Курс: Профессионально-нравственная культура аудитора - Нравственное самовоспитание аудиторов как фактор развития личности аудитора

Нравственное самовоспитание аудиторов как фактор развития личности аудитора

Формирование и развитие нравственной культуры личности происходит под действием различных факторов объективного и субъективного порядка. При этом роль субъективного фактора в пере­ходные периоды истории закономерно возрастает. Это озна­чает, в частности, что в процессе под­готовки специалистов-аудиторов в современных условиях повышается роль их личных усилий в современном нравственном развитии. Не умаляя значения воспитательной работы, надо все же со всей определенностью сказать, что в силу объективных обстоятельств, усиленных глубокими пре­образованиями общества, основой нрав­ственной закалки современного специалиста становится его самовоспитание. Высокоморальным специалист становится не по принуждению, а по внутреннему убеждению, которое не берется на прокат, а вы­рабатывается самостоятельно. Нравственное развитие только тогда может быть эффективным, когда господствует принцип: «Я дол­жен воспитать себя сам». И, напротив, нельзя ждать успехов там, где действуют только по принципу: «Меня должны воспитывать». Самовоспитание – способность человека целенаправленно формировать свое нравственное сознание, совершенствовать положительные качества и преодолевать отрицательные.

Самовоспитание способствует повышению эффективности деятельности и рациональному исполь­зованию свободного време­ни. С ним связана оптимизация процессов формирования высо­ких про­фессиональных, морально-психологических и волевых ка­честв, выработка устойчивости к анти­общественным и амораль­ным явлениям. Оно вызывает потребность к перманентному все­сто­роннему развитию личности специалиста, особенно молодого, придает целеустрем­ленность, активность, устойчивость всей его деятельности, позволяет наиболее рационально преодолевать трудности аудиторской работы и быта. В учебных заведениях уровень самовоспитания студентов незамедли­тельно сказывается на росте показателей их учебы. Опыт показывает, что нравственные и профес­сиональные ка­чества студента вырабатываются в процессе самовоспитания в два-три раза быстрее, чем в процессе обычной (не акцентирован­ной на самовоспитании) системы обучения и воспитания.

Недооценка роли самовоспитания ослабляет действенность воспитательной работы, приводит к разрыву между воздействием воспитателей и результатами этого воздействия. При отсутствии самовоспитания может сложиться лишь пассивная личность без устойчивых убеждений и твердых взглядов, не способная к преодолению трудностей, возникающих в процессе трудовой деятельности будущего аудитора.

Нравственное самовоспитание – это активный, сознательный, целеустремленный процесс формирования и развития своих положительных и искоренения отрицательных качеств в соответ­ствии с общественными потребностями, личными нрав­ственными идеалами и характером деятель­ности; это – постоян­ная, систематическая работа по выработке знаний, умений, навы­ков и привычек, соответствующих моральным требованиям к со­временному человеку, специалисту. Нравственное самовоспитание предполагает интеллектуальное, эмоциональное и волевое разви­тие личности, навыков самоконтроля, управления собственными мыслями, чувствами, действиями, умения предвидеть ближайшие и перспективные результаты своей деятельности.

Нравственное самовоспитание студентов средних профессиональных образовательных учре­ждений входит в общий процесс воспитания и самовоспитания всех чле­нов общества. Но вместе с тем оно обладает некоторыми особен­ностями. К числу таких особенностей можно отнести то, что наряду с развитием общих личностных качеств оно включает в себя формирование особого рода специфических профессиональных качеств. Оно призвано развивать качества не только профес­сионального специалиста – аудитора, но и активного гражданина.

В условиях профессиональной деятельности нравственное самовоспитание – дело не только отдельного сотрудника, но и всего коллектива аудиторской организации. Индивидуальное и кол­лективное самовоспитание в оптимальном варианте гармонируют между собой и способствуют выработке социально и профессионально-значимых качеств личности спе­циалиста, его активной жизненной позиции, развивают у сотруд­ников чувство взаимной моральной ответственности, взаимовы­ручки, стимулируют усилия по овладению смежными специально­стями и выработке навыков взаимозаменяемости. Задача руководителей аудиторских коллективов состоит в том, чтобы развивать все формы индивидуального и коллективного самовоспитания сотрудников, специалистов. Организация и осуществление нравственного самовоспитания включает: изучение каждым ауди­тором общезначимых социально-качественных параметров личности цивилизованного общества, а также специфических качеств личности специалиста по аудиту (профессиограммы); самопознание и критическую самооценку деятельности и поведения, потребностей и способностей, сил и воз­можностей; планирование работы над собой, постановку це­лей, выработку программы и правил нравственного самовоспита­ния; изучение средств, методов и приемов самовоспитания; из­учение практики самовоспитания выдающихся личностей – пред­ставителей избранной профессии, педа­гогов, мыслителей, деяте­лей науки, культуры и политики; повышение собственной актив­ности во всех сферах деятельности.

В процессе самовоспитания сотрудник усваивает основные положения и принципы общече­ловеческой морали и их проявление в сфере избранной профессии; превращает эти знания в соци­ально значимые потребности, придает им личностный смысл, обретает уверенность в их истин­ности и жизненной необходимос­ти; реализует моральные знания и убеждения в работе, общест­венной жизни и быту.

Между процессами нравственного самовоспитания и нрав­ственного воспитания существует глубокая диалектическая вза­имосвязь и взаимообусловленность. Они соотносятся между собой как внешнее и внутреннее. Воспитание – одно из важнейших условий, в которых происходит процесс формирования личности специалиста. Условия, как известно, играют большую роль в лю­бом процессе, но источником развития являются все же внутрен­ние противоречия. Внешнее (воспитание) орга­нически причастно к становлению нового качества (человека), но только через внут­реннее (само­воспитание). Человек есть объект-субъект, и это, не­обходимо учитывать в процессе формирования личности специа­листа – аудитора. Действительное воспитание никогда не может быть отделено от самовоспитания, а образование – от самообразования. Действительное человеческое воспитание должно рассматриваться прежде всего как управление самовоспитанием. В этом – один из важ­нейших принципов фор­мирования личности специалиста в условиях перехода к цивилизованным отношениям рыночной экономики.

В процессе самопознания и нравственного самовоспитания используются многочисленные методы и приемы. Ограничить их какими-либо жесткими рамками невозможно. Дело в том, что теоретически стройной системы таких методов и приемов не соз­дано, а практика самопознания и самовоспитания настолько ин­дивидуальна, что можно сказать: сколько людей, столько и си­стем; каждый осознает и воспитывает себя по-своему. Учитывая это и не претендуя на исчерпывающий обзор, рассмотрим сущ­ность, познавательные и воспитательные достоинства некоторых, наиболее важных методов и приемов самопознания и нравствен­ного самовоспитания.

К числу таких методов относится прежде всего самонаблюде­ние. Самонаблюдение носит преднамеренный, целенаправленный характер, включает в себя определенный замысел и систему при­емов, но все же это только восприятие личностью самой себя, только чувственная опора для абстрактно-логического мышления о себе. Данные самонаблюдения – это лишь эмпирический мате­риал, один из начальных моментов самопознания, форма прояв­ления сущности. Результаты самонаблюдения необходимы для практических действий по самовоспитанию, а не являются само­целью. Превращение самонаблюдения в самоцель выливается в бесплодное и вредное «само­копание».

Самонаблюдение как динамический процесс принимает форму самоконтроля. Самоконтроль – самостоятельное регулирование личностью своего поведения, мотивов и побуждений. Самоконтроль предполагает наличие установки и критическое отношение к отклонениям от нее. Это – одна из важнейших функций самопознания личности и в то же время метод самовоспитания. При этом эффективность самоконтроля возрастает вместе с ростом надежности самонаблюдения.

В своем развитии самонаблюдение достигает этапа осмысле­ния результатов, и тогда оно пере­растает во вторую – логическую ступень самопознания. Дальнейшее углубление знаний личности о себе, проникновение им в собственную духовную сущность связаны с применением всего арсенала познавательных методов.

В частности, в практике самопознания и самовоспитания специалистов аудита широко приме­няется самоанализ. Но применяется он не всегда верно. Научный подход к самоанализу требует, чтобы объектом его были, главным образом, конкретные поступки, действия, отношения, а не «чистые» пере­живания, ибо ориентиром истинности самоанализа являются результаты труда, профессио­нальной деятельности. Нельзя допускать также односторонней направ­ленности самоанализа, увле­каться, например, анализом только своих отрицательных или только положительных черт. Анализу должны подлежать все главные стороны профессиональной дея­тельности, а завершая определенный этап анализа, надо сделать из него правильные выводы, поставить задачи и энергично их реализовать. Излишне глубокий самоанализ мелочей не приносит пользы.

Результатом применения самоанализа и других методов само­познания (синтеза, аналогии, сравнения) специалиста-аудитора выступает его самооценка, являющаяся одной из основных функций самопо­знания и предпосылок нравственного самовоспитания. Самооценка – проявления морального самосознания и совести личности, оценка своих собственных поступков, нравственных качеств, убеждений, мотивов. Моральное самосознание – осознание человеком себя как личности и своего места в обществе (группе), а также в совместной общественной деятельности людей. Адекват­ность самооценки зависит от степени зрелости специалиста и развивается вместе с его развитием. Критериями оценки челове­ком самого себя выступают те требования, которые он предъявля­ет к другим. Основа самооценки – не чистая умозрительная ре­флексия, а прежде всего анализ деятель­ности (учебы, работы).

Социологический анализ, проведенный в среде молодых специалистов-аудиторов с исполь­зо­ванием «таблиц самооценок», показал, что 86,4% част­ных самооценок (всего обследовано 250 человек) совпадали с оценками, даваемыми им начальниками. 13,6% самооценок оказались завы­шенными или заниженными. Следует подчеркнуть, что отклонение от истины в самооценке незамедли­тельно сказывается на профессиональной деятельности и совершенство­вании человека. Если молодой специалист переоценивает себя, то он обычно перестает работать над собой. Недооценка же своих сил, возмож­ностей порождает неверие в успех и также может повлечь пре­кращение самовоспитания. Без верного отношения к собственной личности не может быть эффективного нравственного само­воспи­тания и успехов в работе.

Адекватность самооценки свидетельствует о высоком уровне и зрелости специалиста, определяет веру его в себя, достоинство, меру активности. На основе такой самооценки осуществляется опти­мальное саморегулирование поведения и деятельности в си­стеме межличностных отношений, в служебном коллективе, об­ществе в целом. Следует развивать и поощрять строгую само­оценку специалистов. Объективно оценивая подчиненных, на­чальник тем самым учит их строгой само­оценке.

В ходе работы над собой молодые специалисты-аудиторы прибегают к самоучету и самоотчету. Способность отда­вать себе отчет во всех своих действиях – важное качество аудитора. Развитию этой способности служит регулярное подве­дение итогов своей работы. Поло­жительную роль в развитии самосознания и нравственного само­воспитания молодого специалиста оказывают выска­зывания о нем началь­ников, товарищей. Способствуют этому и характеристики, отзы­вы, аттестации, в которых проявляется к аудитору максимум объективности и доброжелательности. Все это сти­мулирует само­учет и самоотчет молодых специалистов. Они начинают приме­нять ежедневный самоучет. Эффективность самоучета-самоотчета повышается, если распределить работу на день по часам. Такая система дает хороший материал для анализа, выводов и планиро­вания дальнейшей работы над собой, способствует повышению уровня эффективности принятия моральных решений. Моральное решение – рациональная процедура морального сознания, осуществляющего выбор поступка, отдавая предпочтение определенным моральным ценностям.

В процессе нравственного самовоспитания применяется метод самопринуждения. Самопри­нуждение – особая функция воли, направленная на при­нуждение себя совершать определенные действия. Его ценность и действенность повышается, когда оно вызывается внутренними по­буж­дениями, готовится заранее. Наибольшего усилия воли тре­бует ситуация, когда человек побуждает себя к действию, которое ему «не по душе». Одной из форм самопринуждения выступает осознанное подчинение себя другому лицу (начальнику, товарищу), или тем или иным обстоятельствам про­ведения аудита. Выполнение нормативных положений, стандартов аудиторской деятельности, соблюдение всех требований Кодекса этики аудиторов – это тоже нравственное самовоспитание, которое происходит иногда с трудом, противоречиво.

Средством борьбы с вредными привычками, нездоровыми на­строениями выступает самообла­дание. Самообладание – это спо­собность «не терять» себя в минуты опасности, подавлять в себе страх, искушение, другие сильные чувства и эмоции, сохранять ясность ума и силу воли. Самооб­ладание – это моральное качество, выражающееся в способности и привычке человека контроли­ровать чувственную сторону совей психики (чувства, эмоции, желания, привычки, склонности) и подчинять свою деятельность решению сознательно поставленных перед собой задач. Самообла­дание характеризуется: наличием мо­ральных чувств высшего порядка (любви к Родине, непоко­леби­мого оптимизма, веры в правоту своего дела и т.п.); умением ори­ентироваться в сложной обста­новке; наличием сильной воли. Проявления героизма и самопожертвования, самоотверженные действия связаны именно с самообла­данием. Самообладание обычно проявляется во внутреннем спо­койствии. Это спокойствие, хладнокровие легче достигается рас­судительным человеком, при­выкшим взвешивать и обдумывать, чем импульсивным, у которого побуждение к действию непо­сред­ственно переходит в исполнение. От сотрудников аудиторских фирм оперативная обстановка при проведении аудита часто требует большого самообладания, и развивать его следует смо­лоду.

Значение дисциплины в аудиторской деятельности обще­известно, но задача состоит в том, чтобы превратить дисциплину в самодисциплину. Самодисциплина – это высшая форма дисци­плины аудитора, основанная на осознанной необходи­мости действовать в строгом соответствии с тре­бованиями профессиональных и этических норм. Это – полная власть над самим собой в инте­ресах дела, которому служишь, в интересах повышения репутации и имиджа своей фирмы. Самодисци­плина охватывает не только вопросы, связанные с работой, но и все вопросы жизни аудитора как человека.



Индекс материала
Курс: Профессионально-нравственная культура аудитора
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Понятие нравственной культуры. Основные элементы профессионально-нравственной культуры аудитора
Профессиональная компетентность аудитора и проблемные ситуации выбора
Основные проблемы делового общения
Понимание как психологическая основа этики и культуры деловых отношений
Процедуры и методы профессионального общения аудитора
Понятие этикета. Этикет и нравственная культура
Деловой этикет как проявление профессионально-нравственной культуры аудитора
Соблюдение аудитором правил служебного этикета
Факторы – показатели профессионально-нравственной деформации и ее основные причины
Основы, на которых строится профессионально-нравственное воспитание аудиторов
Нравственное самовоспитание аудиторов как фактор развития личности аудитора
Методы самопознания и нравственного самовоспитания
Все страницы