
Функции философии. Философия и мировоззрение
Основной вопрос философии
Разделы философского знания. Философия и наука
Древнекитайская философия
Конфуцианство
Даосизм
Веды. Упанишады
Буддизм
Античная философия
Софисты и Сократ
Киники
Платон
Аристотель
Стоицизм
Эпикур
Средневековая философия
Аврелий Августин
Фома Аквинский
Основные черты эпохи Возрождения
Основные черты и идеи философии эпохи Возрождения
Философия Нового времени
Ф. Бэкон
Р. Декарт
Г. Лейбниц
Философия эпохи Просвещения
Социально-философские взгляды французских просветителей
Учение о природе французских просветителей
Немецкая классическая философия
И. Кант
Г. Гегель
Марксистская философия
Европейские философские течения XIX-XX веков
Позитивизм и его разновидности
Философия «жизни»
Экзистенциализм
Русская философия XIX - начала XX веков
Славянофилы и западники
Н.А. Бердяев
Марксизм в России
Русский космизм
Деятельность, сознание, познание
Познание и мышление
Познавательные способности человека
Внерациональные (иррациональные) формы познания
Наука как вид духовного производства и особая сфера культуры
Наука и рост научного знания. Наука как особая сфера культуры
Методы научного познания
Формы научного познания
Учение об истине
Аксиологические проблемы современной науки
Все страницы