Курс: Профессионально-нравственная культура аудитора - Основы, на которых строится профессионально-нравственное воспитание аудиторов |
Страница 12 из 14
Основы, на которых строится профессионально-нравственное воспитание аудиторов
Многие специалисты по этике считают, что выход из состояния профессиональной деформации следует искать в воспитании персонала компаний. В частности, в аудиторских фирмах необходимо выработать собственный кодекс поведения и этических стандартов, обсуждать этические проблемы с сотрудниками и т.д. Как правило, в цивилизованных странах этика в бизнесе толкуется как честность. Честность проявляется также в приверженности к открытости, правдивости – ко всему тому, что порождает доверие. Открытая жизнь – это простая жизнь, в которой не надо запоминать изреченную ложь, прятаться за нее. И хотя быть откровенным временами нелегко, в целом такой образ жизни наиболее безоблачен, ибо при нем человеческие связи развиваются в атмосфере тепла. Быть человечным – значит испытывать потребность в привязанностях, близости, контактах. Наконец, быть честным – значит ценить и беречь свободу. Цивилизация движется к индивидуализму, к подлинному раскрепощению человеческой личности. Поэтому уважение к свободе следует рассматривать как высшую добродетель. Бизнес, как и остальные социальные институты, должен учитывать это положение. Счастливые люди – это те, кто управляет своей жизнью по-своему. Они думают за себя и сами о себе заботятся. Чувство сострадания, совести, недовольства собой после дурного поступка, способность мысленно поставить себя на место другого человека, сдержанность в словах и поступках – все эти положительные качества личности воспитываемы, и именно этическое воспитание дает для этого много возможностей. Цивилизованный современный аудитор должен сам показывать образцы профессионально – нравственной культуры безукоризненного поведения и воспитывать те же качества у своих партнеров и у клиентов. В сфере деловых отношений действуют три типа правил и норм: 1. Формальные законы, предписываемые обществом и охраняемые с помощью соответствующих санкций. 2. Нормативные принципы, зафиксированные в общечеловеческих этических нормах («не укради», «не убей», «не лжесвидетельствуй» и т.п.) и, как правило, основанные на системе религиозных убеждений, измена которым приводит к внутреннему психологическому дискомфорту (угрызениям совести). 3. Нормы группового поведения (профессиональные, «цеховые»), в значительной мере обусловленные культурой данной страны или региона. Нарушение последних карается исключением из «цеха» (аудиторского сообщества), профессиональным остракизмом (в древней Греции означало изгнание граждан, опасных для государства), отказом в доверии и т.п. В идеале все три типа должны бы совпадать. Практически же между ними всегда существует расхождение, сокращающееся по мере развития экономики, но идеала – совпадения – не достигающее. Поэтому почти во всех странах создана система охраны и поддержки такого делового поведения, которое можно определить как предсказуемое, надежное, внушающее доверие. Общая тенденция в мире – конвергенция деловых культур на основе общечеловеческих нормативных принципов. Но Россия и в этом идет «своим путем». Он в существовании двух моралей – для себя и для партнера (клиента). Так, по оценке специалистов, если более 80% отечественных бизнесменов считают, что закон, даже создающий трудности в работе и не обеспеченный системой контроля за его выполнением, лучше соблюдать или по крайней мере не нарушать, то на практике сталкиваются с необязательностью партнеров более 90%. Любопытно при этом, что вину невыполнения обязательств чувствуют за собой только 60% бизнесменов-россиян. Вряд ли, однако, можно винить в этом только самих предпринимателей. Чехарда с налоговым законодательством, политическая нестабильность, непредсказуемость экономической и социально-политической ситуации ставят Россию, по оценкам международных экспертов, на одно из непрестижных мест в мире по степени надежности инвестиций. На каких же принципах, заповедях должно быть основано профессионально-нравственное воспитание аудиторов? Заповедь – моральная норма, представленная в моральном сознании в виде повеления, исходящего от какого-либо авторитетного лица (организации). Заповедь первая. Уважай власть, ибо во всем должен быть порядок. Власть – необходимое условие для эффективного ведения дел аудиторской фирмы. В структуре успешного бизнеса одним из важнейших элементов является должное уважение к власти. Это значит – уважать законы страны, где вы имеете деловые контакты, и уважать своих коллег, своих деловых партнеров на всех уровнях общения. Недостаточно относиться с уважением к начальству или к равным по положению людям, надо быть уважительным также и по отношению к подчиненным. Последнее является самой надежной гарантией самоуважения. Каждому работнику аудиторской фирмы, каждому служащему компании следует руководствоваться в своих действиях ее моральным кодексом. Так, на некоторых российских филиалах зарубежных фирм существуют кодексы поведения, с которыми знакомят каждого вновь принятого сотрудника. Разные нации имеют различные нравы и обычаи в бизнесе. В одной стране взятка будет рассматриваться как подарок, в другой – считаться взяткой. Но в любой стране обман – это обман. Поэтому не следует допускать двусмысленных ситуаций, ведущих к осложнениям. Межличностные деловые отношения в компании строятся на признании для каждого служащего определенной сферы его деятельности и предположительных результатов, за которые он несет ответственность. Заповедь вторая. Будь целеустремленным, ибо для достижения поставленной цели надо сосредоточить на этом все свои усилия. Всегда имейте перед собой ясную цель. Предпринимателю такая цель нужна как воздух. Не отвлекайтесь на другие цели. Служение «двум господам» противоестественно. Вместе с тем, в стремлении достичь заветной цели не переходите грань дозволенного. Никакая цель не может затмить моральные ценности. Чтобы быть целеустремленным, аудитор должен уметь рационально использовать время, средства, талант. Честность аудитора – это целостность характера и чистота поставленной цели. Причем, моральные ценности аудитора и его личные дела не должны идти вразрез целям и ценностям его фирмы. В свою очередь, цели организации не должны противоречить целям и моральным ценностям ее работников. Заповедь третья. Будь верен своему слову. Не разделяй слово и дело. Аудитор должен быть верен своему слову. «Единожды солгавший, кто тебе поверит». Успех в деле во многом зависит от того, в какой степени окружающие доверяют тебе. Верность – это приверженность делу общества (общественному движению) или профессиональной группы, неукоснительное соблюдение данных обязательств. Представитель бизнеса должен уметь выполнять свои обещания и поручительства, держать слово. Верность слову включает в себя выполнение и элементарных устных обязательств (прийти куда-то вовремя), и сложных, зафиксированных в контрактах договоренностей. Здесь не может быть мелочей. Как пишет Фр. Дж. Роджерс: «Это принцип, которому надо следовать. Для меня нет большей похвалы, чем слова: «Я всегда могу положиться на Бака Роджерса». Все дело в том, что я всегда держу свое слово. Мои слова приобрели силу долговой расписки. И поскольку работающие со мной люди полагаются на меня, я, в свою очередь, имею полное право рассчитывать на них». Заповедь четвертая. Уделяй время отдыху и размышлениям о своей жизни, ибо отдых – необходимое условие для творческой и эффективной работы. Эффективность работы компании зависит от самочувствия и состояния здоровья ее служащих. Отдых восстанавливает силы, защищает мозг от эмоциональной и умственной перегрузок. Аудиторская фирма, или компания, регулярно должна рассматривать потребности своих служащих, объективно оценивая их рабочую нагрузку. Выходные дни, перерывы, отпуска – все это планируется с учетом физических возможностей работника. Атмосфера бережного и предупредительного отношения друг к другу служит залогом продуктивности дела и его безопасности. Заповедь пятая. Оказывай уважение старшим, ибо будущее и настоящее базируется на прошлом. Опыт и мудрость родителей, учителей, наставников помогает нам избегать многих ошибок и лучше ориентироваться в жизни. Прислушиваться к советам опытных людей, уважать культуру и традиции народа, среди которого живешь, – это необходимо для установления преемственности во всех областях человеческой жизни, равно как и в той области, которая именуется бизнесом, предпринимательством. Заповедь шестая. Уважай человеческую жизнь, человеческое достоинство и права человека. Осознание ценности человеческой жизни, человеческой личности играет исключительно важную роль во всех сферах отношений между людьми. Любовь и уважение к человеку труда со стороны бизнесмена порождает ответную любовь и уважение. В таких условиях возникает гармония интересов, что создает атмосферу развития у людей самых разнообразных способностей, побуждает их проявлять себя во всем блеске. Не место в бизнесе «медленным самоубийцам» (наркоманам, алкоголикам...), это не совместимо с эффективностью работы. Золотое правило этики: веди себя по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они вели себя по отношению к тебе, применительно к бизнесу означает – никогда не увеличивай свое богатство за счет уменьшения богатства другого. Права человека (в широком смысле слова) – это права индивида как члена общества, права личности. «Золотое правило» – в этике так принято называть библейскую заповедь: «Во всем, как хотите, чтобы другие поступали с вами, поступайте и вы с ними». Заповедь седьмая. Будь постоянен в сексуальных отношениях и в браке, ибо семья является фундаментом любого общества и любой культуры. Хорошая, крепкая семья – это залог процветания бизнесмена, его компании. Личность должна быть ответственна за свой дом, за свою семью. История свидетельствует, что лучшее время в развитии общества связано с крепкой семьей. Компания не имеет никакой власти над семьей, а крепкая семья и хорошие в ней отношения влияют на работоспособность ее членов, тем самым является залогом процветания фирмы. Непостоянство же сексуальных связей свидетельствует о легкомыслии человека, что несовместимо с серьезным подходом к работе. Заповедь восьмая. Правильно рассчитывайте свои средства, ибо двумя отличительными чертами процветающего бизнесмена являются: 1. Оптимальное использование средств и ресурсов. 2. Мудрое руководство людьми. Аудитору следует жить по средствам, не зарываться, выбирать дело по плечу. Всегда оценивайте свои возможности, действуйте сообразно своим средствам. Собственность аудиторской фирмы, или компании, ее имущество и принадлежащая ей информация не могут быть использованы служащими для достижения личной выгоды. Организация заинтересована в развитии личности, деловых способностей и компетентности каждого служащего. Фаворитизма в компании быть не должно: все служащие должны оцениваться лишь по своим деловым качествам. Фаворитизм – порядки, при которых нравственные отношения обусловливаются влиянием любимцев, фаворитов. Заповедь девятая. Будь честен и правдив, ибо хорошая репутация – это не только недопустимость нечестности и лжи, но и помощь другим людям в том, чтобы избежать обмана. Честность и правдивость – это основные блоки в здании эффективного управления, высокой прибыли и гармоничных межличностных отношений в аудиторском коллективе. Без колебаний отклоняйте бесчестные предложения. Дорожите добрым именем фирмы и своим собственным. Заповедь десятая. Уважай право частной собственности, ибо свободное предпринимательство – основа благополучия государства. Система свободного предпринимательства приносит выгоду только тому, кто отдает ей свои силы. Только дисциплинированный, трудолюбивый, творческий и предусмотрительный человек может получить от работы и удовлетворение, и материальную выгоду. Уважение, престиж, благополучие – это результаты работы. Но это не цель. Цель – максимальное использование своих сил и способностей. Заработная плата и иные вознаграждения – это компенсация затраченных усилий, организации выгодно стимулировать новаторство и инициативу. Заповеди эти – кодекс чести аудитора, они должны стать внутренним убеждением. Следуйте им – и вы добьетесь успеха. За каждым из этих правил определенное профессиональное качество: собранность, дисциплинированность, целеустремленность, организованность, умение держать слово, внимательность к людям, ответственность за семью и за порученное дело, расчетливость и деловитость, честность и правдивость, трудолюбие, примерность и предусмотрительность. Инициатива – участие человека в различных сферах общественной жизни, в котором он самостоятельно берет на себя решение какой-либо задачи и выступает как ее активный проводник в жизнь. Пример – в морали – это одна из форм инициативы, проявляющаяся в том, что действия одного человека (группы, коллектива) становятся образцом для поведения других. Все эти качества не существуют сами по себе, они как бы выносятся на суд людей, более того – они все «не для меня лично, а для других». Обладая этими качествами, вы в любых экстремальных ситуациях, неожиданностях, передрягах сможете сохранить человеческое лицо. Апробация этих качеств (насколько это в вас есть) возможна только в общении с людьми, с близкими в семье, с сослуживцами в организации, с клиентами, с деловыми партнерами и пр. Культура бизнеса, в т.ч. служебный этикет, помогает сохранить преданность клиентов. По подсчетам специалистов, удержать старых клиентов в 5 раз дешевле, чем завоевать благосклонность новых. Поэтому вся аудиторская фирма сверху донизу должна быть ориентирована на клиента. В этих целях до инвестиций в основной капитал надо затратить немало денег, времени и сил на формирование культуры фирмы, подготовку ее работников. Бессмысленно вкладывать огромные деньги в службу сбыта или пышную рекламную кампанию, если их с легкостью «пустят по ветру» бюрократы, грубая секретарша или вспыльчивый руководитель. Вопросы нравственности поведения субъектов деловых отношений и их нравственного воспитания заботят и общественность, и бизнесменов, и каждого отдельного гражданина. И это не просто морализирование. Морализирование – оценка тех или иных общественных явлений, основанная не на анализе закономерностей действительности, а на абстрактных идеалах и пожеланиях. Эта проблема имеет достаточно определенное экономическое содержание: по данным зарубежных источников, приводимым в учебнике «Основы управления персоналом», нижняя граница потерь от преступности, являющейся следствием и крайним проявлением безнравственного девиантного поведения, составляет в США ежегодно 425 млрд долл., а только из-за коррупции цены увеличиваются на 10-20%. В современной работе группы американских специалистов в области мошенничества У. Стива Альбрехта, Джеральда У. Вернца и Тимоти Л. Уильямса «Мошенничество. Луч света на темные стороны бизнеса» приводятся результаты многочисленных исследований, показывающих огромный ущерб компаний, государства, общества от бесчестных поступков работников разных уровней. ФБР оценивает ежегодный ущерб от мошенничества (а это только один из видов преступлений) в размере 60-200 млрд долл. ежегодно. Наиболее типичные виды мошенничества со стороны наемных работников – различные виды воровства у фирм (от наличности в кассах до оплаты личных счетов чеками фирмы и использования средств пенсионных фондов не по назначению), фальсификация документов, сговор с клиентами и поставщиками, выдача «дутых» векселей, использование имущества фирмы в личных целях, компьютерные преступления и т.п. Чтобы уменьшить эти потери, многие корпорации предпринимают меры по устранению факторов, способствующих мошенничеству: организуют систему внутрифирменного аудита, выявляют и устраняют возможности к совершению мошенничества, определяют лиц, по воле обстоятельств и личным качествам способных совершить безнравственный поступок по отношению к фирме.
|