Курс: Профессионально-нравственная культура аудитора - Основные проблемы делового общения

Основные проблемы делового общения

Составной частью профессионально-нравственной культуры аудитора выступает этика и культура делового общения. Деловое общение есть составная часть нравственных отношений, поддающаяся моральной оценке. Деловое общение представляет собой своеобразную связь между моральным сознанием и нравственным поведением. Сначала формы делового общения формируются в моральном сознании аудитора, а обнаруживают себя в конечном счете в его профессиональном поведении, взятом в его нравственно-этических аспектах. В качестве инструмента, предназначенного для помощи в решении проблем делового общения, используется практическая психология, которая выделилась в настоящее время в самостоятельную область. Она активно взаимодействует с другими науками и дисциплинами. Методы практической психологии – результат объединения усилий теоретической психологии, педагогики, психотерапии, теории речевой коммуникации, неориторики, «теорий игр», прикладной этики, философии и социологии. Практическая психология помогает людям лучше адаптиро­ваться к жестким требованиям деловой этики и культуры.

Процесс делового общения для многих связан с определен­ными трудностями. И дело даже не в том, что таким людям труд­но развить путем тренировок свои коммуникативные навыки, а скорее в том, что сама ситуация делового общения порождает психологические и моральные проблемы. Деловое общение ввиду его сложности и специфичности исследователи выделяют в осо­бый соци­ально-психологический феномен (явление), который развивается по своим законам, имеет свой характер и свои «пра­вила игры», которому присущи определенные особенности.

Во-первых, схемы поведения в рамках делового общения за­дают не отдельные люди, а обще­ственные структуры, поэтому данные схемы имеют безличный характер, чем и отличаются от обычных эмоциональных и спонтанных межличностных отношений. Иными словами, поведение людей в рамках делового об­щения носит в большей степени институциональный характер, т.е. определяется, поддерживается и контролируется социальны­ми институтами.

Во-вторых, деловое общение характеризуется тем, что к партнеру относятся как к средству достижения внешних по отношению к нему целей, т.е. общаются с ним не ради него самого, а ради дела. Поэтому любые свойства и качества парт­нера (ум, благожелательность, настойчивость и т.д.) важны лишь постольку, поскольку они могут обеспечить выполнение конкретного дела. В процессе делового общения человек вы­деляет и знакомится только с одной-двумя характеристиками партнера и в дальнейшем опирается только на них. Остальные характеристики его личности он достраивает в соответствии со своими представлениями о том, какие качества с какими дол­жны сочетаться. Например, если человек отзывчив в общении, то ему приписываются свойства доброты и уступчивости. Эта достройка по образцу – пример стереотипизации, о которой говорят как об экономичном, но в то же время порождающем ошибки («ошибки первого впечатления») способе социального восприятия.

В-третьих, деловое общение задает каждому партнеру его роль и его «официальный» образ – то, как он должен выглядеть в глазах других и как должен себя подавать для того, что­бы цель общения (дело) была достигнута. Поэтому в деловом общении мы поворачиваемся к нашим парт­нерам той сторо­ной, той гранью своей личности, которая наиболее подходит для выполнения данной задачи. В представлении о себе также происходят изменения: чело­век начинает видеть себя фраг­ментарно – как набор ролей, функций, каждую из которых можно (или нельзя) использо­вать для дела.

В-четвертых, в деловом общении большое значение имеют принятые на данный момент нормы, правила и процедуры вза­имодействия, а также наше личное их принятие, присвоение и отношение к ним как к собственным. Например, очень важным является то, как мы «управляем» партнером и собой в процессе коммуникации, и то, как мы представляем себе этот процесс. Мы можем рассматривать партнера как «пассивного получате­ля» сообщения, как активного собирателя информации, как равную нам взаимодействующую сторону. Соответственно, в пер­вом случае себя мы представляем как активного, воздействую­щего на ситуацию субъекта; во втором – как объект воздей­ствия (как источник информации); в третьем случае – как парт­нера по взаимодействию.

Этика и культура делового общения задают его нормы, правила и прин­ципы. Идеал делового общения – это модель партнерских от­ношений, которые альтернативны авторитарным и манипу­лятивным. Перед каждым специалистом в области аудита стоит сложная задача – достижение своих професси­ональных целей, не используя морально осуждаемые модели ав­торитарного или манипулятивного поведения. Осуществить эту задачу без соответствующего обучения невозможно.

Например, в семье аудитора принят стиль общения, который специалисты по управлению называют авторитарным: родите­ли говорят, дети слушают и делают то, что им говорят родите­ли. Аудитор, по долгу службы наделенный определенными властными полномочиями, бессознательно может взять на вооружение привычный с детства автори­тарный сценарий и выступить в роли «родителя» по отношению к партнеру по общению – например клиенту, что, естествен­но, не будет способствовать достижению между ними взаимо­понимания. С точки зрения современной деловой культуры именно неосознаваемая и неконтролируемая авторитарная по­зиция в общении является неконструктивной и осуждается. В то же время открытый, преднамеренный авторитарный стиль уп­равления, который реализуют руководители молодой, быстро развивающейся аудиторской фирмы, профессиональная этика считает оправ­данным. Поэтому в рамках профессиональной подготовки аудитора большое знание имеет развитие умения осознавать свое поведение, свои установки и выбирать наиболее оптимальные модели взаимодействия со своими коллегами и клиентами. Не случайно в профессиограмме аудитора знания, навыки и личностные каче­ства занимают сопоста­вимое по значимости положение.

Невыполнение законодательно-нормативных и этических требований вле­чет за собой соот­ветствующее наказание. Практическая психоло­гия с помощью различных технологий, методов помогает аудиторам выполнять требования этики и культуры делового общения в соответствии с достигнутыми стандартами и с меньшими психическими и моральными затратами.



Индекс материала
Курс: Профессионально-нравственная культура аудитора
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Понятие нравственной культуры. Основные элементы профессионально-нравственной культуры аудитора
Профессиональная компетентность аудитора и проблемные ситуации выбора
Основные проблемы делового общения
Понимание как психологическая основа этики и культуры деловых отношений
Процедуры и методы профессионального общения аудитора
Понятие этикета. Этикет и нравственная культура
Деловой этикет как проявление профессионально-нравственной культуры аудитора
Соблюдение аудитором правил служебного этикета
Факторы – показатели профессионально-нравственной деформации и ее основные причины
Основы, на которых строится профессионально-нравственное воспитание аудиторов
Нравственное самовоспитание аудиторов как фактор развития личности аудитора
Методы самопознания и нравственного самовоспитания
Все страницы