Курс: Профессионально-нравственная культура аудитора - Понятие этикета. Этикет и нравственная культура

Понятие этикета. Этикет и нравственная культура

Как уже говорилось, этикет представляет собой определенную совокупность правил и навыков поведения, которые касаются внешнего проявления отношения к людям. Нормы и правила этикета – это наставления по кон­кретным формам поведения в обществе. Соблюдение их делает общение людей гораздо более приятным, чем при нарушении этих норм или вообще пренебрежении ими. Следовательно, одной из важнейших функций этикета является превратить «высшую роскошь чело­веческой жизни» (так определял Сент-Экзюпери общение людей) в подлинную радость, которая бы обогащала их эстетически и нравственно, способствовала их духовному и интеллектуальному росту, отвечала потребности уважения достоинства личности в сфере ее профессиональной дея­тельности.

Сословный характер этикета был четко обозначен при его возникновении. Поскольку знанием этикета характери­зовались лишь придворные и лица, приближенные ко двору, то уже одно это обстоятельство было своеобразной «этикеткой», обозначающей принадлежность данной персоны к высшей касте. Цель и смысл соблюдения этикетных правил заключались в воз­величивании цар­ствующей особы путем воздаяния ей особых знаков почтения и преклонения. Этикет также был необходим для закрепления сословного деления общества, поскольку с его помощью закреплялась иерархическая зависимость «низших» от «высших», причем предписания этикета для «низших» зача­стую носили унизительный и оскорбительный характер, подчер­кивали социальное неравен­ство, зависимость человека от произ­вола и прихотей вышестоящих. Так, к трону правителя в ряде восточных стран полагалось подползать лишь на коленях, ла­кею в ресторане подгулявшие купчики могли вымазать лицо горчицей, высший чиновник в ответ на подобострастный поклон подчинен­ного в знак особого к нему расположения подавал ему... палец. Литература прошлого сохранила немало примеров подобных «правил хорошего тона». Не ходя далеко за примера­ми, вспомним, что «низший (!) чин» обязан был называть офи­цера «Ваше благородие», а тот ему в ответ снисхо­дительно ро­нял «братец», а то и попросту «верблюд», «сундук» или же, если «благородие» было не в духе: «ска–атина!».

В классово-расслоенном обществе (особенно в помещичье-феодальном) этикет служит свое­образной знаковой системой, выделяющей определенные сословия из общей массы «простого народа». Этикет настолько прочно входил в жизненный обиход высших классов, что становился своеобразной визитной карточ­кой. Его несоблюдение, пусть даже по причине незнания, могло стоить человеку карьеры, а иногда и жизни. Л.Н. Толстой в своей автобиографической трилогии дает яркую харак­теристику всех тех предрассудков, которые были присущи представите­лям аристократии первой половины XIX в. по отношению к людям, чьи манеры не соответствовали этикету.

Следует подчеркнуть, что в этикете получает свое выражение:

– уровень духовной культуры личности, тонкости ее душев­ной организации, ее интеллигент­ности, ее доброго отношения к людям и, соответственно, ее право на самоуважение (ибо, как справедливо заметил Сервантес, «ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость»);

– уровень духовной культуры общества (ибо в нем сохра­няются традиционные формы общения и обращения людей друг к другу, включающие в себя культуру общественных отноше­ний);

– уровень материальной культуры общества (что особенно находит свое проявление в сфере быта и досуга, поскольку здесь в достаточно экономически и индустриально развитом обществе появляется большое разнообразие предметов и средств для удовлетворения потребностей в еде, одежде, отдыхе и т.д., владение которыми вызывает появление новых и более совер­шенных эти­кетных норм).

Этикет как проявление нравственной культуры.

В литературе встречаются три точки зрения по по­воду соотношения морали и этикета.

1. Этикет не имеет никакого отношения к морали и являет­ся лишь кодексом правил поведения в обществе. Как уже ука­зывалось, такое понимание этикета имело место при его воз­никновении. С этих позиций этикет рассматривался как опреде­ленный канон поведения, имел строго норма­тивный характер, однако был исключительно формальной стороной отношений между людьми. Несоблюдение этикета служит здесь признаком невоспитанности, но не безнравственности.

2. Этикет отождествляется с моралью и полностью сливает­ся с ней. Соблюдение или несо­блюдение этикета при этом рас­сматривается как нравственное или безнравственное поведение. Этикет становится синонимом чести. Его несоблюдение стано­вится равноценно оскорблению, неуважению достоинства лич­ности. Этот взгляд на этикет был особенно распространен в дворян­ских кругах. Нарушение этикета служило одной из наи­более частых причин дуэлей и приводило даже к конфликтам между государствами. Полезно вспомнить, как английский писатель-сатирик Джонатан Свифт высмеял это отношение к этикету в своей знаменитой книге «Путешествие Гул­ливера», где королевство Лилипутия объявило войну королевству Блефуску только за то, что там разбивали яйца с другого конца.

3. Поскольку и этикет и мораль имеют своим предметом ре­гуляцию человеческих отношений, то они обладают определен­ной общностью, но вместе с тем каждое из этих явлений обла­дает своей собственной спецификой. Этикетные правила возни­кают на основе нравственных и эстети­ческих норм и принципов, определяющих содержание и формы человеческого общения. При этом мораль относится преимущественно к содержанию, а этикет – к форме этого общения. И поэтому особую ценность представляет личность, не только обладающая хорошими манерами, тактом и умением вести себя в обществе, но и гармониче­ски их сочетающая с духовной красотой и высокой нравствен­ностью. Этой точки зрения придерживается большинство отечественных авторов.

В отличие от морали, где мотив и выбор действия пред­ставляют подчас значительную труд­ность, требуют глубоких размышлений и анализа обстоятельств, правила этикета одно­значны, традиционны и, в принципе, могут выполняться автома­тически. Вместе с тем и они подвержены изменениям, могут устаревать и, что еще более важно, варьироваться у различных классов и соци­альных групп. Иными словами, при изучении эти­кета, как и любого общественного явления, следует не забывать требований принципа историзма, а также диалектику общего и частного, стабильного и из­менчивого.

Так, например, у нас в стране приветствуют, придерживаясь следующих правил этикета:

- мужчина первым приветствует женщину;

- младший по возрасту – старшего;

- младший по должности работник – старшего;

- член делегации – руководителя (своей или иностранной);

- в момент приветствия во рту не должно быть сигареты и нельзя держать руку в кармане;

- нарушением этикета являются шумные, несдержанные приветствия; простой жест, легкая улыбка выражают почтительность и уважение.



Индекс материала
Курс: Профессионально-нравственная культура аудитора
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Понятие нравственной культуры. Основные элементы профессионально-нравственной культуры аудитора
Профессиональная компетентность аудитора и проблемные ситуации выбора
Основные проблемы делового общения
Понимание как психологическая основа этики и культуры деловых отношений
Процедуры и методы профессионального общения аудитора
Понятие этикета. Этикет и нравственная культура
Деловой этикет как проявление профессионально-нравственной культуры аудитора
Соблюдение аудитором правил служебного этикета
Факторы – показатели профессионально-нравственной деформации и ее основные причины
Основы, на которых строится профессионально-нравственное воспитание аудиторов
Нравственное самовоспитание аудиторов как фактор развития личности аудитора
Методы самопознания и нравственного самовоспитания
Все страницы