Первую картину Караваджо из его выставки в ГМИИ привезли в Москву
МОСКВА, 16 ноя - РИА Новости, Светлана Янкина. Живописную картину Микеланджело Меризи да Караваджо "Мальчик с корзиной фруктов" конца 16 века выставили в посольстве Италии в Москве, предваряя его самую крупную в мире выставку за пределами Италии, которая откроется в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина 26 ноября. Директор Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина Ирина Антонова на показе картины Микеланджело да Караваджо "Юноша с корзиной фруктов" (1593-1594 гг.) в посольстве Италии.

"Мальчик с корзиной фруктов" - практически первое известное нам произведение Караваджо, и ученые склонны считать, что с этой картины он начинается как художник - здесь он впервые применяет прием введения энергичной, активной светотени, который позже станет одним из главных в его творчестве", - рассказала журналистам в среду директор ГМИИ Ирина Антонова.

Антонова отметила, что организовать выставку Караваджо почти невозможно. В состав экспозиции вошли 11 произведений художника - в мировом масштабе это крайне представительная выставка, поскольку картин мастера до наших дней дошло не так уж много, все распылены по различным, преимущественно итальянским, собраниям. Музейщики расстаются с ними крайне неохотно, поскольку редко где есть больше одной картины Караваджо, а ради даже одного его произведения в музей приезжают тысячи посетителей.

"Несомненно, "Мальчик с корзиной фруктов" - одна из лучших картин на выставке. В этом по существу юношеском произведении можно прочувствовать основные приметы его творчества: повышенное эмоциональное напряжении модели, пластическую энергию живописи и демократизм персонажа", - отметила директор ГМИИ. По ее словам, у ученых есть множество версий относительно того, что в аллегорической форме изобразил художник: некоторые полагают, что это - иносказательное изображение осени, другие - одного из чувств - вкуса, или же вовсе всеобъемлющей любви. Не исключают эксперты и того, что на картине может быть изображен сам Караваджо.

По словам Антоновой, Караваджо представил миру новый тип художника богемы, независимого от обстоятельств. "Его богемный образ жизни дошел до нас по свидетельствам полицейской хроники - это был один из видов личной свободы и ее демонстрация", - рассказала директор ГМИИ.

Полный состав экспозиции пока не раскрывается, однако уже известно, что в ГМИИ также можно будет увидеть алтарное полотно "Положение во гроб". Его показ станет подлинным событием: оно считается наиболее впечатляющим творением Караваджо, которое к тому же крайне редко покидает стены Ватиканского дворца.

Из римской церкви Санта Мария дель Пополо выдали одно из двух написанных для нее масштабных алтарных полотен - "Обращение Савла".

Эксперты отмечают необычную для трактовки сюжета композицию: лошадь, с которой упал пораженный божественным явлением Савл, занимает значительную часть холста, в то время как на картинах предшественников и современников Караваджо обычно доминировали библейские герои. Круговая композиция обращения Савла в апостола Павла визуализирует превращение животного в человеческое.

Карабинеры у картины на показе работы Микеланджело да Караваджо "Юноша с корзиной фруктов" (1593-1594 гг.) в посольстве Италии.

Одно из наиболее известных полотен Караваджо - "Ужин в Эммаусе" - принадлежит Лондонской национальной галерее, в Москве было решено показать еще одну его версию из миланской Пинакотеки Брера, где Иисус Христос трактован менее радикально.

Зато талант Караваджо к изменению канонов особенно четко на выставке можно проследить по двум картинам, изображающим Иоанна Крестителя. На одной из них, из Капитолийского музея, написан молодой улыбающийся обнаженный юноша, образ Крестителя угадывается лишь по барану - символу священной жертвы и виноградным листьям, сок ягод которого символизирует Христову кровь. На другой, доставленной из римской галереи Корсини, Иоанн Креститель более сдержан и строг, хотя выглядит не как старик или даже взрослый.

На вкус современников, работы Караваджо выглядели вызывающе и экстравагантно, а кое-кто - например, классицист Никола Пуссен, обвинял его в попытке разрушить живопись. Эта экспозиция, подготовленная по случаю Года Италии в России, станет его мощным завершающим аккордом и позволит каждому понять, насколько реформаторское влияние оказал художник на развитие истории изобразительного искусства.