Курс: Нравственные аспекты деятельности коллектива аудиторской фирмы - Принципы организации труда и ответственности в коллективе аудиторской фирмы

 

Принципы организации труда и ответственности в коллективе аудиторской фирмы

В соответствии с правилом (стандартом) аудиторской дея­тельности «Внутрифирменный кон­троль качества аудита» про­фессиональные сотрудники аудиторской организации с точки зрения функций, выполняемых в ходе аудита, могут быть раз­делены на следующие категории:

а) руководители аудиторской организации;

б) руководители аудиторских проверок;

в) старшие аудиторы (руководители звеньев или групп);

г) рядовые участники аудиторских проверок.

Что представляет собой иерархически организованная структура или иерархическая лестница группы специалистов, работающих с конкретным экономическим субъектом, каковы ее основные компоненты? Иерархическая лестница – это расположение служебных званий, чинов в порядке их подчинения.

Все группы аудиторских проверок подчиняются руководителю аудиторской организации. В подчинении руководителя конкретной аудиторской проверки находятся: два старших аудитора, юрист, старший эксперт, привлеченный специалист. Один из старших аудиторов имеет в своем подчинении аудитора, которому подчиняются в свою очередь ассистент и стажер. Другой старший аудитор имеет в своем подчинении двух аудиторов. Такова примерная структура соподчиненности группы аудиторов, работающих с экономическим субъектом средних размеров.

С точки зрения осуществляемых в ходе аудита функций руководи­телем аудиторской органи­зации является сотрудник, входящий в ее ад­министрацию и (или) относящийся к числу собствен­ников. В крупных организациях таких лиц может быть несколько: директор, заместители директора, директора департаментов. Желательно, чтобы они были ат­тестованы по одной из аудиторских специализаций. Такой руководящий работник должен иметь право подписи аудиторского заключения, со­ставляемого от имени аудиторской организации. Подразумевается, что руководитель аудиторской организации несет ответственность за рабо­ту организации в целом, включая ее этический аспект в соответствии с уставом данной организации.

Организация – это процесс создания структуры аудиторской фирмы, которая дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения общих целей. Организация как процесс – это функция, которая связана с систематической координацией многих задач и формальных взаимоот­ношений специалистов, их выполняющих. Очень важная, но не очень заметная сторона устройства организаций – это взаимоотношения полномочий, которые связы­вают высшее руководство с более низкими уровнями работников и обес­печивают возможность распределения и координации задач. Руко­водство устанавливает отношения между уровнями полномочий путем делегирования полно­мочий и ответственности.

Делегирование в теории управления означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Это средство распределения задач среди сотрудников, выполнить которые необходимо для достижения целей всей орга­низации. Если важная задача не делегирована другому человеку, руководитель вынужден будет выполнять ее сам. Но в большинстве случаев это просто невозможно, так как время и способности ру­ководителя ограничены. Делегирование, по сути, превращает чело­века в руководителя.

Несмотря на свое значение, делегирование – часто неправильно понимаемая и неправильно исполь­зуемая концепция управления. Не понимая сущности и необходимости делегирования, многие пред­приниматели терпели неудачу, когда организации, создаваемые ими, становились более крупными.

Ответственность представляет собой обязательство выполнять поставленные задачи и отвечать за их удовлетворительное решение. Под обязательством понимают вы­полнение конкретных рабочих требований, соответствующих оп­ределенной должности в орга­низации. Человек заключает контракт с организацией на выполнение задач определенной должности в обмен на получение определенного вознаграждения. Ответственность означает, что работник отвечает за результаты выполнения задачи перед тем руководителем, который передает ему полномочия.

Например, руководитель аудиторской проверки несет ответственность перед руководителем аудиторской организации. Понятие ответственности имеет комплексный характер: правовая, орга­низационная (законодательные и нормативные акты), этическая (Кодекс аудитора), моральная (авторитет в коллективе) ответственность.

При этом важно осознавать, что делегирование не подразуме­вает полную передачу ответст­венности. Руководитель не может сокращать свою ответственность, передавая ее подчиненному. Лицо, на которое возложена ответственность за решение какой-либо задачи, не обязано выполнять ее лично, оно остается ответ­ственным за удовлетворительное завершение работы (например, ауди­торской проверки).

Если кто-то из аудиторов примет ответствен­ность за выпол­нение аудита, то организация должна предоставить ему требуемые ресурсы. Руководство осуще­ствляет это путем делегирования полномочий вместе с задачами.

Полномочия представляют собой ограниченное право использо­вать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотруд­ников на выполнение задач, определенных аудиторской проверкой. Полномочия делегируются должности, а не человеку, который занимает ее в данный момент. Когда человек меняет работу, он теряет полномочия старой должно­сти и получает полно­мочия новой. Однако, поскольку делегирование невозможно, пока на должности нет человека, обычно говорят о де­легировании полномочий человеку.

Согласно классической концепции полномочия передаются от высших к низшим уровням организации. Например, на российском предприятии чаще всего руко­водитель расчетного отдела получает свои полномочия от главного бухгалтера, а тот – от гене­рального директора. Это и есть концепция делегирова­ния полномочий руководителями своим подчиненным.

Однако подчиненный имеет право отклонить требования на­чальника. Если подчиненный не принимает полномочий от руково­дителя, то передачи полномочий не происходит, это и есть кон­цеп­ция принятия полномочий. Концепция принятия полномочий при­знает существование такой власти, которая часто уменьшает воз­можности руководителей применять своя полномочия.

Полномочия являются ограниченным пра­вом использовать ресурсы и командовать людьми. Внутри органи­зации эти пределы обычно определяются политикой, проце­дурами, правилами и должностными инструкциями, изложенными в пись­менном виде, или пере­даются подчиненному устно. Лица, выходя­щие за эти пределы, превышают свои полномочия.

Пределы полномочий расширяются в направлении более высоких уровней управления орга­низации. Но и полномочия высшего руко­водства, конечно, ограничены. Большая часть полномочий руководи­теля определяется традициями, нравами, культурными стереотипами и обычаями, иногда не меньше, чем формальными законами.

Полномочия и власть нередко путают друг с другом. Полномочия определяются как делеги­рованное, ограниченное, присущее данной должности право использовать ресурсы организации. Власть пред­ставляет собой реальную способность действовать или возможность влиять на ситуацию. Можно иметь власть без полномочий. Например, финансовый директор предприятия уполномочен подписывать пла­тежные поручения и обладает властью или способностью переводить деньги на собственный банковский счет. Однако его полномочия ограничены законными операциями. Если он совершит кражу, генеральный директор обладает и властью, и полномочиями для того, чтобы его уволить. Но, разработав хитрый план, нечестный финан­сист избежит преследования, скрывшись из страны. Полномочия определяют, что человек, занимающий должность, имеет право делать. Власть определяет, что он может делать.

Аудитор, обладающий властными полномочиями в отношении других специалистов, должен серьезно относиться к необ­ходимости того, чтобы специалисты вырабатывали собственные сужде­ния по бухгалтерским вопросам и в дальнейшем придерживались этих суждений. Такой аудитор-руко­водитель должен профессионально подхо­дить и к расхождениям во мнениях. Аудиторы должны представлять финансовую инфор­мацию в полном объеме, честно, на должном этическом и про­фес­сиональном уровне, так, чтобы она была понятна. Форма финансовой и нефинансовой информа­ции должна позволять четко описывать истинный характер существующего положения дел. От сотруд­ников на законном основании нельзя требовать, чтобы они:

- нарушали закон;

- нарушали правила и стандарты своей профессии;

- обманывали или вводили в заблуждение (в том числе храня молча­ние) лиц, выступающих в качестве аудиторов работодателя;

- подписывались под заявлением, которое существенно искажает факты, или иным образом были связаны с таким заявлением.

Таким образом, нельзя требовать от аудиторов, чтобы они нарушали этический принцип объективности и выполняли свою работу нечестно. Честность – одно из важнейших требований нравственного, этичного поведения, включающее справедливость, принципиальность, верность принятым обязательствам. Честность и объективность являются одним из требований Кодекса этики аудиторов, их моральной и профессиональной обязанностью. Моральная обязанность – нравственное требование, выступающее как долг человека, как возлагаемая на него задача. В отличие от категории долга, понятие обязанности имеет, с одной стороны, более общий характер, поскольку в нем формулируются требования, равно относящиеся ко множеству людей, а с другой – более конкретный характер, так как оно раскрывает содержание предписываемых человеку поступков (что именно он должен делать). Долг человека состоит в том, чтобы выполнять определенные обязанности.

Различные точки зрения в отношении правильного решения бух­галтерских или этических вопросов обычно должны быть обсуждены и урегулированы в рамках организации сотрудников, в первую очередь, с непосред­ственным начальником этих сотрудников, а затем, в случае продолжения разногласий по существенным вопросам этического характера, – с руководителями более высокого уровня.

Следует подчеркнуть, что привлечение одних и тех же специалистов среднего звена ауди­торской организации к выполнению аудиторских заданий в течение дли­тельного периода времени может создавать угрозу независимости. Для установления профессиональных и нравственных отношений требуется значительное время, но если такие отношения налажены, обычно обеспечивается макси­мальная эффективность. И клиент, и аудитор, как правило, заинтере­сованы в постоянном участии одних и тех же старших аудиторов, руково­дителей аудиторских групп или бригад в аудите. Как и в случае семейных и личных отношений между аудитором и теми, кого он проверяет, суще­ствует опасность того, что длительное участие одного лица в аудитор­ской работе для клиента приведет к установлению тесных отношений с ним и это будет рассматриваться как угроза объективности и незави­симости. Помимо прочего, возникают вопросы контроля качества, по­скольку аудитор, давно знакомый с деятельностью клиента, может чрез­мерно полагаться на свою осведомленность при выполнении аудитор­ских процедур и вынесении суждений в связи с ключевыми аудиторски­ми решениями. Этическая оценка этих суждений дается в зависимости от того, какая степень соде­янного имела место в действительности, был ли совершен проступок. Деяние – действие, рассмат­риваемое с точки зрения его практического содержания и достигнутого результата (что объективно совершено человеком). Проступок – поступок, по своему содержанию представляющий нарушение требований морали. Проступки бывают намеренные и ненамеренные. Намерение – решение человека совершить действие (поступок) и достигнуть определенного результата.

В аудиторской организации должны предприниматься меры к обеспечению регулярной ротации старших сотрудников, работающих по заданию. Если ротация невозможна, для достижения тех же целей не­обходимо позаботиться о процедурах проверки работы таких сотрудни­ков, своевременном получении сведений об их профессиональных и моральных характеристиках. Сроки и характер ротации персонала, работающего над выполнени­ем задания, в особенности партнеров (высших руководителей аудитор­ской организации), отвечающих за такое задание, зависят от многих прак­тических и этических соображений. Подобная ротация должна обес­печивать не только беспрепят­ственную передачу дел между сотрудника­ми, но и их морально-психологическую совместимость.

 



Индекс материала
Курс: Нравственные аспекты деятельности коллектива аудиторской фирмы
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Этические аспекты стратегии деятельности аудиторской фирмы
Принципы организации труда и ответственности в коллективе аудиторской фирмы
Основные моральные приоритеты репутации коллектива аудиторской фирмы
Особенности и пути преодоления этических коллизий, связанных с оценкой аудиторского риска
Имидж аудиторской фирмы
Становление и основные этапы развития коллектива
Морально психологический климат коллектива и профессионально-этический потенциал кадров
Моральные конфликты и конфликтные ситуации
Особенности конфликтных ситуаций в работе аудиторов с клиентом
Руководитель как организатор нравственных отношений в аудиторском коллективе
Все страницы