Курс: Нравственные аспекты деятельности коллектива аудиторской фирмы - Моральные конфликты и конфликтные ситуации |
Страница 10 из 12
Моральные конфликты и конфликтные ситуации Этика рассматривает в первую очередь конфликт моральный, т.е. специфическую ситуацию морального выбора, в которой принимающий решение человек констатирует в своем сознании противоречие: поступок во имя одной моральной нормы одновременно ведет к нарушению другой. Психиатрию интересуют конфликты психические – существование одновременно противоположно направленных и несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельного индивида (внутрипсихический конфликт) или между людьми в структуре межличностных отношений отдельных индивидов или групп. Социологи изучают конфликт социальный – столкновение сторон, мнений, сил; высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, социальных институтов, общества в целом, которая характеризуется усилением противоположных тенденций и интересов социальных общностей и индивидов. Эти определения можно найти в соответствующих словарях-справочниках. В процессе делового общения могут возникать конфликты всех приведенных оттенков, и это осложняет задачу их исследования и регулирования. Конфликтная ситуация – это специфическая форма морального конфликта, возникающего в результате появления и преодоления противоречий в трудовой деятельности коллектива. В основе конфликта – противоречие, в силу ряда причин не разрешаемое бесконфликтным способом. Наличие противоречий – имманентное свойство любой сложной системы, поскольку неоднородность элементов вызывает неравномерность их развития и различия в интересах, мотивах, потребностях, выбираемых целях и средствах, статусах, ролях, ожиданиях. Можно сказать, что в жизни всегда есть место противоречию и конфликту. Колее того, западная концепция конфликта, основы которой заложил Г. Зиммель, а в 50-е годы развили Л. Козер, Р. Дарендорф и др., основывается на том, что в развитом гражданском обществе социальные конфликты являются стабилизирующим фактором, фактором индикации наличия противоречий между группами, а цивилизованное разрешение конфликтов повышает управляемость обществом и служит целям контролируемой эволюции. Правда, следует обратить особое внимание на условие: наличие гражданского, открытого общества и тенденции к цивилизованному решению противоречий, что возможно только на соответствующей стадии общественного и правового развития. Типологии конфликтов достаточно многочисленны. В основу типологизации закладываются особенности субъектов, причины, движущие силы, цели, «почва», на которой происходит столкновение. Приведем типологию конфликтных ситуаций, разработанную на базе широких практик социологии, и поэтому имеющую право считаться хрестоматийной для конфликтов в трудовой сфере: – производственно-технологические: в руководстве аудиторской фирмы это конфликты по поводу выбора стратегии, целей организации и средств их достижения; в ее подразделениях – между «кабинетными специалистами» и «практиками» по поводу способов выполнения заданий по аудиту и т.п.; – экономические: по поводу интересов обслуживаемого экономического субъекта и форм трудового взаимодействия; – административно-управленческие: по поводу разделения прав и обязанностей, структуры организации, принятия решений и т.п.; – социально-психологические: по поводу коммуникаций, совместимости, психологического аспекта адаптации, группового взаимодействия, социального статуса и роли, удовлетворенности трудом и отношения к нему и т.п. Все они имеют выраженный нравственный аспект, напрямую связанный с моральной мотивацией, выбором, ориентациями. Правомерно добавить группу организационно-трудовых конфликтов, вызываемых недостатками в разделении труда, его организации, условиях и т.п. Возможность но результатам исследования ситуации отнести ее к одному из приведенных типов позволяет придать поиску путей разрешения противоречия или конфликта целенаправленный характер, вести поиск в соответствующей системе, привлекать аудиторов в требующихся специализированных областях деятельности. Для достижения этих целей нужны консультанты либо по экономике и организации труда, либо по менеджменту и управлению персоналом, либо по социологии, этике, социальной психологии. Главенствующей задачей для руководителя, специалистов и актива коллектива здесь является исключение или сведение до минимума конфликтных, разрушительных ситуаций и выбор наиболее приемлемых для большинства членов аудиторского коллектива форм и методов устранения конфликтов. Наиболее часто встречаемые конфликтные ситуации могут возникать по следующим причинам: – при резком разногласии между устоявшимся пониманием формального лидера и отдельных членов сущности сформировавшихся моральных ценностей в коллективе, желаемых целей и возможных путей для их реализации; – при явном проявлении самолюбия, упрямства, зазнайства и других отрицательных качеств члена коллектива и неадекватной самооценки им своих возможностей, способностей, талантов; – при наличии существенного различия в уровнях профессиональной компетентности, общей и профессиональной культуры, жизненного опыта членов аудиторского коллектива, при завышенной или заниженной самооценке личных качественных нравственно-психологических и профессиональных характеристик, присущих руководителю или отдельным членам коллектива; – при разногласии и противоречии в оценке труда отдельными членами коллектива или же со стороны его руководителя; – при необоснованном желании занять место неформального лидера в коллективе со стороны лица, который такими качествами не обладает; – при отсутствии умения у руководителя сочетать авторитарный стиль управления с возможностью использования демократических начал в новых условиях современного общества; – при неумении использовать в коллективе исторически сложившиеся неформальные отношения, традиции, ритуалы, обряды и др. Конфликт как процесс развивается по стадиям, которые представителям разных наук и научных школ видятся по-разному, но могут быть сведены в следующую схему: – сначала у субъекта (личности, аудиторской группы) возникает чувство неудовлетворенности (как противоречие между потребностями, желаниями, интересами и возможностями их удовлетворить); – неосознаваемое поначалу чувство неудовлетворенности перерастает в состояние фрустрации, уже осознанное и, более того, отражающееся на поведении; – происходит определение своего состояния и поиск субъективных причин, факторов и виновников; – формируется внутренняя установка, мотивация к устранению фрустрации; – в зависимости от выбора средств к устранению фрустрации, что является отражением индивидуальности субъекта, происходит либо принятие мер к цивилизованному разрешению конфликтной ситуации, либо начинается демонстрация конфликтного поведения. Фрустрация – субъективное психологическое переживание личностью ощущения непреодолимости какого-либо препятствия, неразрешимости возникшего противоречия. Эти этапы правомерно отнести к предконфликтной стадии. При правильном управлении на этих этапах возможно нахождение конструктивного решения. Существенным фактором, определяющим возможность цивилизованного разрешения противоречий, является наличие либо отсутствие желания понять другую сторону. Действие этого фактора определяется как личностными свойствами инициатора конфликта, так и наличием либо отсутствием необходимой информации. Индикаторами наличия противоречий в трудовой сфере аудиторского коллектива могут служить: ухудшение условий труда; снижение качества аудита; резкое уменьшение количества предложений от клиентов по их обслуживанию аудиторской фирмой; повышение уровня текучести персонала; ухудшение взаимоотношений между сотрудниками или между аудиторами и клиентом и т.д. Сюда же можно отнести появление слухов, фактов наушничества, сплетен. Источниками напряженности в коллективе, которая может перерасти в конфликт, А.Г. Здравомыслов определяет проблемы, связанные с размерами заработка, распределением ресурсов и заработка, низкой дисциплиной работников, неблагоприятными условиями труда, неритмичностью, распределением выгодных и невыгодных работ, неясностью критериев оценки результатов труда, текучестью кадров, недостатками в информировании работников о конечных целях и результатах деятельности фирмы, плохо налаженным учетом, наличием рыночной конкуренции. Каждый из этих факторов достаточно сложен по содержанию, требует специфических методов диагностики и устранения, однако, все они подвластны действиям компетентного руководства и относятся к той группе факторов, которые следует выявлять и разрешать на предконфликтной стадии. Если противоречие не осознано на предконфликтной стадии и не приняты меры к его устранению, начинается стадия собственно конфликта. При отсутствии у сторон взаимопонимания развитие конфликта идет обычно по следующему пути: – мобилизация ресурсов в отстаивании своих интересов; – использование силы или угрозы силы (демонстрации силы) в отстаивании своих интересов; появление жертв конфликта; – мобилизация контрресурсов, распространение конфликта, доминирование конфликта в сознании сторон, дальнейшее использование силы и рост числа жертв; – тупиковая ситуация, прекращение взаимодействия, совместной деятельности; возможно, распад системы. Результаты прохождения сторонами конфликта этой стадии деструктивны. Послеконфликтная стадия может включать следующие этапы: – осознание сторонами тупиковости ситуации; – поиск новых подходов, возможно, смена лидеров; – переосмысление, переформулировка собственных интересов с учетом опыта конфликтного поведения и тупиковой ситуации; – понимание и попытка учета интересов другой стороны; – переход к новому этапу взаимодействия, поиск конструктивного решения. Предметом внимания руководителей и анализа специалистов с целью своевременной диагностики противоречий и их разрешения являются субъекты возможного конфликта, их интересы, цели, потребности, мотивы, специфика поведения для прогнозировании развития отношений в ситуации наличия противоречий, их истинное и провозглашаемое отношение к ситуации, к проблеме, к другой стороне, их восприятие другой стороны, информированность о мотивации поведения друг друга и т.д. Положительными последствиями конструктивно разрешенного конфликта могут считаться следующие: – повышение сплоченности аудиторского коллектива, осознание наличия общих интересов и групповых ценностей; – индикация нетерпимости условий труда, произвола администрации, злоупотреблений, негодных методов руководства и т.п.; – стимулирование инновационного творческого поведения, новых технологий и схем аудиторской проверки; – изменение морально-психологического климата и всех элементов групповой динамики, многих групповых характеристик; – повышение уровня информированности сторон друг о друге, расширение кругозора, развитие элементов системного мышления, возможно, повышение квалификации отдельных участников конфликта; – возможность профилактики крупного конфликта путем разрешения мелкого конфликта. Инструментарием для проведения анализа служит диагностический аппарат социологии, психологии, социальной психологии. Целесообразен мониторинг в аудиторском коллективе по проблемам организации труда, условий труда, оплаты труда и стимулирования; по совместимости участников групп аудиторской проверки; по стилю руководства – методами подчинения, принятия решений; по отношению к труду, удовлетворенности трудом, причастности, мотивации трудового поведения; морально-психологическому климату. Назовем известный метод социометрии, экспресс-методику по изучению морально-психологического климата в профессиональном коллективе, методику определения стиля руководства коллективом, методику определения ценностных ориентации, направленности личности и др. Не так уж сложно найти или разработать опросник для выявления мотивов трудового поведения, отношения аудиторов к труду или к элементам организации и условий труда, к руководителю. Доступность многих методик, тестов сейчас исключительно высока, гуманитарные науки преподают практически во всех учебных заведениях, поэтому решение проблем создания работоспособного коллектива или бесконфликтного урегулирования противоречий вполне осуществимо в современных условиях. Необходимо отметить и существенную роль личностных особенностей субъектов производственного конфликта в его протекании, завершении, возможностях и путях урегулирования. Хрестоматийным стало описание поведения в конфликтной ситуации К. Томаса: личность может придерживаться тактики избегания, принуждения, подчинения, компромисса или сотрудничества); при этом только тактики компромисса, а особенно, сотрудничества ведут к разрешению конфликта, все другие оставляет напряженность в душе, по крайней мере, одного из участников конфликта. Уникальность каждой личности и организации не позволяет рассчитывать на достаточность типологии поведения К. Томаса для описания и анализа конкретной конфликтной ситуации, поэтому представляются столь необходимым владение фундаментальными знаниями в области человеческой психологии и социологии руководителями и специалистами кадровых аппаратов аудиторской фирмы. Распознать заблаговременно, а еще лучше – предвидеть конфликтную ситуацию на основе знания своего коллектива, уметь работать с любыми людьми, даже с конфликтными характерами, – проявление высокого уровня управленческого профессионализма руководителя. Приведем правила этичного поведения в конфликтной ситуации, разработанные на основе результатов исследований социологов МГУ. 1. Выявлять объективные противоречия и очерчивать «деловую» (в отличие от личностно-амбициозной) зону. 2. Постоянно работать над выявлением и устранением организационно- трудовых и административно-управленческих факторов, причин конфликтов. 3. Работать над обоюдной заинтересованностью сторон в преодолении противоречий на основе взаимного признания интересов, в т.ч. путем повышения уровня информированности участников, привлечения экспертов, третейских судей. 4. Отдавать приоритет содержательным и процедурным вопросам, психическую энергию направлять на поиски совместных решений. 5. Вести борьбу мирными, цивилизованными методами, оставаясь в рамках моральных норм и ценностей. 6. Стремиться вскрыть истинные, зачастую скрытые, «подводные» причины конфликта. 7. Обеспечить гласную, компетентную, конструктивную, публичную и равноправную критику с учетом мнения и интересов сторон. 8. Сохранять предметность цели, ее деловое содержание, не допуская перехода на личности. 9. Стремиться к сокращению времени протекания конфликта, не допускать изматывания сторон, понесения ими материального, нравственного или психологического ущерба. 10. Повышать свою квалификацию в сфере человеческого поведении, организации взаимодействия, «держать руку на пульсе» своего коллектива, учиться предвидеть конфликтные ситуации, вести переговори, принимать совместные решения. 11. Если конфликт все же произошел, провести послеконфликтный анализ и включить результаты анализа в копилку опыта организации деятельности своего коллектива. Методы урегулирования конфликтов связаны с типологией поведений в конфликтной ситуации: можно до поры делать вид, что ничего не происходит (избегать конфликта); можно принудить одну сторону подчиниться, принять условия другой; можно найти компромисс или путь к сотрудничеству, когда результаты могут оказаться выше ожиданий сторон. Н. Смелзер, американский социолог рекомендует в организации обеспечить, прежде всего, человеческое отношение к подчиненным, осуществлять взаимодействие по вертикали с позиций равенства. К.У. Томасом и Р.Х. Килменном были разработаны основные наиболее приемлемые стратегии поведения в конфликтной ситуации. Они указывают, что существуют пять основных стилей поведения при конфликте: приспособление, компромисс, сотрудничество, игнорирование, соперничество или конкуренция. Стиль поведения в конкретном конфликте, указывают они, определяется той мерой, в которой вы хотите удовлетворить собственные интересы, действуя при этом пассивно или активно, и интересы другой стороны, действуя совместно или индивидуально. Приведем типологию использования того или иного стиля в зависимости от конкретной ситуации и характера личности человека. Стиль конкуренции, соперничества может использовать человек, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень заинтересованный в сотрудничестве с другой стороной и стремящийся в первую очередь удовлетворить собственные интересы. Его можно использовать, если: – исход конфликта очень важен для вас и вы делаете большую ставку на свое решение возникшей проблемы; – вы обладаете достаточной властью и авторитетом и вам представляется очевидным, что предлагаемое вами решение – наилучшее; – вы чувствуете, что у вас нет иного выбора и вам нечего терять; – вы должны принять непопулярное решение и у вас достаточно полномочий или авторитета для выбора этого шага. Однако следует иметь в виду, что это не тот стиль, который можно использовать в близких, личных отношениях, так как кроме чувства отчуждения он ничего больше не сможет вызвать. Его также нецелесообразно использовать в ситуации, когда вы не обладаете достаточным статусом, а ваша точка зрения по какому-то вопросу расходится с точкой зрения начальника. Стиль сотрудничества можно использовать, если, отстаивая собственные интересы, вы вынуждены принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Этот стиль наиболее труден, так как он требует более продолжительной работы. Цель его применения – разработка долгосрочного взаимовыгодного решения. Такой стиль требует умения объяснять свои желания, выслушивать друг друга, сдерживать свои эмоции. Отсутствие одного их этих факторов делает этот стиль неэффективным. Для разрешения конфликта этот стиль можно использовать в следующих ситуациях: – необходимо найти общее решение, если каждый из подходов к проблеме важен и не допускает компромиссных решений; – у вас длительные, прочные и взаимозависимые отношения с другой стороной; – основной целью является приобретение совместного опыта работы; стороны способны выслушать друг друга и изложить суть своих интересов; – необходима интеграция точек зрения и усиление личностной вовлеченности сотрудников в деятельность. Стиль компромисса находится в середине сетки Томаса–Килменна. Суть его заключается в том, что стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. В этом плане он несколько напоминает стиль сотрудничества, однако осуществляется на более поверхностном уровне, так как стороны в чем-то уступают друг другу. Этот стиль наиболее эффективен, обе стороны хотят одного и того же, но знают, что одновременно это невыполнимо. Например, стремление занять одну и ту же должность в коллективе аудиторской проверки или одно и то же помещение для работы. При использовании этого стиля акцент делается не на решении, которое удовлетворяет интересы обеих сторон, а на варианте, который можно выразить словами: «Мы не можем полностью выполнить свои желания, следовательно, необходимо придти к решению, с которым каждый из нас мог бы согласиться». Такой подход к разрешению конфликта можно использовать в следующих ситуациях: – обе стороны имеют одинаково убедительные аргументы и обладают одинаковой властью (статусом); – удовлетворение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение; – вас может устроить временное решение, так как нет времени для выработки другого, или же другие подходы к решению проблемы оказались неэффективными; – компромисс позволит вам хоть что-то получить, а не все потерять. Стиль уклонения реализуется обычно, когда затрагиваемая проблема не столь важна для вас, вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения и не хотите тратить время и силы на ее решение. Этот стиль рекомендуется также в тех случаях, когда одна из сторон обладает большей властью (или статусом) или чувствует, что неправа, или считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов. Стиль уклонения можно рекомендовать к применению в следующих ситуациях: – источник разногласий тривиален и несущественен для вас по сравнению с другими более важными задачами, а потому вы считаете, что не стоит тратить на него силы; – знаете, что не можете или даже не хотите решить вопрос в свою пользу; – у вас мало власти для решения проблемы желательным для вас способом; – вы хотите выиграть время, чтобы изучить ситуацию и получить дополнительную информацию прежде чем принять какое-либо решение; – пытаться решить проблему немедленно опасно, так как вскрытие и открытое обсуждение конфликта могут только ухудшить ситуацию; – у вас был трудный день, а решение этой проблемы может принести дополнительные неприятности. Не следует думать, что этот стиль является бегством от проблемы или уклонением от ответственности. В действительности уход или отсрочка может быть вполне подходящий реакцией на конфликтную ситуацию, так как за это время она может разрешиться сама собой, или вы сможете заняться ею позже, когда будете обладать достаточной информацией и желанием разрешить ее. Стиль приспособления означает, что вы действуете совместно с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления нормальной рабочей атмосферы. Томас и Килменн считают, что этот стиль наиболее эффективен, когда исход дела чрезвычайно важен для другой стороны и не очень существен для вас или когда вы жертвуете собственными интересами в пользу другой стороны. Стиль приспособления может быть применен в следующих наиболее характерных ситуациях: – важнейшая задача – восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта; – предмет разногласия не важен для вас или вас не особенно волнует случившееся; – считаете, что лучше сохранить добрые отношения с другими людьми, чем отстаивать собственную точку зрения; осознаете, что правда не на вашей стороне; чувствуете, что у вас недостаточно власти или шансов победить. Использование человеком того или иного стиля поведения в конфликтной ситуации существенным образом влияет на формирование уважительного отношения к нему в коллективе. Уважение – отношение к человеку (людям), в котором практически признается его достоинство. Уважение предполагает справедливость, доверие к людям, внимательное отношение к их статусу и убеждениям.
|