Курс: Нравственные аспекты деятельности коллектива аудиторской фирмы - Принципы организации труда и ответственности в коллективе аудиторской фирмы |
Страница 4 из 12
Принципы организации труда и ответственности в коллективе аудиторской фирмы В соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Внутрифирменный контроль качества аудита» профессиональные сотрудники аудиторской организации с точки зрения функций, выполняемых в ходе аудита, могут быть разделены на следующие категории: а) руководители аудиторской организации; б) руководители аудиторских проверок; в) старшие аудиторы (руководители звеньев или групп); г) рядовые участники аудиторских проверок. Что представляет собой иерархически организованная структура или иерархическая лестница группы специалистов, работающих с конкретным экономическим субъектом, каковы ее основные компоненты? Иерархическая лестница – это расположение служебных званий, чинов в порядке их подчинения. Все группы аудиторских проверок подчиняются руководителю аудиторской организации. В подчинении руководителя конкретной аудиторской проверки находятся: два старших аудитора, юрист, старший эксперт, привлеченный специалист. Один из старших аудиторов имеет в своем подчинении аудитора, которому подчиняются в свою очередь ассистент и стажер. Другой старший аудитор имеет в своем подчинении двух аудиторов. Такова примерная структура соподчиненности группы аудиторов, работающих с экономическим субъектом средних размеров. С точки зрения осуществляемых в ходе аудита функций руководителем аудиторской организации является сотрудник, входящий в ее администрацию и (или) относящийся к числу собственников. В крупных организациях таких лиц может быть несколько: директор, заместители директора, директора департаментов. Желательно, чтобы они были аттестованы по одной из аудиторских специализаций. Такой руководящий работник должен иметь право подписи аудиторского заключения, составляемого от имени аудиторской организации. Подразумевается, что руководитель аудиторской организации несет ответственность за работу организации в целом, включая ее этический аспект в соответствии с уставом данной организации. Организация – это процесс создания структуры аудиторской фирмы, которая дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения общих целей. Организация как процесс – это функция, которая связана с систематической координацией многих задач и формальных взаимоотношений специалистов, их выполняющих. Очень важная, но не очень заметная сторона устройства организаций – это взаимоотношения полномочий, которые связывают высшее руководство с более низкими уровнями работников и обеспечивают возможность распределения и координации задач. Руководство устанавливает отношения между уровнями полномочий путем делегирования полномочий и ответственности. Делегирование в теории управления означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Это средство распределения задач среди сотрудников, выполнить которые необходимо для достижения целей всей организации. Если важная задача не делегирована другому человеку, руководитель вынужден будет выполнять ее сам. Но в большинстве случаев это просто невозможно, так как время и способности руководителя ограничены. Делегирование, по сути, превращает человека в руководителя. Несмотря на свое значение, делегирование – часто неправильно понимаемая и неправильно используемая концепция управления. Не понимая сущности и необходимости делегирования, многие предприниматели терпели неудачу, когда организации, создаваемые ими, становились более крупными. Ответственность представляет собой обязательство выполнять поставленные задачи и отвечать за их удовлетворительное решение. Под обязательством понимают выполнение конкретных рабочих требований, соответствующих определенной должности в организации. Человек заключает контракт с организацией на выполнение задач определенной должности в обмен на получение определенного вознаграждения. Ответственность означает, что работник отвечает за результаты выполнения задачи перед тем руководителем, который передает ему полномочия. Например, руководитель аудиторской проверки несет ответственность перед руководителем аудиторской организации. Понятие ответственности имеет комплексный характер: правовая, организационная (законодательные и нормативные акты), этическая (Кодекс аудитора), моральная (авторитет в коллективе) ответственность. При этом важно осознавать, что делегирование не подразумевает полную передачу ответственности. Руководитель не может сокращать свою ответственность, передавая ее подчиненному. Лицо, на которое возложена ответственность за решение какой-либо задачи, не обязано выполнять ее лично, оно остается ответственным за удовлетворительное завершение работы (например, аудиторской проверки). Если кто-то из аудиторов примет ответственность за выполнение аудита, то организация должна предоставить ему требуемые ресурсы. Руководство осуществляет это путем делегирования полномочий вместе с задачами. Полномочия представляют собой ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение задач, определенных аудиторской проверкой. Полномочия делегируются должности, а не человеку, который занимает ее в данный момент. Когда человек меняет работу, он теряет полномочия старой должности и получает полномочия новой. Однако, поскольку делегирование невозможно, пока на должности нет человека, обычно говорят о делегировании полномочий человеку. Согласно классической концепции полномочия передаются от высших к низшим уровням организации. Например, на российском предприятии чаще всего руководитель расчетного отдела получает свои полномочия от главного бухгалтера, а тот – от генерального директора. Это и есть концепция делегирования полномочий руководителями своим подчиненным. Однако подчиненный имеет право отклонить требования начальника. Если подчиненный не принимает полномочий от руководителя, то передачи полномочий не происходит, это и есть концепция принятия полномочий. Концепция принятия полномочий признает существование такой власти, которая часто уменьшает возможности руководителей применять своя полномочия. Полномочия являются ограниченным правом использовать ресурсы и командовать людьми. Внутри организации эти пределы обычно определяются политикой, процедурами, правилами и должностными инструкциями, изложенными в письменном виде, или передаются подчиненному устно. Лица, выходящие за эти пределы, превышают свои полномочия. Пределы полномочий расширяются в направлении более высоких уровней управления организации. Но и полномочия высшего руководства, конечно, ограничены. Большая часть полномочий руководителя определяется традициями, нравами, культурными стереотипами и обычаями, иногда не меньше, чем формальными законами. Полномочия и власть нередко путают друг с другом. Полномочия определяются как делегированное, ограниченное, присущее данной должности право использовать ресурсы организации. Власть представляет собой реальную способность действовать или возможность влиять на ситуацию. Можно иметь власть без полномочий. Например, финансовый директор предприятия уполномочен подписывать платежные поручения и обладает властью или способностью переводить деньги на собственный банковский счет. Однако его полномочия ограничены законными операциями. Если он совершит кражу, генеральный директор обладает и властью, и полномочиями для того, чтобы его уволить. Но, разработав хитрый план, нечестный финансист избежит преследования, скрывшись из страны. Полномочия определяют, что человек, занимающий должность, имеет право делать. Власть определяет, что он может делать. Аудитор, обладающий властными полномочиями в отношении других специалистов, должен серьезно относиться к необходимости того, чтобы специалисты вырабатывали собственные суждения по бухгалтерским вопросам и в дальнейшем придерживались этих суждений. Такой аудитор-руководитель должен профессионально подходить и к расхождениям во мнениях. Аудиторы должны представлять финансовую информацию в полном объеме, честно, на должном этическом и профессиональном уровне, так, чтобы она была понятна. Форма финансовой и нефинансовой информации должна позволять четко описывать истинный характер существующего положения дел. От сотрудников на законном основании нельзя требовать, чтобы они: - нарушали закон; - нарушали правила и стандарты своей профессии; - обманывали или вводили в заблуждение (в том числе храня молчание) лиц, выступающих в качестве аудиторов работодателя; - подписывались под заявлением, которое существенно искажает факты, или иным образом были связаны с таким заявлением. Таким образом, нельзя требовать от аудиторов, чтобы они нарушали этический принцип объективности и выполняли свою работу нечестно. Честность – одно из важнейших требований нравственного, этичного поведения, включающее справедливость, принципиальность, верность принятым обязательствам. Честность и объективность являются одним из требований Кодекса этики аудиторов, их моральной и профессиональной обязанностью. Моральная обязанность – нравственное требование, выступающее как долг человека, как возлагаемая на него задача. В отличие от категории долга, понятие обязанности имеет, с одной стороны, более общий характер, поскольку в нем формулируются требования, равно относящиеся ко множеству людей, а с другой – более конкретный характер, так как оно раскрывает содержание предписываемых человеку поступков (что именно он должен делать). Долг человека состоит в том, чтобы выполнять определенные обязанности. Различные точки зрения в отношении правильного решения бухгалтерских или этических вопросов обычно должны быть обсуждены и урегулированы в рамках организации сотрудников, в первую очередь, с непосредственным начальником этих сотрудников, а затем, в случае продолжения разногласий по существенным вопросам этического характера, – с руководителями более высокого уровня. Следует подчеркнуть, что привлечение одних и тех же специалистов среднего звена аудиторской организации к выполнению аудиторских заданий в течение длительного периода времени может создавать угрозу независимости. Для установления профессиональных и нравственных отношений требуется значительное время, но если такие отношения налажены, обычно обеспечивается максимальная эффективность. И клиент, и аудитор, как правило, заинтересованы в постоянном участии одних и тех же старших аудиторов, руководителей аудиторских групп или бригад в аудите. Как и в случае семейных и личных отношений между аудитором и теми, кого он проверяет, существует опасность того, что длительное участие одного лица в аудиторской работе для клиента приведет к установлению тесных отношений с ним и это будет рассматриваться как угроза объективности и независимости. Помимо прочего, возникают вопросы контроля качества, поскольку аудитор, давно знакомый с деятельностью клиента, может чрезмерно полагаться на свою осведомленность при выполнении аудиторских процедур и вынесении суждений в связи с ключевыми аудиторскими решениями. Этическая оценка этих суждений дается в зависимости от того, какая степень содеянного имела место в действительности, был ли совершен проступок. Деяние – действие, рассматриваемое с точки зрения его практического содержания и достигнутого результата (что объективно совершено человеком). Проступок – поступок, по своему содержанию представляющий нарушение требований морали. Проступки бывают намеренные и ненамеренные. Намерение – решение человека совершить действие (поступок) и достигнуть определенного результата. В аудиторской организации должны предприниматься меры к обеспечению регулярной ротации старших сотрудников, работающих по заданию. Если ротация невозможна, для достижения тех же целей необходимо позаботиться о процедурах проверки работы таких сотрудников, своевременном получении сведений об их профессиональных и моральных характеристиках. Сроки и характер ротации персонала, работающего над выполнением задания, в особенности партнеров (высших руководителей аудиторской организации), отвечающих за такое задание, зависят от многих практических и этических соображений. Подобная ротация должна обеспечивать не только беспрепятственную передачу дел между сотрудниками, но и их морально-психологическую совместимость.
|