Курс: Общая характеристика гражданского права - Понятие и система гражданского законодательства
Страница 8 из 74
Понятие и система гражданского законодательства
Законодательство Российской Федерации включает в себя правовые акты органов законодательной и исполнительной власти, основывающиеся на исходных началах российского права, закрепленных в Конституции РФ и отражающих принципы рыночной экономики.
Конституция РФ обладает высшей юридической силой по сравнению с другими правовыми актами. В ней содержатся основополагающие для гражданско-правового регулирования нормы. Это нормы, определяющие формы и содержание права собственности, параметры правоспособности, право граждан на занятие предпринимательской деятельностью и т.д.
Особое место в системе гражданского законодательства принадлежит Гражданскому кодексу. Оно выражается в том, что «нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, – отмечено в п. 2 ст. 3 ГК, – должны соответствовать… Кодексу».
Понятие «гражданское законодательство», используемое в Кодексе, включает в себя только ГК и иные федеральные законы. Однако, гражданско-правовое регулирование указанными актами не исчерпывается. Наряду с ними соответствующие отношения регулируются (а в некоторых случаях защищаются) актами Президента, Правительства, а также министерств и иных Федеральных органов исполнительной власти. При этом ГК определяет сферу действия каждого из этих актов и его юридическую силу.
ГК дает основания сделать вывод, что указ Президента РФ, не противоречащий Кодексу или другому Федеральному закону, может быть принят по любому вопросу, который входит в компетенцию Президента РФ, очерченную ст. 80-90 Конституции, при условии, если в Кодекс (или ином Федеральном законе) нет указания на то, что соответствующий вопрос может быть урегулирован только законом.
Постановления Правительства РФ могут быть приняты лишь на основании и во исполнение Кодекса и иных законов, а также указов Президента РФ (п. 4 ст. 3 ГК). В Кодексе иногда содержится прямая отсылка к такого рода актам Правительства: издавать в случаях, предусмотренных законом, правила, которыми должны руководствоваться стороны при заключении и исполнении публичных договоров. Имеются в виду правила, принимающие формы типовых договоров, положений и т.п.
Нормативные акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан, а также любые (в том числе и относящиеся к предпринимательской деятельности) межведомственные акты подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ и такому же обязательному опубликованию не позднее 10 дней после регистрации.
Акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий как не вступившие в силу. По этой причине они не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих отношений, для применения каких бы то ни было санкций к гражданину, должностному лицу или организации за невыполнение содержащихся в них предписаний.
Нормативные акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации вступают в силу с момента их официального опубликования в газете «Российские вести». Такое опубликование должно последовать не позднее 10-и дней после государственной регистрации акта. Независимо от вида акта включенные в него нормы принимают однуиз двух форм. Они могут быть либо императивными, т.е. безусловно обязательными для сторон регулируемого ими отношения, либо диспозитивными. Последние предоставляют сторонам полную свободу выбора определенного варианта (определенной модели) поведения и носят соответственно только запасной характер: они становятся обязательными для сторон лишь в случае, если стороны не воспользуются предоставленным им правом самим моделировать поведение.