Курс: Профессионально-нравственная культура аудитора - Понятие этикета. Этикет и нравственная культура |
Страница 8 из 14
Понятие этикета. Этикет и нравственная культура Как уже говорилось, этикет представляет собой определенную совокупность правил и навыков поведения, которые касаются внешнего проявления отношения к людям. Нормы и правила этикета – это наставления по конкретным формам поведения в обществе. Соблюдение их делает общение людей гораздо более приятным, чем при нарушении этих норм или вообще пренебрежении ими. Следовательно, одной из важнейших функций этикета является превратить «высшую роскошь человеческой жизни» (так определял Сент-Экзюпери общение людей) в подлинную радость, которая бы обогащала их эстетически и нравственно, способствовала их духовному и интеллектуальному росту, отвечала потребности уважения достоинства личности в сфере ее профессиональной деятельности. Сословный характер этикета был четко обозначен при его возникновении. Поскольку знанием этикета характеризовались лишь придворные и лица, приближенные ко двору, то уже одно это обстоятельство было своеобразной «этикеткой», обозначающей принадлежность данной персоны к высшей касте. Цель и смысл соблюдения этикетных правил заключались в возвеличивании царствующей особы путем воздаяния ей особых знаков почтения и преклонения. Этикет также был необходим для закрепления сословного деления общества, поскольку с его помощью закреплялась иерархическая зависимость «низших» от «высших», причем предписания этикета для «низших» зачастую носили унизительный и оскорбительный характер, подчеркивали социальное неравенство, зависимость человека от произвола и прихотей вышестоящих. Так, к трону правителя в ряде восточных стран полагалось подползать лишь на коленях, лакею в ресторане подгулявшие купчики могли вымазать лицо горчицей, высший чиновник в ответ на подобострастный поклон подчиненного в знак особого к нему расположения подавал ему... палец. Литература прошлого сохранила немало примеров подобных «правил хорошего тона». Не ходя далеко за примерами, вспомним, что «низший (!) чин» обязан был называть офицера «Ваше благородие», а тот ему в ответ снисходительно ронял «братец», а то и попросту «верблюд», «сундук» или же, если «благородие» было не в духе: «ска–атина!». В классово-расслоенном обществе (особенно в помещичье-феодальном) этикет служит своеобразной знаковой системой, выделяющей определенные сословия из общей массы «простого народа». Этикет настолько прочно входил в жизненный обиход высших классов, что становился своеобразной визитной карточкой. Его несоблюдение, пусть даже по причине незнания, могло стоить человеку карьеры, а иногда и жизни. Л.Н. Толстой в своей автобиографической трилогии дает яркую характеристику всех тех предрассудков, которые были присущи представителям аристократии первой половины XIX в. по отношению к людям, чьи манеры не соответствовали этикету. Следует подчеркнуть, что в этикете получает свое выражение: – уровень духовной культуры личности, тонкости ее душевной организации, ее интеллигентности, ее доброго отношения к людям и, соответственно, ее право на самоуважение (ибо, как справедливо заметил Сервантес, «ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость»); – уровень духовной культуры общества (ибо в нем сохраняются традиционные формы общения и обращения людей друг к другу, включающие в себя культуру общественных отношений); – уровень материальной культуры общества (что особенно находит свое проявление в сфере быта и досуга, поскольку здесь в достаточно экономически и индустриально развитом обществе появляется большое разнообразие предметов и средств для удовлетворения потребностей в еде, одежде, отдыхе и т.д., владение которыми вызывает появление новых и более совершенных этикетных норм). Этикет как проявление нравственной культуры. В литературе встречаются три точки зрения по поводу соотношения морали и этикета. 1. Этикет не имеет никакого отношения к морали и является лишь кодексом правил поведения в обществе. Как уже указывалось, такое понимание этикета имело место при его возникновении. С этих позиций этикет рассматривался как определенный канон поведения, имел строго нормативный характер, однако был исключительно формальной стороной отношений между людьми. Несоблюдение этикета служит здесь признаком невоспитанности, но не безнравственности. 2. Этикет отождествляется с моралью и полностью сливается с ней. Соблюдение или несоблюдение этикета при этом рассматривается как нравственное или безнравственное поведение. Этикет становится синонимом чести. Его несоблюдение становится равноценно оскорблению, неуважению достоинства личности. Этот взгляд на этикет был особенно распространен в дворянских кругах. Нарушение этикета служило одной из наиболее частых причин дуэлей и приводило даже к конфликтам между государствами. Полезно вспомнить, как английский писатель-сатирик Джонатан Свифт высмеял это отношение к этикету в своей знаменитой книге «Путешествие Гулливера», где королевство Лилипутия объявило войну королевству Блефуску только за то, что там разбивали яйца с другого конца. 3. Поскольку и этикет и мораль имеют своим предметом регуляцию человеческих отношений, то они обладают определенной общностью, но вместе с тем каждое из этих явлений обладает своей собственной спецификой. Этикетные правила возникают на основе нравственных и эстетических норм и принципов, определяющих содержание и формы человеческого общения. При этом мораль относится преимущественно к содержанию, а этикет – к форме этого общения. И поэтому особую ценность представляет личность, не только обладающая хорошими манерами, тактом и умением вести себя в обществе, но и гармонически их сочетающая с духовной красотой и высокой нравственностью. Этой точки зрения придерживается большинство отечественных авторов. В отличие от морали, где мотив и выбор действия представляют подчас значительную трудность, требуют глубоких размышлений и анализа обстоятельств, правила этикета однозначны, традиционны и, в принципе, могут выполняться автоматически. Вместе с тем и они подвержены изменениям, могут устаревать и, что еще более важно, варьироваться у различных классов и социальных групп. Иными словами, при изучении этикета, как и любого общественного явления, следует не забывать требований принципа историзма, а также диалектику общего и частного, стабильного и изменчивого. Так, например, у нас в стране приветствуют, придерживаясь следующих правил этикета: - мужчина первым приветствует женщину; - младший по возрасту – старшего; - младший по должности работник – старшего; - член делегации – руководителя (своей или иностранной); - в момент приветствия во рту не должно быть сигареты и нельзя держать руку в кармане; - нарушением этикета являются шумные, несдержанные приветствия; простой жест, легкая улыбка выражают почтительность и уважение.
|