Курс: Философия. Ее предмет и роль в жизни человека и общества. Основные этапы развития мировой философской мысли. Познание и наука - Буддизм

Буддизм

Становлению буддийской философии предшествовал ряд социально-экономических  изменений  в жизни древнеиндийского общества: активизируется экономика, появляются деньги и основные их владельцы — купцы и ростовщики. Весьма активно начинают о себе заявлять периферийные районы брахманской культуры, в которых все более выдвигаются на первое место кшатрии, притязающие на руководящую роль в древнеиндийском обществе. Образуется империя Магадхов, основателем и руководителем которой была династия Маурьев.

В этой ситуации попытка брахманов заручиться чрезвычайными социальными привилегиями превращается в ретроградную апологию патриархальщины. В связи с этим возникает потребность в переоценке ценностей, поиске новых смыслов жизни, что привело к появлению реформаторских учений, отказавшихся от утонченно-абстрактной метафизики, делающих ставку на простоту этических принципов. Одним из таких реформаторов и стал Будда. Будда (Гуатама, Сиддхарта Шакьямуни, VI в. до н.э.) - индийский принц, основатель буддизма, получивший впоследствии имя Будды, т.е. пробужденного, просветленного.

Если на первых порах Будда и его преемники говорили о двух различных уровнях существования учения — мирян (вопросы этики) и монахов (метафизические проблемы), то впоследствии происходит демократизация мировоззренческих вопросов и правил буддийского монашеского общежития (идеал Ботхисатвы): полнокровным буддистом мог стать любой человек, хотя считалось, что высшее буддийское знание, написанное доктринальными терминами, доступно только монахам.

В целом буддийское мировоззрение прошло в своем развитии три этапа (три вращения колеса истории) по 500 лет каждый. При этом круг был символом единства конечного и бесконечного, наиболее совершенный образ пространства. Начиная с середины первого тысячелетия до нашей эры (первый этап) была заложена теория буддизма с учением о дхарме: сначала дхарма понималась как частица, предмет, явление, потом - как субстрат, качество, атрибут.

На втором этапе, начиная с первого века нашей эры, было разработано учение о нирване. При этом дхарма понималась как составной элемент сознательной жизни, а нирвана - как абсолютно-истинно реальное, внутренне-равновесное состояние человека.

На третьем этапе буддизм претерпевает крах в духовной жизни Индии и вновь уступает место патриархальному брахманистскому мировоззрению (индуизму), сливаясь с ним.

Высказав на словах пренебрежительное отношение к онтологическим проблемам (особенно к вопросу — как возник мир?) и сделав ставку на изучение и внедрение новых норм взаимоотношений людей (этика), Будда, тем не менее, не избежал рассмотрения других аспектов онтолого-метафизического устройства мира, вопроса "как устроен мир?". Может быть, это произошло потому, что буддизм не смог абстрагироваться от достижений древнеиндийских    астрономов и математиков, где так или иначе поднимались онтологические вопросы. Мало того, по существу его этика была тесно связана с онтологией, а последователи Будды еще более усилили онтологическую часть данного учения.

Суть онтологии Будды в следующем: мир есть безначальный поток мгновенных, бесконечно разнообразных и разнородных событий — дхарм (точечных мгновений бытия). Поэтому мир однороден и все его составляющие находятся на одной и той же ступени реальности. Каждое явление, физическое тело, в свою очередь, состоит из молекул, а те из восьми атомов (четыре основных и четыре вторичных), делящихся до бесконечности. Тем не менее, не существует постоянной субстанции носителя качеств.

В мире нет ничего не обусловленного (концепция естественной причинности), каждое событие порождается определенными условиями. Существующий всеобщий, но спонтанно-стихийный (без участия сознания) закон причинности обусловливает все явления материального и духовного мира.

Одним из аспектов этого учения является теория кармы (буддизм рос и расцветал, используя многие положения ортодоксальной веры). Мир находится в состоянии постоянной передачи сил, изменчивости (возникновения, становления и исчезновения) — доктрина мгновенности (моментальности). Каждое движение разлагается на серию вспышек — частичек (дхарма 1), образующих непрерывный континуум на подобие пламени костра. При этом частички (дхармы 1) связаны, тождественны и одновременно не связаны, не тождественны с общим законом их поведения (дхарма 2): закон целого не равен закону части. С другой стороны, каждая частичка, вещь, явление зависят от другой вещи и от предыдущего своего состояния, в свою очередь, зависящего от условий.

Непостоянство, моментальность всех явлений применительно к человеку означает, что его тело и ум также непостоянны и не представляют собой подлинного "Я", поскольку оно временно, мгновенно. Поэтому личность - это ожерелье из бусин,  лишенное нити (то есть основы — атмана). Хотя в короткий момент существования "Я" в нём действует некая внутренняя сила (пракрити), придающая ему целостность посредством увязывания таких характеристик человека, как физиологические части тела, сознание, подсознание, эмоции, восприятие (вместе с предметом, его порождающим), в целом всех составляющих психики.

В другой момент времени это уже другое "Я" с набором других (изменившихся) характеристик и т.д. Наконец, смерть есть неизбежное прекращение "Я", но при этом рушится только целое, части же, особенно психические параметры, остаются такими же и предопределяют особенности новых потоков — систем жизней, возникающих в непрерывном круговороте бытия. То есть новое существование (жизнь) суть результат предыдущих событий в форме совершенных дел. Новое рождение не есть у буддистов переселение души в новое тело как в ортодоксальном ведизме, а есть развитие предыдущей ментальности, в частности, сознания. Поэтому сознание умирающего человека начинает новый ряд сознаний. Вращающееся колесо — символ закона кармы - в несколько измененном виде "присутствовал" и в буддизме: мы не можем избежать последствий своих поступков, прошедшее создает настоящее и будущее, история индивида начинается не тогда, когда он рождается, а значительно раньше.

Мало того, в буддизме развивалась мысль, что внешний (предметный) мир есть проекция внутренних ментальных состояний (сознательных и бессознательных) индивида: новые комбинации материализованных дхарм в форме новой жизни и любых явлений и предметов зависят от последовательного ряда комбинации ментально-психических дхарм. Поэтому очень важна тенденция развития ментально-психологического ряда дхарм, выражающегося в том или ином состоянии сознания (чистого или затуманенного ложными мыслями). Но странствование "жизни" и "Я", где и проявляет себя сознание, не зависит в буддизме от божественного назначения, как утверждалось в ведической литературе (в теории сансары в частности), а зависит от самого человека, который должен исправить себя и всю вселенную.

Исправленный (просветленный) человек - это тот, кто освобождается от безначального
(в плане первопричины), непрерывного жизненного потока смены "Я". Окончательное освобождение есть не что иное, как приобретение безупречно чистого состояния сознания, где происходит отрешение от предметной привязанности, от чувственного опыта, окрашенного приятными ощущениями, являющегося причиной страданий (вторая истина), где отсутствует духовная борьба в виде столкновения сил добра и зла, где устраняются любые реакции на окружающий мир, сознание собственного "Я".

Совершенствование, освобождение от страдания достигается (третья истина) с помощью перехода ментальности на подсознательный уровень существования жизни в форме покоя — нирваны, когда человек общается со всей Вселенной, становится неотъемлемой ее частью, находит блаженство вечной жизни. При этом происходит своего рода перерыв непрерывности, ибо для круга характерен тлен и распад, а подлинные ценности помещены за пределы круга, колесо горестей-перевоплощений останавливается. Происходит переход от дхармы-элемента к дхарме-нирване, от движения к покою. При этом дхармы-частицы становятся взаимозависимыми и  образуют универсум,  как неподвижное целое, где ничто не возникает и ничто не исчезает, а сами частицы становятся  как бы нереальными. Нирвана - это  гарантия от перерождения, это состояние невозмутимости и спокойствия.

Четвертая истина указывает конкретный путь достижения нирваны в форме прохождения восьми ступеней совершенствования, в результате чего происходит постепенная трансформация психологии человека, ибо перемена в сознании, по буддизму, является главной во всех других переменах.

Моральное учение буддизма было заслонено множеством легенд о нем. Все это вылилось в то, что брахманизм провозгласил Будду одним из воплощений бога Вишну. Однако в целом буддизм оказал сильное влияние на брахманизм: уважение ко всему живому, доброта к человеку и животным, чувство ответственности, стремление к более высокой жизни, практика медитаций и логических упражнений - все это внедрилось в индийский ум. Индийская мысль была вынуждена считаться с буддийскими рассуждениями о непостоянстве жизни и об относительности всего, то есть сам буддизм погиб, чтобы возродиться в утонченном брахманизме.



Индекс материала
Курс: Философия. Ее предмет и роль в жизни человека и общества. Основные этапы развития мировой философской мысли. Познание и наука
Дидактический план
ВВЕДЕНИЕ
Миф и религия как истоки философии
Возникновение философии
Основные проблемы философии и их природа. Специфика философского знания
Функции философии. Философия и мировоззрение
Основной вопрос философии
Разделы философского знания. Философия и наука
Древнекитайская философия
Конфуцианство
Даосизм
Веды. Упанишады
Буддизм
Античная философия
Софисты и Сократ
Киники
Платон
Аристотель
Стоицизм
Эпикур
Средневековая философия
Аврелий Августин
Фома Аквинский
Основные черты эпохи Возрождения
Основные черты и идеи философии эпохи Возрождения
Философия Нового времени
Ф. Бэкон
Р. Декарт
Г. Лейбниц
Философия эпохи Просвещения
Социально-философские взгляды французских просветителей
Учение о природе французских просветителей
Немецкая классическая философия
И. Кант
Г. Гегель
Марксистская философия
Европейские философские течения XIX-XX веков
Позитивизм и его разновидности
Философия «жизни»
Экзистенциализм
Русская философия XIX - начала XX веков
Славянофилы и западники
Н.А. Бердяев
Марксизм в России
Русский космизм
Деятельность, сознание, познание
Познание и мышление
Познавательные способности человека
Внерациональные (иррациональные) формы познания
Наука как вид духовного производства и особая сфера культуры
Наука и рост научного знания. Наука как особая сфера культуры
Методы научного познания
Формы научного познания
Учение об истине
Аксиологические проблемы современной науки
Все страницы