Курс: Нравственные аспекты деятельности коллектива аудиторской фирмы - Становление и основные этапы развития коллектива |
Страница 8 из 12
Становление и основные этапы развития коллектива Любой профессиональный коллектив выполняет специфические, только ему отведенные в данной структуре социальной системы общественно значимые функции по достижению поставленных целей. Не являются исключением и коллективы аудиторских организаций или фирм, которые отличаются достаточным многообразием и многоаспектностью. Принято считать, что в каждой из самостоятельных подсистем совокупной социальной системы первоначальную основу составляет трудовой коллектив на конкретном управленческом уровне с присущими для его членов нравственно-этическими, психолого-педагогическими и иными свойствами личности. К их числу можно отнести повышенное чувство ответственности за выполнение профессионального долга, взаимопомощь, взаимовыручку, чувство коллективизма и сплоченности, гордости за выбранную престижную специальность. Уровень их развития позволяет при минимальных ресурсных затратах достигнуть оптимального конечного результата, так как в условии совместных действий при положительном моральном климате результативность деятельности всех членов коллектива заметно возрастает. В этой связи встает закономерно вопрос, любое ли собрание следует считать профессиональным коллективом? В научной литературе под профессиональным коллективом понимается специально сформированное (созданное на правовой основе) объединение людей, в котором каждый из его членов связан едиными и общезначимыми целями либо интересами с четко обозначенными обязанностями и которое реализует свои полномочия в ресурсном обеспечении. В таком коллективе играют важную роль различные личностно-качественные характеристики его членов и мотивация их поступков, а также правовая основа их деятельности. Другими словами, как принято сейчас говорить, помимо внешней среды функционирования такого коллектива большое значение придается и внутренним условиям его деятельности. В профессиональных коллективах аудиторских фирм ярко проявляются требования сочетания интересов отдельной личности, самого коллектива и всего общества. Достижение названной задачи осуществляется различными мерами, например, перестройкой организационных структур аудиторской организации – изменением, дополнением или сужением ее основной функции, совершенствованием правовой основы деятельности, переподчинением тому или иному ведомству и др. Принципиально аудиторские организации имеют единые организационно-правовые основания для формирования и функционирования, а также характерные для них полномочия и специфические нравственно-этические и психолого-педагогические качественные характеристики. К таким характеристикам следует отнести: - сложившуюся общезначимую в данном обществе систему ценностей, формирующую нравственно-этическую, психолого-педагогическую и социально-правовую целостность коллектива; - наличие единства целей и профессиональной воли всех членов данного аудиторского коллектива; - постоянно реализуемые в деятельности аудиторского коллектива специальные принципы его организации и функционирования (законность, этичность, взаимодействие, координация, взаимопомощь и другие); - формирование и поддержание в аудиторском коллективе определенного морального климата через выработку коллективного мнения, положительного настроения, поддержание самоотверженных поступков, требований соблюдения профессионального долга и чести, этического кодекса, законодательных актов, стандартов, аудиторской деятельности; - научно обоснованное ресурсное обеспечение деятельности аудиторского коллектива. Каждый аудиторский коллектив является постоянно и динамично изменяющимся социальным организмом, проходящим различные этапы и стадии его организации, становления, развития и реорганизации. На каждом из таких этапов достигается соответствующий уровень развития, который определяется своими нравственно-этическими, психолого-педагогическими и организационными качественными характеристиками. Выделение каждого из названных элементов на различных этапах развития находит свое естественное и закономерное проявление, выделяет их очередность и создает определенную систему приоритетов. Таким путем аудиторский коллектив достигает своей оптимальной организационной структуры, а его члены – морально-этического единства, т.е. создаются необходимые условия для совершенствования у членов коллектива профессиональных навыков и умений, высокой общей и профессиональной культуры. Коллектив аудиторской фирмы в силу специфики выполняемой им основной функции должен отличаться высокой общей профессиональной культурой, повышенной организованностью и ответственностью за выполняемую работу, профессиональной компетентностью. Кроме того, особое место здесь принадлежит руководителю, который призван обеспечить выполнение всех видов задач через реализацию профессионально-нравственного потенциала коллектива. На первом этапе организации деятельности аудиторского коллектива, при его формировании власть руководителя осуществляется преимущественно через проявление его властных полномочий. Это происходит до того периода, когда будут в основном осознаны общезначимые цели, соотнесены мотивы и интересы общества с интересами всего коллектива, т.е. когда произойдет естественное сплачивание всех членов коллектива, признание коллективом формального и неформального лидера в одном лице; тогда каждый служебный коллектив конкретного правоохранительного органа достигает определенного уровня и в нравственных отношениях. Здесь проявляются четко выработанные устойчивые формы поведения, создаются традиции, осознаются и формируются определенные нравственные ценности (с годами такое положение становится устоявшимся, оно поддерживается большинством членов коллектива автоматически, без каких-либо ресурсных затрат и физических усилий). При этом любое изменение, приводящее к существенным преобразованиям в коллективе: смена лидера, принятие на работу большого числа специалистов из других организаций с различным опытом и стажем работы, уровнем профессионального образования и тому подобным – вызывает в коллективе неприятие этого большинством его членов. Это грозит появлением конфликтов и вызывает необходимость учитывать существующие межличностные отношения, сложившиеся традиции, неформальные связи в данном коллективе при принятии непривычных для данного коллектива решений. К особенностям вновь создаваемого коллектива сотрудников аудиторской организации относится следующее. 1. Высокая общественная значимость целей и задач деятельности аудиторских организаций, где помимо высоких требований в профессиональной подготовке выдвигаются и повышенные требования к нравственным качествам специалистов. 2. Достаточно жесткие и детально регламентированные требования к выполнению функций профессиональной деятельности каждым членом коллектива вне зависимости от занимаемой должности. Как правило, здесь преобладают формально закрепленные функциональные обязанности с четко обозначенным порядком и условиями их исполнения. Они базируются на основе обязательного выполнения требований всех существующих правовых кодексов и иных законодательных актов, строгого соблюдения субординации, на детальной регламентации координации и взаимодействия между собой различных специалистов. При этом зачастую вновь принимаемые нормативные акты не в полной степени согласованы с уже существующими, что порождает определенные противоречия при их исполнении. Это, естественно, сказывается на межличностных отношениях между членами коллектива и приводит к конфликтным ситуациям при реализации принятых решений. 3. Определенная «закрытость» многих аспектов деятельности коллективов аудиторских организаций в силу выполнения ими специфических функций, которая порождает определенное противоречие, поскольку, с одной стороны, необходимо обеспечить соблюдение конституционных прав и свобод личности при достаточной информированности населения, а с другой – необходимо соблюдать государственную, служебную и иную тайну. Это противоречие накладывает особый отпечаток на нравственные аспекты деятельности членов аудиторского коллектива. 4. Выполнение наибольшего объема и количества профессиональных задач осуществляется преимущественно низовыми звеньями в аудиторских коллективах. Такая работа проводится, как правило, без широкого обмена мнениями между членами коллектива, на основе сложившихся традиции и обычаев (помимо существующей нормативной базы). В этом случае такие нравственные ценности, как взаимовыручка и взаимопомощь аудиторов между собой, чувство сотоварищества и другие моральные качества, естественно, имеют свое проявление. Аудиторский коллектив в своем развитии проходит несколько стадий, определяющих степень его зрелости и уровень профессионально-нравственного развития его членов. Первая стадия развития коллектива – стадия формирования, на которой руководитель формулирует основные цели и требования, определяет задачи, место действия каждого сотрудника, формы и виды взаимодействия членов коллектива. На этой стадии особенно заметны различные интересы членов коллектива, их степень подготовленности к исполнению основных функциональных обязанностей, ясно проявляется мотивировка отношения к работе и конечным результатам. Поэтому здесь, как правило, преобладают жесткие требования административного регулирования, авторитарный стиль управления, и менее выражены в поступках нравственные убеждения каждого члена коллектива. На этой стадии последовательные, справедливые и целенаправленные требования руководителя постепенно приводят членов коллектива к тому, что среди них наиболее профессионально подготовленные и ответственные сотрудники начинают поддерживать руководителя, оказывать ему всяческое содействие, показывать примеры добросовестного и творческого отношения к труду, активно влиять на инертную, социально запущенную часть коллектива (аутсайдеров). Вторая стадия развития коллектива – стадия разделения или дифференцирования коллектива, когда выделяются инициативные, добросовестные, творчески настроенные на работу лица, с одной стороны, и лица, склонные к нарушению дисциплины труда, недобросовестно относящиеся к выполнению обязанностей, нравственно деформированные, имеющие пристрастие к спиртным напиткам, с другой. На этой стадии зримо выявляется актив коллектива и происходит индивидуализация подхода к оценке каждого сотрудника по конкретным результатам его труда и отношению к нему. Третья стадия развития коллектива – стадия синтеза интересов большинства членов коллектива, на которой устанавливаются отношения взаимопомощи и взаимовыручки, максимально повышается роль актива коллектива. К руководителю со стороны актива все чаще предъявляются обоснованные и справедливые требования, а его негативные действия получают наиболее точную и справедливую оценку со стороны большинства членов коллектива. Четвертая стадия развития коллектива – стадия достижения целостного уровня развития коллектива. Такой аудиторский коллектив отличается достаточно высокой степенью сознательности, готовностью добросовестного отношения к выполняемой работе, в нем обострено чувство справедливости порядочности и доброжелательности, вызывают осуждение проявления нарушений трудовой и служебной дисциплины. К руководителю со стороны коллектива предъявляются определенные требования и его решения получают принципиальную оценку коллектива. На этой стадии широко используются морально-этические нормы, сложившиеся традиции и обычаи. Проявление чисто административных отношений начинает как бы ослабевать, и их замешают морально-этические нормы. На данной стадии заканчивается первый этап формирования аудиторского коллектива. Дальнейшее его развитие осуществляете на последующих этапах. На втором этапе происходит стабилизация достигнутого уровня профессионально-нравственной целостности коллектива. На третьем этапе осуществляется нахождение оптимального сочетания профессионального долга и личных интересов членов служебного коллектива. На четвертом этапе достигается максимальное сочетание служебных требований и личных интересов членов коллектива на основе сочетания морально-этической зрелости коллектива и административных требований к выполнению функциональных обязанностей аудиторами. Можно указать еще на один этап, который наступает при трансформации (распаде) коллектива в силу различных обстоятельств (при существенном изменении политического или экономического курса государства, при изменении профиля аудиторской фирмы, передаче ряда функций и подразделений в другую организацию и т.д.). Каждый из выше перечисленных этапов имеет стадии развития и на ином уровне качественных характеристик повторяет стадии развития первого этапа. Отношения в аудиторском коллективе могут быть следующие: - отношения по вертикали – это межличностные связи, образующиеся между руководителями и подчиненными, лидерами и остальными членами коллектива, в целом между людьми, занимающими во внутриколлективной официальной должностной иерархии разное положение; - отношения по горизонтали – это межличностные связи членов коллектива, занимающих одинаковое официальное и неофициальное положение (коллеги); - официальные отношения, возникающие на должностной основе. Они устанавливаются законом, регулируются уставом, положениями, утвержденными правилами; - неофициальные складываются на базе личного отношения человека к человеку. Для них не существует общепринятых законов и норм, твердо установленных требований и положений; - деловые межличностные – это отношения, которые возникают в связи с совместной работой людей или по ее поводу; - личные отношения складываются независимо от выполняемой работы. В слаженном коллективе формируется система деловых и личных взаимоотношений, которые хорошо дополняют друг друга и играют различную роль в удовлетворении потребностей и интересов членов коллектива. Личные отношения относятся к разряду неофициальных, но при этом все официальные следует «держать в уме». Личные отношения иногда имеют любопытные синонимы, такие как «честь мундира», «дух коллектива», «лицо команды» и пр. В чрезвычайных или критических ситуациях, в отсутствие или при разрушении официальных отношений на первый план выходят личные. Рассмотрим некоторые их проявления: – лояльность: члены коллектива могут ссориться и спорить друг с другом, но для внешнего окружения они составляют единый фронт; можно критиковать друг друга, но твердо отметать внешнюю критику; – уважение: члены коллектива признают превосходство коллег, их особые познания в некоторых областях и считаются с ними, несмотря на личные пристрастия; – толерантность: члены коллектива мирятся с недостатками друг друга; кто-то из них может иметь раздражающую привычку, но другие скорее стерпят это, чем станут работать с кем-то посторонним; – полное доверие: члены коллектива знают, что получат помощь от любого другого, потому что сами всегда оказывают ее любому другому, когда это необходимо. Толерантность – терпимость к разного рода взглядам, привычкам, способам и нормам поведения, отличным от тех, которых придерживаются субъект, группа. Доверие – отношение к действиям другого лица и к нему самому (соучастнику в общем деле, партнеру, руководителю), которое основывается на убеждении в его верности, добросовестности, честности. Таким образом, во-первых, коллективы аудиторских организаций по своим характеристикам сложны, многогранны и многофункциональны. Складывающиеся в них взаимоотношения во многом зависят от поставленных перед ними целей, характера и специфики основных производственных функций, сформировавшихся организационных структур, наличия у большинства их членов общей, правовой и специальной (профессиональной) культуры, использованных ими в своей деятельности опыта, традиций, обычаев, а также психолого-физиологических и морально-этических характеристик, присущих абсолютному большинству его работников и стилю управления коллективом со стороны его руководителя. Во-вторых, каждому члену коллектива должен быть присущ комплекс нравственных, психолого-педагогических качеств личности, которые по своему содержанию могут быть подразделены на следующие группы: а) качества гражданские – патриотизм, интернационализм, социальная активность, принципиальность, справедливость и др.; б) качества трудовые – трудолюбие, профессионализм, компетентность, деловитость, хозяйственность, бережливость, усердие и др.; в) качества нравственные – гуманизм, честность, скромность, благородство, вежливость, эмпатия, великодушие, верность, самоотдача, самопожертвование и др.; г) качества морально-профессиональные – дисциплинированность, мужество, решительность, принципиальность, преданность, объективность, обязательность и др.; д) качества психолого-педагогические – выдержанность, тактичность, корректность, лояльность, чуткость, эмпатия и др. Эмпатия – способность понимать внутреннее состояние других людей и сопереживать им. Естественно, названные качества по своему содержанию не могут быть застывшими. Они постоянно совершенствуются и развиваются в сознании личности под воздействием социально-экономических и правовых преобразований в обществе, изменения общезначимых моральных ценностей, целесообразности выбора способа и форм в освоении, степени обеспечения нормативной базы их функционирования. Однако одно остается неизменным – это обязательная их совокупность и концентрация в личности каждого члена коллектива любой аудиторской организации вне зависимости от того, какую бы функциональную деятельность она конкретно ни выполняла. Такая деятельность должна составлять комплекс мер социально-экономического, нравственного, волевого и организационно-нормативного характера.
|