Курс: Философия. Ее предмет и роль в жизни человека и общества. Основные этапы развития мировой философской мысли. Познание и наука - Аврелий Августин

Аврелий Августин

Работу по систематизации, рационализации христианского мировоззрения, представления его как целостного и единственно верного учения продолжил Августин. Отношение Бога к миру было главной темой его творчества. Аврелий Августин (354–430) - христианский теолог, представитель западной патристики; непререкаемый авторитет в вопросах религии и философии вплоть до Фомы Аквинского.

Согласно Августину, Бог - это личность, обладающая волей,  существо изначальное, вечное, никем не созданное, являющееся в трех ипостасях и творящая видимый (природу) и невидимый мир, включая человека, единственное творение, наделенное духом и телом. Бог ни на минуту не оставляет своего попечения над миром, творит его многократно, регулируя и упорядочивая. Природная часть мира создана для человека. Человек является ее господином, он выше ее. Поэтому природа у Августина не воспринималась как эмпирически внеположенный, познаваемый мир, развивающийся по естественным законам. Ценным было не единичное (в данном случае природа), а общее (Бог). В связи с этим знания о природе теряли свою значимость. Только Бог и человеческая душа становились предметом познания, и человек устремлял свое внимание не на мир, а на Бога и на свою зависимость от него. При этом человеческое знание рассматривалось как внеопытное и априорное.

Какое же место в теологической картине мира отводилось человеку?

В средние века человек больше не чувствует себя органической частью космоса, он как бы вырван из космической природной силы и поставлен над ней. Он выше космоса и должен быть его господином, но в силу своего грехопадения он не властен даже над собой и полностью зависит от божественного милосердия. Двойственное положение человека - важнейшая часть средневековой жизни. Средневековый человек, с одной стороны, жил в воображаемом и суеверном мире, наполненном колдовских чар, всевозможных козней. Люди постоянно слышали "голоса", им являлись "видения", их одолевали образы полулюдей, полуживотных, полуптиц и т.д. Они верили в существование этого второго мира, и жили в постоянной настороженности, ожидании конца света. Жизнь в изолированных селениях-мирках, в основном с устной формой передачи информации, лишь дополняли картину. С другой стороны, средневековый человек жил в мире суровой реальности: феодальная анархия, беззаконие, право сильного. Враги зримые и незримые присутствовали всюду. Все это создавало дополнительную угрозу для простого человека и усугубляло вышеназванные чувства.

Красота и величие сотворенной Богом природы контрастировали с судьбой человека в ней, обусловленной страданиями, несчастьями, нуждой. Мирская жизнь или "град земной", по Августину, есть прогрессирующая победа сил, враждебных человеку, и даже наличие государства не спасает человека. Град земной населен людьми, которые поглощены земными делами, тленностью. Поэтому человек должен отвратить свой взор от всего земного (посюстороннего) и обратиться к миру потустороннему, незримому, "высшему" - "граду небесному". К нему принадлежат все, кто устремлен душой в сферу небесную, живет Господом. Град Божий отождествлялся с церковью, град земной - с государством. Оба града соседствуют на одной и той же земле, над ними простирается одно и то же небо. Оба они перемешаны и переплетены, а вся человеческая история определяется борьбой божьего и земного царств.

Источником зла в мире является сам человек, его свободная воля: в результате грехопадения Адам утратил подобие Бога (бессмертие тела, контроль разума над телом), но разум и свободу воли как дар божий сохранил. Зло появляется в связи с неправильным пользованием этого дара: в приверженности человека не к Богу, а самому себе, в чрезмерной привязанности к вещам. Все это отвращает сердце человека от Бога, т.е. порок не в вещах, а в отношении к ним. В связи с этим христианство видело свою задачу в том, чтобы указать человеку путь избавления, оно предлагало человеку обратить свой взор внутрь себя. Именно здесь может быть установлен контакт с Богом, и человек получает точку опоры. Он подчиняет хаос своих чувств, помыслов, страстей трансцендентному, центральному началу - Богу. Эта устремленность достигается молитвой. Постоянное пребывание в молитве есть поведение, наиболее точно соответствующее принципам самого мироустройства.

Человек в его отдаленности от Бога - ничто. Сам он не может преодолеть своего ничтожества. Поэтому, как ни парадоксально, чем человек глубже осознает свое ничтожество, тем ближе он к Богу. Если для мыслителя античности ближе к Богу, единому, те, кто имеют совершенную душу, постоянство, то для христианина, наоборот, постоянство, упорство, гордость, обособленность есть знак утраты подлинного бытия. Ведь человек в христианстве характеризуется не тем, что ему присуще, а тем, что он приобретает от высшего начала. Поэтому людям неуверенным, непостоянным, нищим и убогим это делать легче: блаженны нищие духом.

Любовь к себе должна быть доведена до презрения к самому себе, человек должен отказаться от утверждения своей воли, а божественная благодать, по Августину, (за создание учения о благодати он получил имя Августина Блаженного) выводит человека из тождества самому себе и тем самым спасает его. Поэтому христианство не настраивало человека на пассивное ожидание, а открывало возможность спасения с помощью деятельной энергии верующего, накопления заслуг перед Богом.

В связи с этим, такие качества, как вера и любовь, в средневековом мышлении были высшими формами внутренней жизни человека. Если в античности душа каждого была соотнесена либо с космической, либо с общественной жизнью, то в средневековье Августин открывает «внутреннего человека», целиком обращенного к надкосмическому творцу. Глубина души такого человека была скрыта даже от него самого и была известна только Богу. Поэтому человек средневековья всегда был включен, соотнесен с группой, зависим от различных корпоративных связей: мастер, подмастерье, крепостной, рыцарь, сюзерен и т.д. Группа присутствовала в нем, любое отклонение от корпоративных норм считалось грехом.

В христианстве была предпринята попытка представить историю человечества в развитии. На смену античным представлениям о времени как круговороте пришло его линейное  видение. Так, Августин говорит о шести эпохах, пережитых человечеством, соответствующих шести возрастам человеческой жизни и шести дням творения мира. Он вводит идею прогресса, где история предстает как священная история в форме повествования о деяниях самого Бога и становится для всего средневековья системой ориентации.

В связи с учением Августина  на исторической прямой можно было выделить три главных, качественно различных, сменяющих друг друга промежутка - этапа: период "естественного состояния" до закона Божьего, период, протекающий под знаком ветхого завета, период Божьей милости - воплощение Христа, который продлится до второго пришествия и последующего тысячелетнего царства. Или в другой терминологии: творение - грехопадение - искупление (грядущее второе пришествие Христа). Однако полностью избавиться от цикличности не удалось: тысячелетнее царство заканчивалось концом света и все начиналось сначала. То есть, по сути дела, идея развития мира в средневековое время отсутствовала.



Индекс материала
Курс: Философия. Ее предмет и роль в жизни человека и общества. Основные этапы развития мировой философской мысли. Познание и наука
Дидактический план
ВВЕДЕНИЕ
Миф и религия как истоки философии
Возникновение философии
Основные проблемы философии и их природа. Специфика философского знания
Функции философии. Философия и мировоззрение
Основной вопрос философии
Разделы философского знания. Философия и наука
Древнекитайская философия
Конфуцианство
Даосизм
Веды. Упанишады
Буддизм
Античная философия
Софисты и Сократ
Киники
Платон
Аристотель
Стоицизм
Эпикур
Средневековая философия
Аврелий Августин
Фома Аквинский
Основные черты эпохи Возрождения
Основные черты и идеи философии эпохи Возрождения
Философия Нового времени
Ф. Бэкон
Р. Декарт
Г. Лейбниц
Философия эпохи Просвещения
Социально-философские взгляды французских просветителей
Учение о природе французских просветителей
Немецкая классическая философия
И. Кант
Г. Гегель
Марксистская философия
Европейские философские течения XIX-XX веков
Позитивизм и его разновидности
Философия «жизни»
Экзистенциализм
Русская философия XIX - начала XX веков
Славянофилы и западники
Н.А. Бердяев
Марксизм в России
Русский космизм
Деятельность, сознание, познание
Познание и мышление
Познавательные способности человека
Внерациональные (иррациональные) формы познания
Наука как вид духовного производства и особая сфера культуры
Наука и рост научного знания. Наука как особая сфера культуры
Методы научного познания
Формы научного познания
Учение об истине
Аксиологические проблемы современной науки
Все страницы