Курс: История древнего мира - Доминат в Риме

Доминат в Риме

Гай Аврелий Валерий Диоклетиан (243 - между 313 и 316), римский император в 284-305 гг. Был сыном вольноотпущенника; службу в армии начал рядовым. Выдвинулся при императоре Пробе, став наместником провинции Мёзия; при императоре Нумериане командовал его во-оружённой охраной, а после смерти Нумериана был провозглашен императором. С именем Диоклетиана связано установление домината - монархии по типу древневосточных деспотий.
В целях преодоления социально-политического и экономического кризиса (конец III в.) Диоклетиан провёл реформы, временно стабилизировавшие положение империи. Для укрепления центральной власти Диоклетиан в 286 г. назначил своим соправителем Максимиана, назвав его вторым Августом, а в 293 г. разделил империю на 4 части (тетрархии), придав в помощь Августам двух младших соправителей - цезарей Гая Гарелия и Констанция Хлора. Вся империя была поделена на 12 диоцезов, объединявших 101 или 120 провинций, территории которых не совпадали с прежними. Столицей оставался Рим, но резиденции правителей находились (одновременно) в Никомедии (Диоклетиана), Сирмии (Галерия), Медиолане (Максимиана) и Трире (Констанция Хлора). Диоклетиан усилил армию, увеличив её численность за счёт рекрутских наборов до 450 тыс. человек. Одна часть легионов постоянно стояла в определённых пограничных районах, другая перебрасывалась по мере надобности. Диоклетиан упорядочил налогообложение, учредив прямой поземельно-подушный налог в натуральной форме, что отражало натурализацию экономики; пытался наладить финансы, введя полноценную монету; боролся со спекуляцией, издав в 301 г. эдикт о ценах. Диоклетиан расширил власть земельных магнатов над зависимым населением и в то же время возложил на них ответственность за сбор налогов и за поставку рекрутов; издал ряд эдиктов в пользу мелких и средних землевладельцев (предусматривавших, в частности, расторжение сделки купли-продажи земель, ранее проданных за бесценок). Диоклетиан жестоко подавил восстания народных масс и сепаратистские движения в провинциях: в 285-286 гг. - багаудов в Галлии, в 290 г. - мавританских племён в Африке, в 294-295 гг. - узурпатора Ахилла в Египте, в 297 г. - узурпатора Каравсия в Британии. Диоклетиан и его соправители отразили нашествия племён карпов и языгов на Дунае, франков и алеманнов на Рейне, вели удачные походы против персов (в 286-287 и 296-298 гг.), в результате которых римляне укрепили своё влияние в Армении и Иберии и захватили часть Месопотамии.
В 303-304 гг. Диоклетиан предпринял гонения на христиан. В 305 г. совместно с Максимианом Диоклетиан добровольно отрёкся от власти. Жил последние годы в поместье в Салоне (современный Сплит).

В III в. в Римской империи начинаются кризис экономики, упадок сельского хозяйства, ремёсел, торговли, возврат к натуральным формам хозяйства. Зарождается новая форма земельных отношений - колонат. Крупные землевладельцы сдавали в аренду участки земли, скот, необходимые для работы орудия труда. Мелких арендаторов, постепенно попадающих из-за долгов в зависимость от землевладельцев, называли колонами. Они платили продуктами арендную плату хозяевам земли и налоги государству. Колоны постепенно превращались в крепостных крестьян, не имеющих права покидать свою деревню, а городские ремесленники потеряли право менять профессию и место жительства. Огромные траты на содержание армии и роскошного двора императоров, на зрелища, подачки свободной бедноте заставляли римских правителей увеличивать подати с населения провинций. В разных частях империи вспыхивали восстания населения и бунты воинов, недовольных тяжёлой службой.

В последний период Римской империи параллельно развиваются два процесса: процесс распространения в империи христианства и процесс регулярных вторжений европейских варваров.

Христианство зародилось в римской провинции Иудее в I в. н. э. на основе религиозного и социального учения о духовном спасении людей через веру в искупительную силу Спасителя, Сына Божьего, которое проповедовали такие секты иудаизма, как зелоты и эссеи. В основе идеи христианства лежит искупительная миссия Иисуса Христа, его казнь, воскресение и второе пришествие к людям, Страшный суд, воздаяние за грехи, установление вечного Царства Небесного.

В условиях экономического и национального гнёта, идеологического разброда в Римской империи в I-III вв. н. э. это учение было воспринято массами населения огромной империи, так как оно провозглашало равенство всех людей перед Богом, разрушало этнические и социальные перегородки в обществе. Всё это способствовало распространению христианства во многих странах, несмотря на гонения со стороны властей.

После долгой и безуспешной борьбы с христианством императоры разрешили исповедовать веру в Иисуса Христа (Миланский эдикт Константина, 313). С течением времени сами правители приняли крещение (Константин, 330) и объявили христианство единственной государственной религией (Феодосий I, 381). Они участвовали в церковных соборах и пытались поставить церковь под контроль государства.

Тем временем европейские варвары регулярно вторгались в империю. В 378 г. готы разгромили римскую армию, в 410 г. они во главе с королем вестготов Аларихом (около 370-410) разграбили Рим, в течение предыдущих 800 лет не доступный для завоевателей. Готы сожгли многие дворцы и храмы, переплавили на металл замечательные произведения древних мастеров. В 445 г. вандалы из Северной Африки ещё более жестоко, чем готы, разграбили Рим. Их вождь Гензерих приказал своим воинам уничтожить то, что они не могли унести. В 476 г. полководец-варвар Одоакр (около 431-493) отнял у последнего римского императора регалии власти и отправил их в Константинополь, бывший столицей Восточной Римской империи, называвшейся позднее Византией (в 395 г. император Феодосий перед смертью разделил Римскую империю между сыновьями на Западную со столицей Римом и Восточную - с Константинополем). Одоакр заявил, что на земле должен быть один император, как одно солнце на небе. Сам он стал править Италией, приняв древний титул «рекс», отказавшись от претензий на все прочие владения Империи.

Так был положен конец некогда могущественной Римской империи. Началась история новой, «варварской» Европы.



Индекс материала
Курс: История древнего мира
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Предмет, объект исторической науки
Этапы развития исторической науки
Функции исторического познания
Место истории в системе наук
Историческое время и пространство
Концепции исторического развития
Принципы изучения исторических фактов
Возможные основания для периодизации исторического процесса
Понятие «первобытное общество»
Варианты периодизации истории
Проблемы антропогенеза и социогенеза. Теории происхождения человека
Родовая община
Присваивающее и производящее хозяйство
Переход от первобытности к цивилизации
Переход к социально-стратифицированному обществу. Типы цивилизаций в древности
Эпоха ранней Древности (конец IV - конец II тыс. до н. э.)
Древний Египет
Шумеро-Аккадский период
Ассирия и Вавилон во II тыс. до н. э.
Первые цивилизации на территории Индии и Китая
Возникновение мировых держав
Персидская держава Ахеменидов
Парфия
Индия
Китай (рубеж I-II тыс. до н. э.)
Поздняя Древность (первая половина I тыс. н. э.)
Китай (первая половина I тыс.н. э.)
Сасанидская держава (первая половина I тыс. н. э.)
Индия (первая половина I тыс. н. э.)
Греция в крито-микенский и гомеровский периоды
Греция в архаический, классический периоды. Социально-экономическое развитие в VIII-VI вв. до н. э.
Великая колонизация: причины, ход, основные направления, последствия для греков и туземного населения
Раннегреческая тирания и её роль в становлении полисного строя. Типы полисов
Эпоха эллинизма в Греции
История Древнего Рима
Древний Рим в царскую эпоху
Раннереспубликанский период в Риме
Расцвет Римской республики
Рим в эпоху гражданских войн
Принципат в Риме
Доминат в Риме
Все страницы