(лат.) – исходя из полученных ранее опытных данных
2
non plus ultra
крайняя, высшая степень
3
Амфиболия
(от греч. amphibolia – двусмысленность) – фигура речи – синтаксическая конструкция, допускающая различные истолкования
4
Антропология
учение о человеческой природе, состоящее из двух частей – «психологии» и «соматологии»
5
Апперцепция
есть восприятие себя самого как мыслящего субъекта вообще
6
Аффицирование
в философии И. Канта – воздействие предмета на органы чувств человека; в результате такого воздействия человек становится аффицированным, он получает своего рода сообщение от воспринимаемого им предмета
7
Дедукция
(от лат. deductio – выведение) – форма умозаключения от общего к частному и единичному, характеризующаяся тем, что новое знание о предмете или группе однородных предметов выводится на основании: – знания класса, к которому принадлежат исследуемые предметы; и – общего правила, действующего в пределах данного класса предметов
8
Дискурсивный
рассудочный, понятийный, логический
9
Докритический периодв философском развитии Канта
различают два периода в философском развитии Канта – «докритический» (до 1770) и "критический". В «докрити-ческий» период Кант признает возможность умозрительного познания вещей, как они существуют сами по себе
10
Законы мышления
в истолковании И. Канта – основоположения чистого рассудка. Эти основоположения базируются на предметно истолкованных элементарных актах рассудка в суждениях
11
Интеллигибельный
предмет или явление, постигаемое только разумом или интеллектуальной интуицией)
12
Конъюнкция
(от лат. conjunctio – союз, связь) – одна из логических операций, отражает употребление союза "и" в логических выводах
13
Моральное чувство
возникает вследствие подавления стремлений к чувствен-ным удовольствиям и поэтому вначале предстает как страдание, превращающееся затем в уважение к силе практического разума
14
Мысли
В интерпретации И. Канта – общие представления, понятия
15
Ноумен
(греч. noumenon) – термин, означающий в противо-положность феномену постигаемую только умом (умопостигаемую) сущность
16
Познавательная сила
в кантовской трактовке – теоретическая способность души
17
Понятие
в определении И. Канта – принцип единства множества единичных представлений
18
Продуктивное воображение
показано Кантом как способность, бессознательно формирующая мир явлений
19
Рекогниция
взгляд, обращенный в будущее
20
Трансцендентальная философия
в философской системе И. Канта – аналитическая наука о душевных способностях
21
Трансцендентальный
выходящий за пределы, определяющий априорные условия возможного опыта
22
Трансцендентный
философский термин, означающий, в противоположность имманентному, то, что запредельно по отношению к миру явлений и недоступно теоретическому познанию
23
Человеческое мышление
способность опосредованного представления вещей, данных в чувствах
24
Чувственность
(по И. Канту) низшая, наиболее пассивная познавательная способность
25
Эмпирическая психология
может быть лишь систематическим естественным учением о внутреннем чувстве, т.е. естественным описанием души, но не наукой о душе и даже не психологическим экспериментальным учением