Курс: Философия. Ее предмет и роль в жизни человека и общества. Основные этапы развития мировой философской мысли. Познание и наука - Аристотель |
Страница 19 из 56
Аристотель
Аристотель (IV в. до н.э.) - древнегреческий философ и ученый-энциклопедист, основатель перипатетической школы. Аристотель - ученик Платона. Он жил в тот период (IV в. до н.э.), когда демократия в городах-полисах продолжала претерпевать упадок, а подчинение и порядок стали естественным состоянием политической жизни Греции. Категории «подчинение», «порядок» были актуальными и претендовали на роль универсальных регулятивов, оказав влияние на творчество Аристотеля. Решительно отвергнув платоновскую идею о врожденном характере общего знания, Аристотель полагал, что процесс постижения общего должен строиться на восприятии единичных явлений и вещей. При этом он считал форму первичной, а материю вторичной. Знания как итог познания, у Аристотеля, должны отличаться: 1) доказательностью, в связи с этим всеобщностью и необходимостью; 2) способностью находить причины; 3) сочетанием в них единства и подчинения. В связи с этим он дает следующую классификацию наук: теоретические (метафизика, физика, математика), где метафизика - первая философия изучает первопричины всех вещей; практические (этика, политика); творческие (риторика, поэтика, искусство, ремесла). Теоретические науки отличаются от двух других методом: если ремесло основано на привычке (слепое подражание), то наука - на расчленении познаваемого объекта и описании его с помощью научных понятий. Аристотель значительно расширил рамки используемых категорий - материя и движение, пространство и время, цель, причина, форма и т.д., разработал логику - теорию правильных рассуждений: закон тождества, противоречия, и исключенного третьего. Данные познавательные (гносеологические) установки стали фундаментом онтологии Аристотеля. Он упрекает ранних греческих материалистов за то, что в своих картинах природы они не раскрыли причину движения предметов, «легкомысленно обошли» эту проблему. Его картина мира построена на учении о движении вещей и явлений, их основных видах и причинах. Основу каждого предмета, по Аристотелю, составляет форма, материя, цель, причина. Действующей причиной предмета является движение, источник которого либо божественный первотолчок (естественное движение), либо силы воздействия одного предмета на другой (искусственное движение). При этом во втором случае воздух, устремляющийся в вакуум, образующийся вследствие движения движимого предмета в среде, есть также движущая сила. Если сила перестает действовать на тело, то оно останавливается. В результате Аристотель выделяет следующие виды движения: 1) перемена мест - перемещения и первый вид перемещения - круговые движения, 2) качественные изменения - возникновение и уничтожение, 3) количественные изменения - рост, убыль. Поэтому у каждого предмета может быть три состояния: 1) неподвижность, 2) естественное движение, Каждая вещь стремится к порядку, идеалом является совершенное состояние космоса в форме большого, конечных размеров шара, поделенного на подлунный, земной и небесный миры. В совершенном состоянии у каждого предмета есть свое место (пространство), к которому оно стремится. Стремление к своему месту осуществляется либо к центру - вниз (центром мира была Земля), либо от него - вверх. Совершенным, естественным состоянием является также круговое движение планет вокруг Земли. В подлунном, земном мире происходят постоянные изменения Для описания своих представлений о мире Аристотель вводит понятия «пространство» и «время». Пространство - есть «место», то есть пространство состоит из мест, занимаемых телами. Поскольку предметы и вещи есть везде, природа не терпит пустоты, то есть пустоты не существует. Пространство у Аристотеля, конечно, ограниченно, но не однородно: есть центр (Земля) и периферия. Время есть мера движения и покоя предметов, такой мерой было у него равномерное круговое движение. Аристотелевская картина мира, основывающаяся на идее вечности движения, отрицавшая возможность эволюции космоса и его возникновения во времени, закрепляла положение о вечности и неизменности Вселенной. Этой картине мира было уготовано долгое существование, вплоть до гелиоцентрических идей Коперника и космогонических гипотез Лапласа и Канта. Философия Аристотеля завершила самый содержательно-насыщенный период в развитии античной философии. В его творчестве имело место, с одной стороны, стремление к философско-целостному осмыслению мира, с другой - через обобщение огромного количества эмпирического материала, всевозможные классификации, укрепляется тенденция к развитию отдельно-конкретных, философско-научных направлений, получившая продолжение в эллинистический период.
|