Курс: Профессионально-нравственная культура аудитора - Основы, на которых строится профессионально-нравственное воспитание аудиторов

Основы, на которых строится профессионально-нравственное воспитание аудиторов

Многие специалисты по этике считают, что выход из состояния профессиональной деформации следует искать в воспитании персонала компаний. В частности, в аудиторских фирмах необходимо выработать собствен­ный кодекс поведения и этических стандартов, обсуждать эти­ческие проблемы с сотрудниками и т.д.

Как правило, в цивилизованных странах этика в бизнесе тол­куется как честность.

Честность проявляется также в приверженности к откры­тости, правдивости – ко всему тому, что порождает доверие. Открытая жизнь – это простая жизнь, в которой не надо запоминать изре­ченную ложь, прятаться за нее. И хотя быть откро­венным временами нелегко, в целом такой образ жизни наибо­лее безоблачен, ибо при нем человеческие связи развиваются в атмосфере тепла. Быть человечным – значит испытывать по­требность в привязанностях, близости, контактах.

Наконец, быть честным – значит ценить и беречь свободу. Цивилизация движется к индиви­дуализму, к подлинному раскре­пощению человеческой личности. Поэтому уважение к свободе следует рассматривать как высшую добродетель. Бизнес, как и остальные социальные институты, должен учитывать это поло­жение. Счастливые люди – это те, кто управляет своей жизнью по-своему. Они думают за себя и сами о себе заботятся.

Чувство сострадания, совести, недовольства собой после дур­ного поступка, способность мыс­ленно поставить себя на место другого человека, сдержанность в словах и поступках – все эти положительные качества личности воспитываемы, и именно этическое воспитание дает для этого много возможностей.

Цивилизованный современный аудитор должен сам пока­зывать образцы профессионально – нравственной культуры безукоризненного поведения и вос­питывать те же качества у своих парт­неров и у клиентов.

В сфере деловых отношений действуют три типа правил и норм:

1. Формальные законы, предписываемые обществом и охра­няемые с помощью соответствующих санкций.

2. Нормативные принципы, зафиксированные в общечело­веческих этических нормах («не укради», «не убей», «не лже­свидетельствуй» и т.п.) и, как правило, основанные на си­стеме религиозных убеждений, измена которым приводит к внутреннему психологическому дискомфорту (угрызениям совес­ти).

3. Нормы группового поведения (профессиональные, «цеховые»), в значительной мере обу­словленные культурой данной страны или региона. Нарушение последних карается исключени­ем из «цеха» (аудиторского сообщества), профессиональным остракизмом (в древней Греции означало изгнание граждан, опасных для государства), отказом в доверии и т.п. В идеале все три типа должны бы совпадать. Практически же между ними всегда существует расхождение, сокращаю­щее­ся по мере развития экономики, но идеала – совпадения – не достигающее. Поэтому почти во всех странах создана система охраны и поддержки такого делового поведения, которое можно опре­делить как предсказуемое, надежное, внушающее до­верие.

Общая тенденция в мире – конвергенция деловых культур на основе общечеловеческих нор­мативных принципов. Но Россия и в этом идет «своим путем». Он в существовании двух моралей – для себя и для партнера (клиента).

Так, по оценке специалистов, если более 80% отечественных бизнесменов считают, что закон, даже создающий трудности в работе и не обеспеченный системой контроля за его выполне­нием, лучше соблюдать или по крайней мере не нарушать, то на практике сталкиваются с необязатель­ностью партнеров более 90%. Любопытно при этом, что вину невыполнения обязательств чувствуют за собой только 60% бизнесменов-россиян. Вряд ли, однако, можно винить в этом только самих пред­принимателей. Чехарда с налоговым законодательством, поли­тическая нестабильность, непред­сказуемость экономической и социально-политической ситуации ставят Россию, по оценкам меж­дународных экспертов, на одно из непрестижных мест в мире по степени на­дежности инвестиций.

На каких же принципах, заповедях должно быть основано профессионально-нравственное воспитание аудиторов? Заповедь – моральная норма, представленная в моральном сознании в виде повеления, исходящего от какого-либо авторитетного лица (организации).

Заповедь первая. Уважай власть, ибо во всем дол­жен быть порядок. Власть – необходимое условие для эффек­тивного ведения дел аудиторской фирмы.

В структуре успешного бизнеса одним из важнейших элемен­тов является должное уважение к власти. Это значит – уважать законы страны, где вы имеете деловые контакты, и уважать своих коллег, своих деловых партнеров на всех уровнях общения. Недостаточно относиться с уважением к начальству или к рав­ным по положению людям, надо быть уважительным также и по отношению к подчиненным. Последнее является самой на­дежной гарантией самоуважения. Каждому работнику аудиторской фирмы, каждому служащему компа­нии следует руководствоваться в своих действиях ее моральным кодексом. Так, на некоторых российских филиалах зарубежных фирм существуют кодексы поведения, с которыми знакомят ка­ждого вновь принятого сотрудника.

Разные нации имеют различные нравы и обычаи в бизнесе. В одной стране взятка будет рас­сматриваться как подарок, в другой – считаться взяткой. Но в любой стране обман – это обман. Поэтому не следует допускать двусмысленных ситуаций, ведущих к осложнениям. Межличностные деловые отношения в компании строятся на признании для каждого служащего опре­деленной сферы его деятельности и предположительных резуль­татов, за которые он несет ответственность.

Заповедь вторая. Будь целеустремленным, ибо для достижения поставленной цели надо сосредоточить на этом все свои усилия.

Всегда имейте перед собой ясную цель. Предпринимателю такая цель нужна как воздух. Не отвлекайтесь на другие цели. Служение «двум господам» противоестественно. Вместе с тем, в стремлении достичь заветной цели не переходите грань дозволенного. Никакая цель не может затмить моральные ценности.

Чтобы быть целеустремленным, аудитор должен уметь ра­ционально использовать время, средства, талант. Честность аудитора – это целостность характера и чистота поставленной цели. Причем, моральные ценности аудитора и его личные де­ла не должны идти вразрез целям и ценно­стям его фирмы. В свою очередь, цели организации не должны противоречить целям и моральным ценностям ее работников.

Заповедь третья. Будь верен своему слову. Не раз­деляй слово и дело.

Аудитор должен быть верен своему слову. «Едино­жды солгавший, кто тебе поверит». Успех в деле во многом за­висит от того, в какой степени окружающие доверяют тебе. Верность – это при­верженность делу общества (общественному движению) или профессиональной группы, неукос­нительное соблюдение данных обязательств.

Представитель бизнеса должен уметь выполнять свои обещания и пору­чительства, держать слово. Верность слову включает в себя выполнение и элементарных устных обязательств (прийти куда-то вовремя), и сложных, зафиксированных в контрактах договорен­ностей. Здесь не может быть мелочей. Как пишет Фр. Дж. Ро­джерс: «Это принцип, которому надо следовать. Для меня нет большей похвалы, чем слова: «Я всегда могу положиться на Ба­ка Роджерса». Все дело в том, что я всегда держу свое слово. Мои слова приобрели силу долговой расписки. И поскольку ра­ботающие со мной люди полагаются на меня, я, в свою очередь, имею полное право рассчитывать на них».

Заповедь четвертая. Уделяй время отдыху и раз­мышлениям о своей жизни, ибо отдых – необходимое условие для творческой и эффективной работы.

Эффективность работы компании зависит от самочувствия и состояния здоровья ее служащих. Отдых восстанавливает си­лы, защищает мозг от эмоциональной и умственной перегру­зок.

Аудиторская фирма, или компания, регулярно должна рассматривать потребности своих служащих, объективно оценивая их рабочую нагрузку. Выходные дни, перерывы, отпуска – все это планируется с уче­том физических возможностей работника. Атмосфера бережного и предупредительного отно­шения друг к другу служит залогом продуктивности дела и его безопасности.

Заповедь пятая. Оказывай уважение старшим, ибо будущее и настоящее базируется на прошлом.

Опыт и мудрость родителей, учителей, наставников помо­гает нам избегать многих ошибок и лучше ориентироваться в жизни. Прислушиваться к советам опытных людей, уважать культуру и традиции народа, среди которого живешь, – это необходимо для установления преемственности во всех областях человеческой жизни, равно как и в той области, которая имену­ется бизнесом, пред­принимательством.

Заповедь шестая. Уважай человеческую жизнь, человеческое достоинство и права человека.

Осознание ценности человеческой жизни, человеческой лич­ности играет исключительно важную роль во всех сферах отно­шений между людьми.

Любовь и уважение к человеку труда со стороны бизнесме­на порождает ответную любовь и уважение. В таких условиях возникает гармония интересов, что создает атмосферу развития у людей самых разнообразных способностей, побуждает их про­являть себя во всем блеске.

Не место в бизнесе «медленным самоубийцам» (наркоманам, алкоголикам...), это не совместимо с эффективностью работы.

Золотое правило этики: веди себя по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они вели себя по отношению к те­бе, применительно к бизнесу означает – никогда не увеличивай свое богатство за счет уменьшения богатства другого. Права человека (в широком смысле слова) – это права индивида как члена общества, права личности. «Золотое правило» – в этике так принято называть библейскую заповедь: «Во всем, как хотите, чтобы другие поступали с вами, поступайте и вы с ними».

Заповедь седьмая. Будь постоянен в сексуальных отношениях и в браке, ибо семья является фундаментом любого общества и любой культуры.

Хорошая, крепкая семья – это залог процветания бизнесме­на, его компании. Личность должна быть ответственна за свой дом, за свою семью. История свидетельствует, что лучшее время в раз­витии общества связано с крепкой семьей.

Компания не имеет никакой власти над семьей, а крепкая се­мья и хорошие в ней отношения влияют на работоспособность ее членов, тем самым является залогом процветания фирмы. Не­по­стоянство же сексуальных связей свидетельствует о легкомы­слии человека, что несовместимо с серьезным подходом к рабо­те.

Заповедь восьмая. Правильно рассчитывайте свои средства, ибо двумя отличительными чертами процветаю­щего бизнесмена являются:

1. Оптимальное использование средств и ресурсов.

2. Мудрое руководство людьми.

Аудитору следует жить по средствам, не зарываться, вы­бирать дело по плечу. Всегда оцени­вайте свои возможности, дей­ствуйте сообразно своим средствам.

Собственность аудиторской фирмы, или компании, ее имущество и принадлежащая ей инфор­мация не могут быть использованы служащими для до­стижения личной выгоды. Организация заинтересована в развитии личности, деловых способностей и компетентности каждого слу­жащего.

Фаворитизма в компании быть не должно: все служащие должны оцениваться лишь по своим деловым качествам. Фаворитизм – порядки, при которых нравственные отношения обусловлива­ются влиянием любимцев, фаворитов.

Заповедь девятая. Будь честен и правдив, ибо хоро­шая репутация – это не только недопусти­мость нечестности и лжи, но и помощь другим людям в том, чтобы избежать обмана.

Честность и правдивость – это основные блоки в здании эф­фективного управления, высокой прибыли и гармоничных меж­личностных отношений в аудиторском коллективе.

Без колебаний отклоняйте бесчестные предложения. Дорожи­те добрым именем фирмы и своим собственным.

Заповедь десятая. Уважай право частной соб­ственности, ибо свободное предпринимательство – основа благополучия государства.

Система свободного предпринимательства приносит выгоду только тому, кто отдает ей свои силы. Только дисциплинирован­ный, трудолюбивый, творческий и предусмотрительный человек может получить от работы и удовлетворение, и материальную выгоду.

Уважение, престиж, благополучие – это результаты рабо­ты. Но это не цель. Цель – макси­мальное использование своих сил и способностей. Заработная плата и иные вознаграждения – это компенсация затраченных усилий, организации выгодно стиму­лировать новаторство и инициативу.

Заповеди эти – кодекс чести аудитора, они должны стать внутренним убеждением. Следуйте им – и вы добьетесь успеха. За каждым из этих правил определенное профессиональное качество: собранность, дисциплинированность, целеустремленность, организованность, умение держать слово, внимательность к людям, ответствен­ность за семью и за порученное дело, расчетливость и дело­витость, честность и правдивость, трудолюбие, примерность и предусмотри­тельность. Ини­циатива – участие человека в различных сферах общественной жизни, в котором он самостоя­тельно берет на себя решение какой-либо задачи и выступает как ее активный проводник в жизнь. Пример – в морали – это одна из форм инициативы, проявляющаяся в том, что действия одного человека (группы, коллектива) становятся образцом для поведения других.

Все эти качества не существуют сами по себе, они как бы выносятся на суд людей, более того – они все «не для меня лично, а для других». Обладая этими качествами, вы в любых экстремальных ситуациях, неожиданностях, передрягах сможете сохранить человеческое лицо. Апробация этих качеств (насколько это в вас есть) возможна только в общении с людьми, с близкими в семье, с сослуживцами в организации, с клиентами, с деловыми партнерами и пр.

Культура бизнеса, в т.ч. служебный этикет, помогает сохра­нить преданность клиентов. По подсчетам специалистов, удер­жать старых клиентов в 5 раз дешевле, чем завоевать благосклонность новых. Поэтому вся аудиторская фирма сверху до­низу должна быть ориентирована на клиента. В этих целях до инвестиций в основной капитал надо затратить немало денег, времени и сил на формирование культуры фирмы, подготовку ее работников. Бессмысленно вкладывать огромные деньги в службу сбыта или пышную рекламную кампанию, если их с легко­стью «пустят по ветру» бюрократы, грубая секретарша или вспыльчивый руководитель.

Вопросы нравственности поведения субъектов деловых от­ношений и их нравственного воспи­тания заботят и общественность, и бизнесменов, и каждого отдельного гражданина. И это не просто морализирование. Морализирование – оценка тех или иных общественных явлений, основанная не на анализе закономерностей действительности, а на абстрактных идеалах и пожеланиях. Эта проблема имеет достаточно опреде­ленное экономическое содержание: по данным зарубежных источников, приводимым в учебнике «Основы управления персона­лом», нижняя граница потерь от преступности, являющейся след­ствием и крайним проявлением безнравственного девиантного поведения, составляет в США ежегодно 425 млрд долл., а только из-за коррупции цены увеличи­ваются на 10-20%. В современной работе группы американских специалистов в области мошенни­чества У. Стива Альбрехта, Джеральда У. Вернца и Тимоти Л. Уильямса «Мошенничество. Луч света на темные стороны бизне­са» приводятся результаты многочисленных исследований, пока­зывающих огромный ущерб компаний, государства, общества от бесчестных поступков работников разных уровней. ФБР оцени­вает ежегодный ущерб от мошенничества (а это только один из видов преступлений) в размере 60-200 млрд долл. ежегодно. Наиболее типичные виды мошенничества со стороны наемных работников – различные виды воровства у фирм (от наличности в кассах до оплаты личных счетов чеками фирмы и использования средств пенсионных фондов не по назначению), фальсификация документов, сговор с клиентами и поставщиками, выдача «дутых» векселей, исполь­зование имущества фирмы в личных це­лях, компьютерные преступления и т.п. Чтобы уменьшить эти потери, многие корпорации предпринимают меры по устранению факторов, способствующих мошенничеству: организуют систему внутрифирменного аудита, выявляют и устраняют возможности к совершению мошенничества, определяют лиц, по воле обстоя­тельств и личным качествам способных совершить безнравствен­ный поступок по отношению к фирме.



Индекс материала
Курс: Профессионально-нравственная культура аудитора
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Понятие нравственной культуры. Основные элементы профессионально-нравственной культуры аудитора
Профессиональная компетентность аудитора и проблемные ситуации выбора
Основные проблемы делового общения
Понимание как психологическая основа этики и культуры деловых отношений
Процедуры и методы профессионального общения аудитора
Понятие этикета. Этикет и нравственная культура
Деловой этикет как проявление профессионально-нравственной культуры аудитора
Соблюдение аудитором правил служебного этикета
Факторы – показатели профессионально-нравственной деформации и ее основные причины
Основы, на которых строится профессионально-нравственное воспитание аудиторов
Нравственное самовоспитание аудиторов как фактор развития личности аудитора
Методы самопознания и нравственного самовоспитания
Все страницы