Курс: Профессионально-нравственная культура аудитора - Нравственное самовоспитание аудиторов как фактор развития личности аудитора |
Страница 13 из 14
Нравственное самовоспитание аудиторов как фактор развития личности аудитора
Формирование и развитие нравственной культуры личности происходит под действием различных факторов объективного и субъективного порядка. При этом роль субъективного фактора в переходные периоды истории закономерно возрастает. Это означает, в частности, что в процессе подготовки специалистов-аудиторов в современных условиях повышается роль их личных усилий в современном нравственном развитии. Не умаляя значения воспитательной работы, надо все же со всей определенностью сказать, что в силу объективных обстоятельств, усиленных глубокими преобразованиями общества, основой нравственной закалки современного специалиста становится его самовоспитание. Высокоморальным специалист становится не по принуждению, а по внутреннему убеждению, которое не берется на прокат, а вырабатывается самостоятельно. Нравственное развитие только тогда может быть эффективным, когда господствует принцип: «Я должен воспитать себя сам». И, напротив, нельзя ждать успехов там, где действуют только по принципу: «Меня должны воспитывать». Самовоспитание – способность человека целенаправленно формировать свое нравственное сознание, совершенствовать положительные качества и преодолевать отрицательные. Самовоспитание способствует повышению эффективности деятельности и рациональному использованию свободного времени. С ним связана оптимизация процессов формирования высоких профессиональных, морально-психологических и волевых качеств, выработка устойчивости к антиобщественным и аморальным явлениям. Оно вызывает потребность к перманентному всестороннему развитию личности специалиста, особенно молодого, придает целеустремленность, активность, устойчивость всей его деятельности, позволяет наиболее рационально преодолевать трудности аудиторской работы и быта. В учебных заведениях уровень самовоспитания студентов незамедлительно сказывается на росте показателей их учебы. Опыт показывает, что нравственные и профессиональные качества студента вырабатываются в процессе самовоспитания в два-три раза быстрее, чем в процессе обычной (не акцентированной на самовоспитании) системы обучения и воспитания. Недооценка роли самовоспитания ослабляет действенность воспитательной работы, приводит к разрыву между воздействием воспитателей и результатами этого воздействия. При отсутствии самовоспитания может сложиться лишь пассивная личность без устойчивых убеждений и твердых взглядов, не способная к преодолению трудностей, возникающих в процессе трудовой деятельности будущего аудитора. Нравственное самовоспитание – это активный, сознательный, целеустремленный процесс формирования и развития своих положительных и искоренения отрицательных качеств в соответствии с общественными потребностями, личными нравственными идеалами и характером деятельности; это – постоянная, систематическая работа по выработке знаний, умений, навыков и привычек, соответствующих моральным требованиям к современному человеку, специалисту. Нравственное самовоспитание предполагает интеллектуальное, эмоциональное и волевое развитие личности, навыков самоконтроля, управления собственными мыслями, чувствами, действиями, умения предвидеть ближайшие и перспективные результаты своей деятельности. Нравственное самовоспитание студентов средних профессиональных образовательных учреждений входит в общий процесс воспитания и самовоспитания всех членов общества. Но вместе с тем оно обладает некоторыми особенностями. К числу таких особенностей можно отнести то, что наряду с развитием общих личностных качеств оно включает в себя формирование особого рода специфических профессиональных качеств. Оно призвано развивать качества не только профессионального специалиста – аудитора, но и активного гражданина. В условиях профессиональной деятельности нравственное самовоспитание – дело не только отдельного сотрудника, но и всего коллектива аудиторской организации. Индивидуальное и коллективное самовоспитание в оптимальном варианте гармонируют между собой и способствуют выработке социально и профессионально-значимых качеств личности специалиста, его активной жизненной позиции, развивают у сотрудников чувство взаимной моральной ответственности, взаимовыручки, стимулируют усилия по овладению смежными специальностями и выработке навыков взаимозаменяемости. Задача руководителей аудиторских коллективов состоит в том, чтобы развивать все формы индивидуального и коллективного самовоспитания сотрудников, специалистов. Организация и осуществление нравственного самовоспитания включает: изучение каждым аудитором общезначимых социально-качественных параметров личности цивилизованного общества, а также специфических качеств личности специалиста по аудиту (профессиограммы); самопознание и критическую самооценку деятельности и поведения, потребностей и способностей, сил и возможностей; планирование работы над собой, постановку целей, выработку программы и правил нравственного самовоспитания; изучение средств, методов и приемов самовоспитания; изучение практики самовоспитания выдающихся личностей – представителей избранной профессии, педагогов, мыслителей, деятелей науки, культуры и политики; повышение собственной активности во всех сферах деятельности. В процессе самовоспитания сотрудник усваивает основные положения и принципы общечеловеческой морали и их проявление в сфере избранной профессии; превращает эти знания в социально значимые потребности, придает им личностный смысл, обретает уверенность в их истинности и жизненной необходимости; реализует моральные знания и убеждения в работе, общественной жизни и быту. Между процессами нравственного самовоспитания и нравственного воспитания существует глубокая диалектическая взаимосвязь и взаимообусловленность. Они соотносятся между собой как внешнее и внутреннее. Воспитание – одно из важнейших условий, в которых происходит процесс формирования личности специалиста. Условия, как известно, играют большую роль в любом процессе, но источником развития являются все же внутренние противоречия. Внешнее (воспитание) органически причастно к становлению нового качества (человека), но только через внутреннее (самовоспитание). Человек есть объект-субъект, и это, необходимо учитывать в процессе формирования личности специалиста – аудитора. Действительное воспитание никогда не может быть отделено от самовоспитания, а образование – от самообразования. Действительное человеческое воспитание должно рассматриваться прежде всего как управление самовоспитанием. В этом – один из важнейших принципов формирования личности специалиста в условиях перехода к цивилизованным отношениям рыночной экономики. В процессе самопознания и нравственного самовоспитания используются многочисленные методы и приемы. Ограничить их какими-либо жесткими рамками невозможно. Дело в том, что теоретически стройной системы таких методов и приемов не создано, а практика самопознания и самовоспитания настолько индивидуальна, что можно сказать: сколько людей, столько и систем; каждый осознает и воспитывает себя по-своему. Учитывая это и не претендуя на исчерпывающий обзор, рассмотрим сущность, познавательные и воспитательные достоинства некоторых, наиболее важных методов и приемов самопознания и нравственного самовоспитания. К числу таких методов относится прежде всего самонаблюдение. Самонаблюдение носит преднамеренный, целенаправленный характер, включает в себя определенный замысел и систему приемов, но все же это только восприятие личностью самой себя, только чувственная опора для абстрактно-логического мышления о себе. Данные самонаблюдения – это лишь эмпирический материал, один из начальных моментов самопознания, форма проявления сущности. Результаты самонаблюдения необходимы для практических действий по самовоспитанию, а не являются самоцелью. Превращение самонаблюдения в самоцель выливается в бесплодное и вредное «самокопание». Самонаблюдение как динамический процесс принимает форму самоконтроля. Самоконтроль – самостоятельное регулирование личностью своего поведения, мотивов и побуждений. Самоконтроль предполагает наличие установки и критическое отношение к отклонениям от нее. Это – одна из важнейших функций самопознания личности и в то же время метод самовоспитания. При этом эффективность самоконтроля возрастает вместе с ростом надежности самонаблюдения. В своем развитии самонаблюдение достигает этапа осмысления результатов, и тогда оно перерастает во вторую – логическую ступень самопознания. Дальнейшее углубление знаний личности о себе, проникновение им в собственную духовную сущность связаны с применением всего арсенала познавательных методов. В частности, в практике самопознания и самовоспитания специалистов аудита широко применяется самоанализ. Но применяется он не всегда верно. Научный подход к самоанализу требует, чтобы объектом его были, главным образом, конкретные поступки, действия, отношения, а не «чистые» переживания, ибо ориентиром истинности самоанализа являются результаты труда, профессиональной деятельности. Нельзя допускать также односторонней направленности самоанализа, увлекаться, например, анализом только своих отрицательных или только положительных черт. Анализу должны подлежать все главные стороны профессиональной деятельности, а завершая определенный этап анализа, надо сделать из него правильные выводы, поставить задачи и энергично их реализовать. Излишне глубокий самоанализ мелочей не приносит пользы. Результатом применения самоанализа и других методов самопознания (синтеза, аналогии, сравнения) специалиста-аудитора выступает его самооценка, являющаяся одной из основных функций самопознания и предпосылок нравственного самовоспитания. Самооценка – проявления морального самосознания и совести личности, оценка своих собственных поступков, нравственных качеств, убеждений, мотивов. Моральное самосознание – осознание человеком себя как личности и своего места в обществе (группе), а также в совместной общественной деятельности людей. Адекватность самооценки зависит от степени зрелости специалиста и развивается вместе с его развитием. Критериями оценки человеком самого себя выступают те требования, которые он предъявляет к другим. Основа самооценки – не чистая умозрительная рефлексия, а прежде всего анализ деятельности (учебы, работы). Социологический анализ, проведенный в среде молодых специалистов-аудиторов с использованием «таблиц самооценок», показал, что 86,4% частных самооценок (всего обследовано 250 человек) совпадали с оценками, даваемыми им начальниками. 13,6% самооценок оказались завышенными или заниженными. Следует подчеркнуть, что отклонение от истины в самооценке незамедлительно сказывается на профессиональной деятельности и совершенствовании человека. Если молодой специалист переоценивает себя, то он обычно перестает работать над собой. Недооценка же своих сил, возможностей порождает неверие в успех и также может повлечь прекращение самовоспитания. Без верного отношения к собственной личности не может быть эффективного нравственного самовоспитания и успехов в работе. Адекватность самооценки свидетельствует о высоком уровне и зрелости специалиста, определяет веру его в себя, достоинство, меру активности. На основе такой самооценки осуществляется оптимальное саморегулирование поведения и деятельности в системе межличностных отношений, в служебном коллективе, обществе в целом. Следует развивать и поощрять строгую самооценку специалистов. Объективно оценивая подчиненных, начальник тем самым учит их строгой самооценке. В ходе работы над собой молодые специалисты-аудиторы прибегают к самоучету и самоотчету. Способность отдавать себе отчет во всех своих действиях – важное качество аудитора. Развитию этой способности служит регулярное подведение итогов своей работы. Положительную роль в развитии самосознания и нравственного самовоспитания молодого специалиста оказывают высказывания о нем начальников, товарищей. Способствуют этому и характеристики, отзывы, аттестации, в которых проявляется к аудитору максимум объективности и доброжелательности. Все это стимулирует самоучет и самоотчет молодых специалистов. Они начинают применять ежедневный самоучет. Эффективность самоучета-самоотчета повышается, если распределить работу на день по часам. Такая система дает хороший материал для анализа, выводов и планирования дальнейшей работы над собой, способствует повышению уровня эффективности принятия моральных решений. Моральное решение – рациональная процедура морального сознания, осуществляющего выбор поступка, отдавая предпочтение определенным моральным ценностям. В процессе нравственного самовоспитания применяется метод самопринуждения. Самопринуждение – особая функция воли, направленная на принуждение себя совершать определенные действия. Его ценность и действенность повышается, когда оно вызывается внутренними побуждениями, готовится заранее. Наибольшего усилия воли требует ситуация, когда человек побуждает себя к действию, которое ему «не по душе». Одной из форм самопринуждения выступает осознанное подчинение себя другому лицу (начальнику, товарищу), или тем или иным обстоятельствам проведения аудита. Выполнение нормативных положений, стандартов аудиторской деятельности, соблюдение всех требований Кодекса этики аудиторов – это тоже нравственное самовоспитание, которое происходит иногда с трудом, противоречиво. Средством борьбы с вредными привычками, нездоровыми настроениями выступает самообладание. Самообладание – это способность «не терять» себя в минуты опасности, подавлять в себе страх, искушение, другие сильные чувства и эмоции, сохранять ясность ума и силу воли. Самообладание – это моральное качество, выражающееся в способности и привычке человека контролировать чувственную сторону совей психики (чувства, эмоции, желания, привычки, склонности) и подчинять свою деятельность решению сознательно поставленных перед собой задач. Самообладание характеризуется: наличием моральных чувств высшего порядка (любви к Родине, непоколебимого оптимизма, веры в правоту своего дела и т.п.); умением ориентироваться в сложной обстановке; наличием сильной воли. Проявления героизма и самопожертвования, самоотверженные действия связаны именно с самообладанием. Самообладание обычно проявляется во внутреннем спокойствии. Это спокойствие, хладнокровие легче достигается рассудительным человеком, привыкшим взвешивать и обдумывать, чем импульсивным, у которого побуждение к действию непосредственно переходит в исполнение. От сотрудников аудиторских фирм оперативная обстановка при проведении аудита часто требует большого самообладания, и развивать его следует смолоду. Значение дисциплины в аудиторской деятельности общеизвестно, но задача состоит в том, чтобы превратить дисциплину в самодисциплину. Самодисциплина – это высшая форма дисциплины аудитора, основанная на осознанной необходимости действовать в строгом соответствии с требованиями профессиональных и этических норм. Это – полная власть над самим собой в интересах дела, которому служишь, в интересах повышения репутации и имиджа своей фирмы. Самодисциплина охватывает не только вопросы, связанные с работой, но и все вопросы жизни аудитора как человека.
|