Курс: Философия. Ее предмет и роль в жизни человека и общества. Основные этапы развития мировой философской мысли. Познание и наука - Аксиологические проблемы современной науки

Аксиологические проблемы современной науки

Аксиологические проблемы - это те проблемы, которые так или иначе связаны с аксиологией. Аксиология - теория ценностей; философское учение о природе ценностей, их месте в реальности и структурах общества и личности. Объяснение - важнейшая функция человеческого познания, в частности научного исследования, состоящая в раскрытии сущности изучаемого объекта. Теория познания различает структурные объяснения, отвечая на вопрос, как устроен объект. Функциональные объяснения показывают, как действует и функционирует объект; причинные - почему возникло данное явление, почему именно данный набор фактов привел к такому-то следствию. При этом в процессе объяснения мы используем уже имеющиеся знания для объяснения других. Переход от более общих знаний к более конкретным и эмпирическим и составляет процедуру объяснения. Научное познание неизбежно содержит и элементы вероятностных предположений, особенно в отношении конкретных событий будущего и их сроков. Это обусловлено возникновением в процессе развития качественно новых причинных связей и возможностей, не существовавших ранее.

Объяснение тесно взаимосвязано с пониманием. Объяснение аргументированно доминирует как осмысленность существующего объекта, а значит, позволяет понять его и именно с той целью, с которой применяется. Объяснения высказываются не только в науках о природе, но и в науках об обществе. Мир познаваем в силу его взаимосвязи с человеком и обладания человеком уникальными способностями. Человек оперирует чувствами, мыслями, совершает поступки, действует. Человек познает мир благодаря вчувствованию, объяснению, пониманию. Уже вчувствование дает человеку обширную информацию; о холодном, горячем, свежем, остром, тупом. Даже в общении с другим человеком полезно вчувствоваться в его ситуацию, представить себя на его месте.  Объяснение - это наращивание сведений о чем-либо на основе мыслей. Очень часто используется дедуктивное объяснение: факты оцениваются с позиций законов теории. Когда студент решает задачу по физике, электротехнике, химии, от него требуют, чтобы он подвел переменные под закон. Это и есть объяснение. Понимание относится к мыслям, к чувствам, к социальной практике, к социальным и культурным установкам и ценностным ориентациям. Понимание, непосредственно связанное с языком постижение смысла текста, в котором, помимо истинностных знаний, присутствуют также значения оценочные. Многомерность истины состоит в том, что истина - это разносторонняя интерпретация, которая поставляет нам сведения (знания) о мире. Интерпретация есть оценка.

Любые цели, всякие знания, их применение наука призвана согласовывать с высшими нравственными целями и ценностями человеческого разума. Без этого стержня все стремления, достижения, знания людей теряют смысл, обесцениваются. Речь идет о понимании и интерпретации конкретных смыслов. Определяющее значение в жизни каждого человека имеет решение им смысложизненных вопросов: что значит быть, существовать человечеству в целом и мне, конкретному человеку, в частности? Что значит для человека его жизнь, и каков ее смысл? В чем может состоять цель, идеал человека? Что есть свобода, и какова ее ценность? Поиски философии способствуют нахождению правильных ответов и на эти вопросы, которые постоянно возникают в ходе научных исследований.

Таким образом, философия с самого начала глубоко укоренена в жизненном мире человека; и какими бы отвлеченными ни представлялись рассуждения философов, они не случайно всегда завершаются учением о том, как следует человеку жить, в чем смысл и оправдание его деятельности, в том числе – научной. Именно с этих жизненно непреложных вопросов, в сущности, и начинается миропонимание, получают ценность конкретные действия человека, его конкретные знания и целедостижения.

Ценностью является для человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл. С ценностью мы имеем дело там, где речь идет о родном, святом, предпочтительном, дорогом, когда мы хвалим и ругаем, восхищаемся и возмущаемся, признаем и отрицаем.

Добро - это принцип. В неопозитивизме добро считалось чувством, эмоцией, оно выводилось за пределы науки. Англичанин Ричард Хэар, философ наших дней, считает по-другому. Он обнаружил схожесть этики с признающимися образцовыми в научном смысле математикой и физикой. Этика начинается с предписаний («делай так, это добро», «не делай этого, ибо оно есть зло»). Когда предписания даны, в силу вступают законы логики, руководствуясь ее правилами, можно из одних предложений выводить другие. По последствиям действий судят о правомерности исходных положений.

«Критикуй, а то проиграешь», - следует отдать должное критической силе постпозитивизма. Рост знания, считал Поппер, достигается в процессе рациональной дискуссии, которая неизменно выступает критикой (спокойной, обстоятельной, научно-оправданной, уважительной) существующего знания. В этой связи Поппер критиковал врагов открытого демократического общества, которых он увидел в сторонниках марксизма, прежде всего в самом Марксе. Поппер считал, что Маркс справедливо критиковал капитализм, справедливо считал, что то или иное воззрение определяется историческими условиями, но напрасно абсолютизировал пролетарские науку и мораль. Он должен был их активнее критиковать, не устанавливать перспективы на вечные времена, больше творить. Только в этом случае можно избежать тоталитаризма. Ни одно учение, считает Поппер, нельзя признать всесильным и верным, тем более на необозримое будущее.

Наука - это цивилизационный феномен, она бурно развивается в техногенной цивилизации. Характерной чертой этой цивилизации является быстрое изменение техники и технологий благодаря систематическому применению в производстве научных знаний. Следствием такого применения являются технические и научно-технические революции, меняющие отношение человека к природе и его место в системе производства. Предпосылка техногенной цивилизации в культуре Западной Европы закладывалась со времен античности, а в XVII-XVIII в. складываются основания науки: идеалы и нормы, научная картина мира, философские установки; вера в ценность научно-технического прогресса и науки как основы управления социальными процессами и развитием техники. Эти ценности не подвергались сомнению до конца XX столетия, пока техногенная цивилизация не столкнулась с глобальными проблемами, порожденными научно-технологическим развитием. Сейчас уже науку и технику обвиняют во всех бедах человечества.

Наконец, занятия наукой требуют особой подготовки познающего субъекта, в ходе которой он осваивает исторически сложившиеся средства научного исследования, обучается приемам и методам оперирования этими средствами. Включение человека в научную деятельность предполагает, наряду с овладением средствами и методами, усвоение определенной системы ценностных ориентаций и целевых установок, специфических для науки. В качестве одной из основных установок научной деятельности является принцип объективности - ученый ориентируется на поиск объективной истины, воспринимая последнюю как высшую ценность науки. Эта установка воплощается в целом ряде идеалов и нормативов научного познания, выражающих его специфику: в определенных стандартах организации знания (например, требования логической непротиворечивости теории и ее опытной подтверждаемости), в поиске объяснения явлений, исходя из законов и принципов, отражающих сущностные связи исследуемых объектов, и т.д. Не менее важную роль в научном исследовании играет установка на постоянный рост знания, получение нового знания. Эта установка выражается и в системе нормативных требований к научному творчеству (запретов на плагиат, допустимости критического пересмотра оснований научного поиска как условий освоения все новых типов объектов и т.п.).

Наличие специфических для науки ценностей, норм и целей познавательной деятельности, а также специфических средств и методов, обеспечивающих постижение все новых объектов, требует целенаправленного формирования ученых-специалистов. Эта потребность приводит к появлению "университетской составляющей науки" - особых организаций и учреждений, обеспечивающих подготовку научных кадров.



Индекс материала
Курс: Философия. Ее предмет и роль в жизни человека и общества. Основные этапы развития мировой философской мысли. Познание и наука
Дидактический план
ВВЕДЕНИЕ
Миф и религия как истоки философии
Возникновение философии
Основные проблемы философии и их природа. Специфика философского знания
Функции философии. Философия и мировоззрение
Основной вопрос философии
Разделы философского знания. Философия и наука
Древнекитайская философия
Конфуцианство
Даосизм
Веды. Упанишады
Буддизм
Античная философия
Софисты и Сократ
Киники
Платон
Аристотель
Стоицизм
Эпикур
Средневековая философия
Аврелий Августин
Фома Аквинский
Основные черты эпохи Возрождения
Основные черты и идеи философии эпохи Возрождения
Философия Нового времени
Ф. Бэкон
Р. Декарт
Г. Лейбниц
Философия эпохи Просвещения
Социально-философские взгляды французских просветителей
Учение о природе французских просветителей
Немецкая классическая философия
И. Кант
Г. Гегель
Марксистская философия
Европейские философские течения XIX-XX веков
Позитивизм и его разновидности
Философия «жизни»
Экзистенциализм
Русская философия XIX - начала XX веков
Славянофилы и западники
Н.А. Бердяев
Марксизм в России
Русский космизм
Деятельность, сознание, познание
Познание и мышление
Познавательные способности человека
Внерациональные (иррациональные) формы познания
Наука как вид духовного производства и особая сфера культуры
Наука и рост научного знания. Наука как особая сфера культуры
Методы научного познания
Формы научного познания
Учение об истине
Аксиологические проблемы современной науки
Все страницы