Курс: История древнего мира - Концепции исторического развития

Концепции исторического развития

Теории исторического процесса, или теории изучения (методологическая интерпретация), определяются предметом истории. Теория - логическая схема, поясняющая исторические факты. Сами по себе исторические факты как «фрагменты действительности» ничего не объясняют. Только историк дает факту толкование, которое зависит от его идейно-теоретических взглядов.

Что отличает одну теорию исторического процесса от другой? Различие между ними состоит в предмете изучения и системе взглядов на исторический процесс. Каждая схема-теория из множества исторических фактов выбирает только те, которые вписываются в её логику. Исходя из предмета исторического исследования, каждая теория выделяет свою периодизацию, определяет свой понятийный аппарат, создает свою историографию. Различные теории выявляют только свои закономерности или альтернативы - варианты исторического процесса, и предлагают своё видение прошлого, делают свои прогнозы на будущее.

Истинными могут быть только факты истории, толкование этих фактов всегда субъективно. Тенденциозно подобранные и выстроенные в заранее заданную логически-смысловую схему факты (без объяснения и выводов) не могут претендовать на объективную историю, а всего лишь являют собой пример скрытого подбора фактов определённой теории.

Различные теории изучения, объясняющие реальные исторические факты, не имеют преимущества друг перед другом. Все они «правдивы, объективны, верны» и отражают различие мировоззрений, систем взглядов на историю и современное общество. Критика одной теории с позиции другой некорректна, так как подменяет мировоззрение, предмет изучения. Попытки создать общую (единственную), универсальную теорию, то есть объединить разные теории - мировоззрения (предметы изучения), антинаучны, так как приводят к нарушению причинно-следственных связей, к противоречивым выводам.

По предметам изучения выделяются три теории изучения: религиозно-историческая, всемирно-историческая, локально-историческая.

Метод как способ исследования показывает, как происходит познание, на какой методологической основе, на каких научных принципах. Метод - это путь исследования, способ построения и обоснования знаний. Более двух тысячелетий назад возникли два основных подхода в исторической мысли, которые существуют и поныне: это идеалистическое и материалистическое понимание истории.

Представители идеалистической концепции в истории считают, что дух и сознание первичны и более важны, чем материя и природа. Тем самым они утверждают, что человеческая душа и разум определяют темпы и характер исторического развития, а другие процессы, в том числе и в экономике, вторичны, производны от духа. Таким образом, идеалисты делают вывод, что в основе исторического процесса находится духовное, нравственное совершенствование людей,
а человеческое общество развивает сам человек, в то время как способности человеку даны Богом.

Сторонники материалистической концепции утверждали и утверждают противоположное; так как материальная жизнь первична по отношению к сознанию людей, то именно экономические структуры, процессы и явления в обществе определяют всё духовное развитие и другие отношения между людьми. Западную историческую науку характеризует идеалистический подход, отечественную - материалистический. Современная историческая наука основана на диалектическом методе, который рассматривает общественное развитие как естественно-исторический процесс, определяющийся объективными закономерностями и вместе с тем находящийся под воздействием субъективного фактора посредством деятельности масс, классов, политических партий, вождей, лидеров.

Существуют также специально-исторические методы исследования:

хронологический - предусматривает изложение исторического материала в хронологической последовательности;

синхронный - предполагает одновременное изучение событий, происходящих в обществе;

диахронный - метод периодизации; историческое моделирование; статистический метод.



Индекс материала
Курс: История древнего мира
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Предмет, объект исторической науки
Этапы развития исторической науки
Функции исторического познания
Место истории в системе наук
Историческое время и пространство
Концепции исторического развития
Принципы изучения исторических фактов
Возможные основания для периодизации исторического процесса
Понятие «первобытное общество»
Варианты периодизации истории
Проблемы антропогенеза и социогенеза. Теории происхождения человека
Родовая община
Присваивающее и производящее хозяйство
Переход от первобытности к цивилизации
Переход к социально-стратифицированному обществу. Типы цивилизаций в древности
Эпоха ранней Древности (конец IV - конец II тыс. до н. э.)
Древний Египет
Шумеро-Аккадский период
Ассирия и Вавилон во II тыс. до н. э.
Первые цивилизации на территории Индии и Китая
Возникновение мировых держав
Персидская держава Ахеменидов
Парфия
Индия
Китай (рубеж I-II тыс. до н. э.)
Поздняя Древность (первая половина I тыс. н. э.)
Китай (первая половина I тыс.н. э.)
Сасанидская держава (первая половина I тыс. н. э.)
Индия (первая половина I тыс. н. э.)
Греция в крито-микенский и гомеровский периоды
Греция в архаический, классический периоды. Социально-экономическое развитие в VIII-VI вв. до н. э.
Великая колонизация: причины, ход, основные направления, последствия для греков и туземного населения
Раннегреческая тирания и её роль в становлении полисного строя. Типы полисов
Эпоха эллинизма в Греции
История Древнего Рима
Древний Рим в царскую эпоху
Раннереспубликанский период в Риме
Расцвет Римской республики
Рим в эпоху гражданских войн
Принципат в Риме
Доминат в Риме
Все страницы