Курс: Профессионально-нравственная культура аудитора - Понятие нравственной культуры. Основные элементы профессионально-нравственной культуры аудитора

Понятие нравственной культуры. Основные элементы профессионально-нравственной культуры аудитора

Термин «нравственная культура» образовался на базе двух понятий: «нравственность» и «культура». Что такое мораль и нравствен­ность, было уже рассмотрено в предыдущих статьях. А на понятии «культура», ко­торое является более широким по содержанию, стоит остановиться под­робнее. Само слово «культура», как известно, происходит от латин­ского «cultura», что в переводе на русский означает возделывание, обработка, совершенствование, образование, воспитание. Субъ­ек­том культуры, ее носителем являются как общество в целом, так и его структурные образования: нации, классы, социальные слои, профессиональные общности и каждый человек в отдельности. И во всех этих случаях культура выступает как качественная харак­теристика, степень совершенства любой сферы человеческой жизнедеятельности и самого человека. Человек является субъек­том и объектом культуры. Специфика нравственной культуры заключается в том, что она раскрывает качественную сторону человеческой дея­тельности, показывая, насколько органично последняя выступает реализаци­ей творческих потенций человека, насколько эта деятельность соответствует определенным требованиям и нормам. Нравственная культура личности – показатель того, насколько глубоко и органично требования морали воплотились в поступки человека.

Уровень нравственного развития общества и личности может быть разным: высоким или низким, поскольку степень усвоения нравственных ценностей, выработанных обществом, и в особен­ности их реализации на практике в разное время, различна. Когда эта степень, этот уро­вень высоки, мы говорим о высокой нравственной культуре об­щества и наоборот. Сейчас, в переходный период, нравственное здоровье нашего общества и многих его граждан внушает серьез­ные опасения. Эгоизм в личных отношениях активно теснит кол­лективизм и гуманизм. Нравственная культура как общества, так и отдельных людей заметно снизилась.

В структурном отношении нравственную культуру личности можно рассмат­ривать исходя из различных оснований, добиваясь таким образом всесторонности, ибо только это, при прочих равных условиях, избавит нас от серьезных ошибок. С точки зрения соотношения духовного и практиче­ского в ней с полным основанием можно выделить следующие уровни: теоретический или рацио­нальный, чувственно-психологический и деятельностный. Таким образом, можно с основанием утверждать, что нравственная культура – это духовный потенциал личности в действии.

Нравственную культуру личности можно представить и как единство внут­ренней и внешней культуры. Под внутренней культурой пони­мается духовное богатство личности, ее знания и чувства, убежде­ния и взгляды, ее мировоззрение и жизненные идеалы, принци­пы, целенаправленность и т.п.; под внешней – степень и форма их реализации в повседневной деятельности, внешний облик, культура межличностного общения и отношений, культура поведения, определенные умения, навыки и приемы поведения, этикет. Межличностные отношения – система установок, ориен­таций, стереотипов и т.п., через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Культура поведения – совокупность форм повседневного поведения человека, в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения. Этикет – совокупность правил и навыков поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям.

Культура как данность единства в то же время многоэлементна, многогранна. Она не есть какая-то отдельная сторона жизни общества или индивида. Это нечто целое, рассматриваемое под определенным углом зрения, а именно – со стороны развития человека как субъекта деятельности. Культура представляет собой проявление сущности человека во всех сферах жизни: материальном производстве, социально-политической, духовной и других ее областях. И хотя человек может действовать в какой-то определенной сфере жизни, он тысячами нитей связан с другими ее сферами в качестве субъекта или объекта деятель­ности. Его культура в определенном смысле выступает как свое­образное единство культур: политической, правовой, нравствен­ной, эстетической и, само собой разумеется, профессиональной.

Перечисленные структурные элементы культуры, за исключе­нием профессиональной, можно объединить понятием общей культуры, хотя какие-то ее составляющие несомненно входят и в содержание культуры профессиональной. В узком смысле слова под общей культурой понимается личностный уровень общего образования, владения языком, общетехнической подготовки, пове­дения, физического развития, проявляющийся интегративно в общей культуре, ценностных ориен­тациях, деятельности и об­щении.

Общая культура вбирает в себя все то, без чего человеку нель­зя жить в социокультурной среде. Она представляет собой опре­деленный уровень развития сущностных сил человека, прояв­ляющийся в знаниях, навыках, умениях, привычках, качествах, необходимых человеку в повсе­дневной жизни. Это, наконец, уро­вень воспитанности человека, его умение должным образом вести себя как в профессиональной среде, так и вне ее.

Именно эта культура имеет важное значение для профессии аудитора. Она проявляется буквально во всем: в моральных воззрениях, на работе, в быту, в организационно-управленческой деятельности, в общении аудиторов в своем коллективе и с клиентами.

Деление культуры на профессиональную и другие структур­ные элементы относительно. Бывает, что профессиональная культура совпадает с каким-то конкретным элементом общей культу­ры. Например, для политического деятеля профессиональной культурой является его политическая культура, для юриста – правовая культура, для аудитора – его профессиональная компетентность. Но всех случаях неотъемлемым элементом общей и профессиональной культуры является куль­тура нравственная.

Таким образом, нравственная культура – это характеристика личности челове­ка с точки зрения ее целостного нравственного развития, сознания и поведения, а также совокупность нравственных качеств (черт), присущих людям определенного общества, класса, социальной группы, профессии, характеризующих уровень их нравственного сознания и поведения. Она включает в себя нравст­венные знания, чувства и убеждения, потребности, нравственные качества и навыки поведения, этикет­ные нормы, которые проявляются в отношениях с другими людьми. Если, например, в политической культуре человека вы­ражается его отношение к государственному и общественному строю, политическим партиям и движениям, к функционирова­нию властных структур и т.п., а эстетическая культура личности характеризует ее отношение к природе, обществу, самому челове­ку, к искусству с точки зрения прекрасного и безобразного, то нравственная культура той же личности реализуется в ее отноше­нии к другим людям, в повседневном общении с ними, базируясь на таких нравственных ценностях, как добро, долг, достоинство, честность, честь, совесть, справедливость.

Остановимся более подробно на структуре и содержании нравственной культуры личности: культуре нравственного созна­ния, культуре нравственных отношений и культуре общения. Безус­ловно, нравственная культура характеризуется определенным уровнем и содержанием нравственных знаний и чувств, убежде­ний, потребностей, нравственных качеств и норм поведения, при­вычек и навыков. Другими словами, нельзя говорить о нравственной культуре без соответствующего раз­вития морального сознания. Сознание моральное – форма общественного сознания, фиксирующая в себе изменяющиеся нравственные отношения и представляющая собой субъективную сторону нравственности.

В моральном сознании личности можно вычленить два уровня: теоретический (рациональный) и психологический (чувственный). Оба они тесно связаны между собой, воздействуют друг на друга и позволяют наиболее полно и глубоко, умом и сердцем оценивать социальные явления с позиций добра и зла и воздействовать на поступки и дела человека с этих же позиций. Тем не менее было бы ошибкой не замечать различий между ними.

Содержанием теоретического или рационального уровня морального сознания являются эти­ческие знания, взгляды и идеалы, принципы и нормы, нравственные потребности. Содер­жание этого уровня морального сознания формируется целе­устремленно как соответствующими общест­венными государ­ственными институтами (детсадом, школой, вузом, профессиональный аудиторским коллективом), так и усилиями самой личности. Элементы данного уровня более устойчивы, они теснее связаны с политическим и правовым сознанием. Они более глубоки и основательны, ибо отражают наиболее существенные связи, закономерности, тенденции мо­ральной жизни общества. Именно в силу этого они могут контро­лировать и ориентировать, сдерживать нравственные чувства и эмоции личности.

Этические знания – это знания о сущности, содержании и структуре морали, ее происхождении и закономерностях развития, ее социальной роли. Чем они обширнее и глубже, тем более обосно­ванно человек может осуществить моральный выбор. Этические взгляды и принципы, моральные потребности лич­ности – плод глубокого осмысления социальной жизни с точки зрения нравственных категорий добра и зла, долга, чести и досто­инства, совести и т.п. Моральный идеал личности – это свое­образная персонификация общественного идеала при активном воздействии нравственных чувств. «Идеал – это путеводная звез­да, – говорил Л.Н. Толстой. – Без нее нет твердого направления, а нет направления – нет жизни».

Моральные потребности, являясь, как и убеждения, ре­зультатом деятельности ума и сердца, становятся важной целью передаточного механизма от нравственного сознания к нрав­ственному поведению. Культура моральных потребностей – стремление личности бескорыстно выполнять свой гражданский и профессиональный долг, постоянно соблюдать требования общественной морали и профессиональной этики. Чем более возвышенный характер носят нравственные потребности, тем выше уровень нравственных качеств, профессионально-этический потенциал личности.

Как было отмечено выше, вторым уровнем морального сознания является психологический, или чувственный, уро­вень. Иногда его называют уровнем обыденного морального сознания. Он включает в себя богатый спектр моральных чувств, эмоций, симпатий и антипатий, представлений о нрав­ственном и безнравственном, моральных правил, нравов, обы­чаев и т.д., выработанных и закрепленных личностью в про­цессе жизненного опыта. Это своего рода первоэлементы мораль­ного сознания. Они формируются стихийно в процессе повседневной жизни. В чувствах, эмоциях, симпатиях и анти­патиях эмоционально и непосредственно происходит формиро­вание нравственной позиции личности. Иногда это проявляет­ся очень импульсивно: человек радуется или гневается, плачет или смеется, впадает в прострацию, замыкается, а иногда, как говорится, дает волю рукам. Моральные чувства весьма многочисленны и классифицируются по самым разным осно­ваниям. Одни делят их по жизненной сфере проявления: мо­рально-политические, морально-трудовые, морально-боевые, собственно моральные. Другие сводят в три группы: ситуатив­ные, интимные и чувства общественного переживания. Третьи их классифицируют, исходя из глубины переживаний. Все эти и другие подходы имеют право на жизнь, ибо помогают более глубоко и всесторонне познать их сущность и социальную роль.

Например, интимные чувства – это чувства любви, дружбы, верности, ненависти или предан­ности и т.п. Они возникают в отношениях к другим людям, в них выражаются симпатия и ан­типатия, приязнь и неприязнь. Дружба и товарищество – безусловно интимные чувства. Дружба и товари­щество, прошедшие через тяжелые испытания, трудные времена, когда и «хлеба горбушку и ту пополам», когда складывалась ситуация: «сам погибай, а товарища выручай», остаются на всю жизнь.

Совсем иной характер имеют чувства общественного переживания. Они, по сути дела, явля­ются гражданскими чувствами, ибо в них отражаются отношения не столько к другим людям, сколько к явлениям большого граж­данского звучания: это чувство патриотизма и интернациона­лизма, социальной справедливости и солидарности, национальной гордости и т.д. Они сложны по своему содержанию и многообразны по своему проявлению и представляют своеобразный сплав лич­ного и общественного. Следует подчеркнуть также, что в отли­чие, например, от интимных чувств, которые подвижны, дина­мичны, чувства гражданские более устойчивы, ста­бильны и не подвержены воздействию малосущественных, пре­ходящих факторов.

Моральные чувства, в отличие от этических знаний, непо­средственно отражают те или иные стороны реальной действи­тельности и порой оказывают существенное влияние на дела и поступки человека. Человек с хорошо развитой системой чувств безусловно богаче рационального сухаря. Но верно и другое: жить только чувствами нельзя. Они должны неизбежно контролиро­ваться разумом. Иногда просто необходимо «наступить на горло собственной песне». Люди, не умеющие сдержать себя, импуль­сивные, действующие порой в состоянии аффекта, как правило, сожалеют о содеянном.

Однако на этом основании нельзя недооценивать положи­тельной роли моральных чувств. Они обладают огромной побудительной силой. Моральные чувства человека – это его богатст­во. Но таковыми они становятся, если они окультурены, управ­ляемы. Культура моральных чувств непо­средственно говорит о глубине нравственной воспитанности человека, его нравст­венной культуре. Скудость и низкий уровень культуры моральных чувств – причина многих жизненных неурядиц, не­удач, а то и трагедий. Часто именно это обстоятельство ведет к эгоцентризму, создает вокруг человека атмосферу непонима­ния, пустоты. И наоборот: человек с развитой культурой чувств – это уважаемый человек, он коммуникабелен, корректен, лоялен, с ним интересно и комфортно, с его мнением считаются, на него равняются в своем поведении.

Моральные чувства, помноженные на теоретические элемен­ты морального сознания, прояв­ляются и, многократно реализуясь в поступках, в конце концов закрепляются в человеке как его нравственные качества. Нравственные качества – это целостные духовно-практические образо­вания, проявляющиеся в самых раз­ных сферах человеческой жизнедеятельности. В Кодексе ауди­торов специально рассматриваются этические аспекты работы профессиональных аудиторов, которые являются сотрудниками организаций, предоставляющих бухгалтерские и аудиторские услуги. Аудиторы должны быть лояльны по отношению к работодателю, а также по отношению к коллегам, причем иногда между этими обязательствами может возникать конфликт, который может быть успешно разрешен в зависимости от того, какими нравственными качествами обла­дает тот или иной аудитор.

Можно порекомендовать аудиторам в этих случаях проверять соответствие соей деятельности критериям принципа независимости, изложенным в Кодексе этики или аналогичных документах российских профессиональных аудиторских объединений. Существующее российское законода­тельство не содержит каких-либо запретов или ограничений для аудиторских организаций, в зна­чительной степени зависящих от одного или группы взаимосвязанных клиентов (например членов одного и того же холдинга). В то же время у нас достаточно часто встречаются «карманные» ауди­торские фирмы, специально созданные при конкретном клиенте или группе клиентов, и проблема независимости таких аудиторов стоит очень остро.

Аудитор должен предоставлять профессиональные услуги в соответствии с применимыми техническими и профессиональными стандартами. Он обязан тщательно и умело выполнять инст­рукции клиента или работодателя в той мере, в какой такие требования совместимы с требова­ниями в отношении порядочности, объективности и в определенных случаях (проведение обяза­тельного аудита либо оказание других услуг, предполагающих предоставление по их результатам выводов или отчетов третьим лицам) – независимости. Порядочность предполагает не просто честность аудитора, но еще справедливое ведение дел и правдивости. Принцип объективности налагает на аудиторов обязательство быть справедливыми, интеллектуально честными и не иметь конфликтов интересов. Аудиторы сталкиваются с ситуациями, которые предполагают оказание на них возможного давления. Такого рода давление может повлиять на их объективность. Нельзя описать все ситуации, в которых возникает такое давление, и дать предписание на все подобные случаи. При установлении стандартов для выявления отношений, которые могут или по видимости могут нанести ущерб объективности аудитора, следует руководствоваться здравым смыслом. Нужно избегать отношений, которые допускают предвзятость, небеспристрастность или влияние других лиц в ущерб объективности.

Принято выделять четыре группы нравственных качеств: мо­рально-политические, морально-трудовые, собственно моральные и профессионально-нравственные. Если первые три группы обна­руживаются практически у всех граждан, то последняя присуща представителям определенных профессий, к которым относятся и аудиторы.

Важным структурным элементом нравственной культуры лич­ности является культура нравст­венных отношений. Нравственные отношения есть особый вид общественных отношений, которые практически не существуют в чистом виде, но являются составной частью любых человеческих отношений, поддающихся нравствен­ной оценке. Нравственные отношения – это своеобразная связь между моральным сознанием и нравственным поведением. Сна­чала они формируются в соз­нании личности, а обнаруживают себя в конечном счете в нравственном поведении. Нравственные отношения – это, по сути, процесс перехода моральных побужде­ний в моральное действие. Нрав­ственные отношения принято классифицировать по содержанию, по форме и, наконец, по спо­собу связи между людьми. По содержанию можно указать на нравственные отношения, существующие в системе экономиче­ских, политических, правовых, профессиональных, семейно-брачных и т.п. отношений. И во всех случаях они характеризуют именно нравственную сторону этих отношений: любовь к Родине, честность и порядочность в финансовых расчетах, чувство чес­ти и профессио­нальной гордости и т.д.

Форма нравственных отношений зависит от того, каким обра­зом выступает перед человеком нравственное требование, на­сколько обобщенный или конкретизированный характер оно имеет. Соответственно различным видам нравственного требова­ния отношение индивида к обществу каждый раз принимает осо­бый характер. Помимо этого нравственные требования проявля­ются также в таких моральных категориях, как долг, честь, досто­инство, совесть и т.д.

Наконец, следует сказать и о способах связи между людьми в процессе нравственных отно­шений. Нравственные отношения всегда предполагают как минимум отношения между двумя субъ­ектами, но в действительности они, как правило, всегда много­сторонни. Нравственные отно­шения – это поистине интегри­рующий элемент морали, ее ведущее звено. Они соединяют вое­дино сознание и деятельность, играют решающую роль в регули­ровании отношений между людьми вообще. В нравственных от­ношениях наглядно проявляется их поведенческий, практический характер.

Из чего же складывается нравственная культура аудитора? Это, прежде всего, система нравст­венных ориентации, характеризующаяся наличием доминанты (она обусловлена профессиональной деятельностью), которая определяет харак­тер всех остальных элементов и связей между ними. Эта сис­тема элементов нравственной культуры аудитора разверты­вается, реализуется, включается в поступки в процессе его профессионального взаимодействия и общения. Поскольку нравствен­ность является неотъемлемой частью культуры общества и функционирует в соответствии с обще­культурными законами, есть смысл кратко остановиться на проблеме сущности культуры.

Рассмотрим три аспекта сущности культуры – аксиологический, технологический и творческий.

Представители аксиологической концепции куль­туры справедливо считают, что ценности имманентно присущи культуре, в ценностях культуры проявляет­ся социальная природа продуктов деятельности человека. При этом абсолютизируются готовые продукты человеческой деятель­ности, принижается роль творческой активности субъекта. Сторонники технологического подхода, выступая против аксиологической концепции, включают в содержание культуры наряду с субстанциаль­ными и функ­циональные характеристики: культура – это внебиологический способ деятельности людей, протекающий на основе средств и механизмов, через которые она мотивируется, коорди­нируется, направляется и реализуется. В технологию культуры входят как орудия и средства общественного производства, так и нормы, идеалы, обычаи, стереотипы поведения, мировоззрен­ческие уста­новки, посредством которых регулируется поведение людей в процессе достижения социальных целей и идеалов. Такой под­ход оправдан, однако его главный недостаток в том, что внут­ренняя структура культуры не систематизирована в иерархи­ческом порядке, в ее содержании все рядоположено. Творческая концепция культуры трактуют культуру как саморазвитие сущно­стных сил человека, в ее содержание вхо­дит все то, что способствует универсальному, целостному, все­стороннему развитию личности в процессе социально значимой творческой деятельности. При этом нормы и регламентации, теории, за­коны, канонизированные тексты и символические конст­рукции – все это лежит за пределами культуры, т.е. технологическая сторона выпадает из ее содер­жания.

Если же синтезировать все рациональное из этих концепций, то появляется возможность рас­сматривать культуру в единстве аксиологического, творчески-преобразующего и технологиче­ского элементов ее содержания. Применительно к специфике нравственной культуры высшие ценности – это идеалы и цели человеческой деятельности, тех­нология – принципы и нормы (под­чиненные ценности), в соот­ветствии с которыми она осуществляется, а творческая актив­ность – преобразующая сила, моральное творчество и мораль­ное освоение мира, его совершенствование. Последняя зависит от соот­ношения первых двух. Такой подход позволяет рассматривать моральное сознание и нравственные отношения в органиче­ском единстве, практическое доведение и сознание как опреде­ленную целостность.

Назовем наиболее важные из элементов этой целостности.

Культура этического мышления – способность верно осу­ществлять моральный выбор, осно­вываясь на осознании этической ценно­сти морального должного.

Культура моральных убеждений – содержание пред­ставлений и ценностей индивидуального морального сознания, которые определяются моральным должным.

Культура морального чувства – способность испыты­вать удовлетворение (неудовлетворение) от всех составляющих нравственного поступка: морального мотива, цели, средств ее достижения, нравственного результата.

Культура нравственного поступка – это способность личности действовать в соответствии с нрав­ственной программой (основанной на моральных знаниях, убеж­дениях и чувствах), в которой сочетаются конкретные цели с перспективными моральными целями. Для аудиторов подобная программа во многом определяется нормами и принципами их профессиональной этики. Моральные принципы – принципы, которые раскрывают в общей форме содержание той или иной моральной системы, выражают требования, касающиеся назначения, смысла и характера взаимоотношений между людьми. Они дают общее направление нравственной деятельности в профессиональной сфере и служат основанием для частных норм поведения аудиторов.

В этой связи вполне обоснованно можно говорить о профессионально-нравственной культуре аудитора, слагаемыми которой выступают перечисленные выше элементы. Доминантой этой культуры является профессиональная компетентность аудитора, которая «пронизывает» собой все другие элементы ее. Разумеется, одной только профессиональной компетентности для обеспечения этичных действий мало, поскольку она может быть использована и в аморальных целях. Поэтому она должна рассматриваться во взаимосвязи с этими элементами. Так, в Кодексе этики МФБ под­черкнута важность соблюдения аудиторами этических требований. При этом для профессии бух­галтеров (и аудиторов) характерны некоторые определенные черты, в том числе:

- владение определенными знаниями и навыками, приобретенными в ходе получения образо­вания и специальной подготовки;

- приверженность представителей профессии общему кодексу ценностей и поведения;

- осознание своего долга перед обществом.

Навыки – действия, которые аудитор настолько усвоил в процессе специальной подготовки, что начал осуществлять их более или менее автоматизированно. В отличие от привычки, которая включает потребность и склонность человека к действию, навыки касаются технической стороны его деятельности и лежат вместе со знаниями в основе умений. Привычки – укоренившиеся в психике способы поведения, которые проявляются в виде однотипных действий человека, повто­ряющихся в сходных ситуациях. В нравственной деятельности посредством навыков может регу­лироваться выбор способов, путей, средств действия. Добросовестное отношение аудитора к труду, например, предполагает не только готовность его служить обществу и интересам своей профессии, но и выбор наиболее эффективных приемов и методов своего труда, умение выполнять требуемые профессиональные операции, т.е. быть профессионально компетентным.

В Кодексе МФБ сказано: «профессиональные бухгалтеры не должны делать вид, что они имеют опыт или экспертные знания, которыми они в действительности не обладают». Аудитору не следует никого вводить в заблуждение в отношении особенностей своей квалификации. Вместе с тем, аудитору следует браться только за ту работу, выполнить которую ему позволяют его лич­ностные качества. То есть речь идет о профессионально-нравственных качествах личности аудитора. Профессиональная компетентность включает две фазы: достижение уровня профессиональной компетентности и совершенствование уровня профессиональной компетентности.

Достижение уровня профессиональной компетентности требует выполнения изначально высоких требований в отношении общего образования, за которым должны следовать специальное образо­вание или подготовка, повышение квалификации и проведение экзаменов по соответствующим дисциплинам, а также практическая работа по специальности. Все это должно стать обычным спо­собом получения профессии аудитора. Отметим, что здесь требования Кодекса этики МФБ нахо­дятся в полном соответствии с требованиями действующего российского законодательства.

Для поддержания уровня профессиональной компетентности необходимо постоянно следить за развитием своей профессии, в том числе за национальными и международными положениями о бухгалтерском учете и аудите, за иными соответствующими законодательными требованиями, нормативными актами. Аудитор должен действовать так, чтобы обеспечить контроль качества при предоставлении профессиональных услуг согласно применимым национальным и международным положениями. Требования постоянного поддержания и повышения квалификации также преду­смотрены российским законодательством.

Аудиторской орга­низации предписано заботиться о высоком уровне квалификации сотрудни­ков – аудиторов, экспертов и привлекаемых специалистов. Для этого должны быть предусмотрены спе­циальные кадровые про­цедуры. Штатное расписание организации может иметь многоступенча­тую структуру с обязательным описанием предъявляемых к специали­стам квалификационных требо­ваний. Это позволяет наделить специали­стов должностными обязанностями в соответствии с уровнем их квали­фикации и четко определить перспективы служебного роста.

Целесообразно проводить квалификационные экзамены для лиц, принимаемых на работу. Экзамены (например тестирование по вопро­сам бухгалтерского учета, налогообложения, аудита и права) могут про­ходить в несколько этапов. На первом этапе проводится общее тестиро­вание для определения уровня знаний претендента и, соответственно, диапазона должностей, на которые он может претендовать. Поэтому в общий тест должны быть включены группы вопросов различной степе­ни сложности. При оценке ответов следует установить границы мини­мальных знаний для каждого уровня. На втором этапе можно прибегнуть к углубленному тестированию в целях опре­деления уровня знаний для каждой конкретной должности. Углубленное тестирование возможно и на первом этапе для лиц, претендующих только на определенные долж­ности, например на долж­ность ведущего специалиста.

Степень владения этическими знаниями целесообразно проверять посредством письменного опроса. Вопросы следует ставить таким образом, чтобы при ответе пре­тендент смог проявить широту кругозора, способность обосновывать свою точку зрения. Другими словами, важно задавать вопросы, на которые нет однозначных ответов, где возникает моральная проблема выбора. При оценке ответов на письменные вопросы нужно учитывать способность к анализу ситуации, умение мыслить диа­лектически.

В современных условиях аудиторские фирмы разрабатывают такие меры, как разработка этических нормативов применительно к своей организации, обучение этичному поведению. Этические нор­мативы – система требований, охватывающих общие принципы, ценности и правила этики, которых, по мнению организации, должны придерживаться ее работники. Этические нормативы разрабаты­ваются для формирования целей аудиторской фирмы, создания нормальной этической атмосферы и определения рекомендаций по принятию решения. Обычно аудиторские фирмы доводят этические нормативы до своих работников в письменном виде, некоторые из них создают рабочие группы по этическим нормативам. На первое место ставятся такие требования к уровню профессионально-нравственной культуры аудиторов, как порядочность и надежность в деле.

Итак, к основным элементам профессионально-нравственной культуры аудитора относятся: про­фес­сиональная компетентность культурно-моральных потребностей, культура этического мышления, культура моральных убеждений, культура морального чувства, культура нравственного поступка. Все они находятся в диалектической взаимосвязи и взаимодействии и не проявляются в обособ­ленном, чистом виде. Механизмом их реализации в практической деятельности выступают навыки и привычки. Навыки и привычки, в совокупности с объемом специальных знаний, составляют основу профессиональной компетентности аудитора. Профессионально-нравственная культура аудитора реализуется также через этику и психологию, этикет его деловых отношений. Профессиональная компетентность аудитора, которая выступает в качестве доминанты его профессионально-нравст­венной культуры, непосредственно связана с проблемными ситуациями морального выбора.



Индекс материала
Курс: Профессионально-нравственная культура аудитора
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Понятие нравственной культуры. Основные элементы профессионально-нравственной культуры аудитора
Профессиональная компетентность аудитора и проблемные ситуации выбора
Основные проблемы делового общения
Понимание как психологическая основа этики и культуры деловых отношений
Процедуры и методы профессионального общения аудитора
Понятие этикета. Этикет и нравственная культура
Деловой этикет как проявление профессионально-нравственной культуры аудитора
Соблюдение аудитором правил служебного этикета
Факторы – показатели профессионально-нравственной деформации и ее основные причины
Основы, на которых строится профессионально-нравственное воспитание аудиторов
Нравственное самовоспитание аудиторов как фактор развития личности аудитора
Методы самопознания и нравственного самовоспитания
Все страницы