Курс: Профессионально-нравственная культура аудитора - Понимание как психологическая основа этики и культуры деловых отношений

Понимание как психологическая основа этики и культуры деловых отношений

Понимание – это способность постичь смысл и значение чего-либо, а также достигнутый благодаря этому результат. Есть и еще одно толкование сущности понимания: вызванное внешними или внутренними воздействиями специфическое состояние сознания, воспринимаемое субъектом как уверенность в адекватности воссозданных представлений и содержаний воздействий. Данное определение более сложно по своей конструкции, но смысл его тот же.

Для понимания характерно ощущение ясности и внутренней связанности рассматриваемых явлений и отношений. Проявления понимания во взаимодействиях многообразны, остановимся сначала на его центральных признаках.

Первичной, элементарной формой понимания является узнавание, то есть отнесение предмета, явления или отношения к той или иной группе, категории.

Более сложное проявление понимания связано с выявлением причины. Применительно к пове­дению человека и его отношения причины могут часто выступать в виде мотивов, то есть того, что побуждает к активности, деятельности. Недаром часто говорят, что понять человека – значит узнать мотивы его поведения.

Еще более сложная форма понимания – определение следствий, к которым могут привести действия, обусловленные той или иной причиной. В этом случае речь идет уже об установлении причинно-следственных связей, то есть некой мысленной модели ситуации – насколько верно она отражает реальность, настолько точны будут и прогнозы возможных последствий.

Еще одно проявление понимания заключается в выяснении логических оснований, из которых следует то, что осмысливается.

Иногда понять что-нибудь – значит установить, как устроена вещь, предмет или явление, из каких частей или элементов они состоят, какие существуют связи между ними. Таково в принципе понимание устройства различных механизмов, строение организмов и пр.

Но особое место в процессах межличностного общения и взаимодействия занимает понимание речи. В дальнейшем мы не раз будем обращаться к данной проблеме, а сейчас остановимся на некоторых важных моментах. В понимании речи важно установить не только смысл и значение сказанного, но и скрытый подтекст, то есть то, что в буквальном значении сказанного не выражается, но смысл воспринимается. Иногда подтекст называют истинным смыслом, а не декларируемым.

Теперь рассмотрим феномен понимания с процессуальной стороны. Как процесс понимание связано с поиском еще неизвестного субъекту способа объединения в единое целое разрозненных элементов ситуации, вот почему развернутый процесс понимания обязательно содержит гипотезы, сравнения, пробы и даже ошибки. Вообще, он имеет некий итерационный характер, что типично для любого мыслительного процесса, связанного с познанием. Процесс понимания в межличностном общении и взаимодействии обычно начинается с выяснения проблемы или проблемной ситуации. Здесь выявляются противоречия, сопоставляются различные точки зрения, оценивается информация, ее источники. Всему этому дается определенное толкование, нередко имеющее форму догадок, которые являются неким интуитивным предвосхищением результата. Интуиция – непосредственное постижение сути чего-либо без логического обоснования, основанное на предшествующем опыте. Процесс понимания включает в себя последовательное выделение промежуточных элементов или звеньев, «схватывание» их связей. На их основании строятся гипотезы. Для проверки правильности гипотез и догадок имеющуюся информацию соотносят с основными моментами гипотез, догадок. В этом случае «включается» важный психологический механизм – сравнение. Сравнение – необ­ходимая обратная связь, которая предоставляет возможность осуществлять целенаправленный поиск и приводит к пониманию. При этом понимание в процессуальном отношении представляет собой эволюцию от простого, фрагментарного понимания, при котором «понимаются отдельные элементы», к обобщенной адекватной форме.

Первая группа рекомендаций, способствующих повышению эффективности понимания, связана с пониманием слов и речи говорящего. Это – всегда их соотнесение с собственным словарным запасом или собственным информационным фондом. Когда человека в чем-нибудь убеждают, он обычно соотносит сказанное с собственным информационным фондом, где хранится интерпретация многих слов, понятий, терминов. От совпадения информационных фондов общающихся и во многом зависит понимание сказанного.

Существует и проблема понимания, связанная с профессиональным языком. Если в процессе общения часто используется специальная профессиональная терминология, а партнер по общению не принадлежит к данной профессиональной группе, вряд ли можно рассчитывать на быстрое понимание. Заметим, что в последние годы эта проблема стала носить всеобщий характер – из уст средств массовой информации, когда для широкой аудитории комментируются различные события, нередко можно слышать малознакомые многим слова: легитимность, маргинал, реституция, тре­тейская унция и т.д. То же самое наблюдается и в деловом общении аудиторов. Это серьезно затруднят понимание смысла и значения сказанного. Изъясняться надо проще, чаще использовать «родные» понятия и определения, которые в содержательном отношении ни в чем не уступают инородным. Для примера сравним – «стадиальный перцептогенез» и «фазы восприятия» Что понятней? Естественно второе, а ведь речь идет об одном и том же. К слову сказать, сейчас с развитием рыночных отношений и связанной с этим западной экспансией появилось много «диких» терминов, в основе которых лежат русифицированные английские слова. Например, нередки случаи, когда представляемый Вам человек о себе говорит примерно следующее: «Я являюсь аудитором холдинговой и консалдинговой компании, расположенной в оффшорной экономической зоне». После такого представления, право не знаешь, то ли радоваться такой удаче, то ли сразу вызывать милицию.

На этот счет, правда, имеется и противоположная точка зрения, согласно которой частное употребление профессиональных терминов повышает в глазах слушателей интеллектуальный статус говорящего, а это в свою очередь способствует повышению доверия к сказанному. Это точка зрения дискуссионна, хотя и не беспочвенна, действительно, с такой ситуацией приходится встречаться не так уж и редко. Как выйти из данного противоречия? Можно посоветовать следующий психо­логический прием: когда употребляется специальный малознакомый термин, его надо сразу рас­шифровывать, давать пояснения относительно сущности сказанного. Например, если говорят кон­груэнтный, поясните – «соразмерный, соответствующий, совпадающий», тогда и интеллектуальный статус будет высоким, и речь понятной.

Понимание во многом зависит от того, насколько подробно вы объясните, что надо делать и чего вы хотите. Иными словами, понимание еще зависит от необходимой полноты информации. В этом случае в общении проявляется известный психологический парадокс: чем подробнее Вы объ­ясняете, то есть чем больше тратите времени, тем больше вы его экономите, так как будет меньше переспрашиваний, уточнений и ошибок. Определить, достаточно ли полна информация, можно по количеству уточнений и эмоциональным реакциям собеседника – это надежные обратные связи.

Понимание зависит также и оттого, насколько последовательно и логично излагаются мысли. Непоследовательность, перескакивание с одной мысли на другую, частая смена тем, отсутствие внутренней логики изложения затрудняют понимание. Думается, эта рекомендации не требует дополнительных пояснений.

Понимание сказанного связано и с вниманием к теме разговора. Если партнеры по общению невнимательны друг к другу, постоянно отвлекаются, переключаются на другие предметы, вряд ли необходимый уровень понимания будет достигнут. Как говорят специалисты, в этом случае важно заставить себя слышать и слушать. Управлять вниманием можно по-разному, для этого имеется немало отработанных психологических приемов: смена темпа речи, изменение силы голоса, инто­национное выделение ключевых фраз и пр.

Вторая группа рекомендаций, способствующих повышению эффективности понимания, основана на использовании аудитором психологической установки на восприятие и понимание сказанного. Содержанием психологической установки является предрасположенность к определенной форме реагирования. Установка – состояние готовности, предрасположенность человека к определенной активности в определенной ситуации. Психологическая установка должна создаваться специ­ально, с использованием различных психологических средств. Для улучшения понимания можно использовать как минимум два вида психологической установки: содержательную и целевую или функциональную. В первом случае формируется направленность на определенную тему, поэтому любая информация, независимо от ее формы, будет воспринята и понята, если она соответствует интересующей теме. В другом случае ситуации иная – тема не определена, но четко поставлена цель. Партнер сам выбирает необходимую информацию, не ориентируясь на ее форму. В этом случае возможности повышения понимания существенно больше. Весьма распространенной уста­новкой могут быть положительные суждения авторитетной личности о вас и ваших предложениях, ссылки на ваш опыт, знания и компетентность в сфере проводимого аудита.

Третья группа психологических рекомендаций связана с выделением признаков. В процессе взаимодействия необходимо помнить, что объяснение результата или сущности проблемы часто бывает недостаточным для достижения понимания. Следует представить возможность это осознать, дать понять, как достигается тот или иной результат. Для этого рекомендуется специально выделять существенные признаки ситуации или будущего результата. Опора на них позволять улучшить понимание и взаимодействие. Что это за признаки? В психологических исследованиях описаны три группы таких признаков.

Вербализуемые признаки, то есть те, которые лучше всего описываются словами. Заметим, что данное описание должно быть эмоциональным и образным, тогда они существенно улучшат взаимопонимание.

Признаки, представляемые в наглядных образах. В данном случае речь идет скорее об иллю­страциях, ярких примерах, сравнениях. «Лучше одни раз увидеть, чем сто раз услышать», – эта мудрая мысль является лучшей иллюстрацией к сказанному. Правда, для кого-то именно звуковая картина ситуации является более понятной, но суть данных рекомендаций от этого не меняется.

Чувственные признаки. Они лучше всего действуют на лиц так называемого «кинестетического склада» восприятия реальности. Они часто встречаются во время общения врача с пациентами: описание болей, ощущений, состояний – вот основа достижения понимания. Чувственные признаки доминируют в описаниях людей эмоциональных, они характерны для представителей творческих профессий.

Наконец, четвертая группа психологических рекомендаций ориентирует на понимание через ситуацию или включенность в ситуацию. Для понимания сущности проблемы порой бывает дос­таточным описать ситуацию и попросить партнера по общению мысленно стать ее действующим лицом. При этом наилучшие результаты достигаются при полноте передачи информации, описании важных ее характеристик и деталей.

Итак, нами были рассмотрены основные психологические особенности понимания и психоло­гические рекомендации, способствующие быстрому достижению понимания. В то же время сам факт достигнутого понимания вовсе не является гарантией того, что вам удалось убедить своего собеседника. Как нами отмечалось, понять – не всегда означает принять. Понимание в процессе общения безусловно необходимо, но его одного недостаточно. Оно может быть основанием для согласия, но не самим согласием. Как на основе достигнутого понимания сделать убеждающее воздействие эффективным? Для этого существуют специальные процедуры и методы делового общения аудитора.



Индекс материала
Курс: Профессионально-нравственная культура аудитора
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Понятие нравственной культуры. Основные элементы профессионально-нравственной культуры аудитора
Профессиональная компетентность аудитора и проблемные ситуации выбора
Основные проблемы делового общения
Понимание как психологическая основа этики и культуры деловых отношений
Процедуры и методы профессионального общения аудитора
Понятие этикета. Этикет и нравственная культура
Деловой этикет как проявление профессионально-нравственной культуры аудитора
Соблюдение аудитором правил служебного этикета
Факторы – показатели профессионально-нравственной деформации и ее основные причины
Основы, на которых строится профессионально-нравственное воспитание аудиторов
Нравственное самовоспитание аудиторов как фактор развития личности аудитора
Методы самопознания и нравственного самовоспитания
Все страницы